В статье рассмотрены основы нормативного регулирования наследственных прав несовершеннолетних граждан в Российской Федерации. Показана необходимость не только детальной регламентации, но и всесторонней охраны и защиты наследственных прав несовершеннолетних как наиболее уязвимой категории граждан в силу возрастного критерия.
Ключевые слова: наследство, несовершеннолетний, обязательная доля, органы опеки и попечительства, доверительное управление наследством, законный представитель, восстановление наследственных прав.
Безусловно, порядок осуществления наследственных прав несовершеннолетних и лиц, достигших 18-летнего возраста, существенно отличается, о чем свидетельствует действующее наследственное законодательство Российской Федерации в отношении данной категории граждан.
Участие несовершеннолетних в наследственных правоотношениях сопряжено рядом отличительных черт, обусловленных введением дополнительных институтов защиты их прав и законных интересов.
К числу основных нормативно-правовых актов, регламентирующих осуществление наследственных прав несовершеннолетних, относят: Конституцию Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Семейный кодекс Российской Федерации, а также Федеральный закон «Об опеке и попечительстве».
Осуществление наследственных прав несовершеннолетним предполагает распоряжение последним и (или) его законными представителями правами, предоставленными наследственным законодательством.
Как следует из общих положений ГК РФ, несовершеннолетний может наследовать имущество по двум основаниям: по закону и по завещанию. При наследовании по закону дети наследодателя относятся к наследникам первой очереди и обладают правом на обязательную долю в наследстве, что вытекает из положений статьи 1149 ГК РФ [2].
При осуществлении наследственных правоотношений, в большинстве своем, наряду с несовершеннолетним, принимают участие его законные представители, ряд случаев предполагает привлечение также органа опеки и попечительства.
Статья 1157 ГК РФ предусматривает возможность отказа от наследства. При этом, отказ от наследства в случае, когда наследником является несовершеннолетний гражданин, допускается с предварительного разрешения органа опеки и попечительства. Данное положение связывается непосредственно с тем, что отказ от наследства влечет изменение имущественных прав несовершеннолетнего, вследствие чего необходимо получить согласие органа опеки и попечительства в целях недопущения ущемления его прав и законных интересов [2].
Следует отметить, что разрешение органа опеки и попечительства будет считаться законным и обоснованным лишь с учетом соблюдения и защиты имущественных интересов несовершеннолетнего.
В числе прочего, для обеспечения условий охраны интересов несовершеннолетнего при наследовании, статьей 1166 ГК РФ установлено, что при наличии зачатого, но еще не родившегося наследника, раздел наследства может быть осуществлен только после рождения такого наследника.
Переходя к вопросу о порядке раздела наследственного имущества при наличии несовершеннолетнего наследника, важно подчеркнуть, что ввиду того, что раздел наследства направлен на изменение имущественных прав несовершеннолетнего, органы опеки и попечительства в обязательном порядке должны быть уведомлены о составлении соглашения о разделе наследства и о рассмотрении в суде дела о разделе наследства [4].
Срок принятия наследства регламентирован статьей 1154 ГК РФ и составляет шесть месяцев со дня открытия наследства. Однако, законодательством не установлено, что недостижение наследниками совершеннолетнего возраста может приниматься в качестве уважительной причины пропуска срока для принятия наследства.
Но в то же время, позиция Верховного суда Российской Федерации, выраженная в Определении судебной коллегии по гражданским делам от 27.03.2018 № 5-КГ17–241, заключается в том, что ненадлежащее исполнение законным представителем возложенной на него законом, в силу положений статьи 64 СК РФ, обязанности действовать в интересах несовершеннолетнего ребёнка не должно отрицательно сказываться на правах и интересах этого ребёнка как наследника, не обладавшего на момент открытия наследства дееспособностью в полном объёме [5].
В связи с этим субъективное отношение законного представителя к вопросу о принятии наследства и его действия (бездействие), приведшие к пропуску срока для обращения в суд с иском о восстановлении срока для принятия наследства несовершеннолетними детьми, не могут в силу норм статьей 26, 28 и пункта 1 статьи 1155 ГК РФ являться основанием для отказа в восстановлении срока для принятия наследства наследникам, являвшимся несовершеннолетними на момент открытия наследства, поскольку самостоятельная реализация ими права на принятие наследства в течение шестимесячного срока и последующее обращение в суд были невозможны в силу их несовершеннолетнего возраста [3].
Считаем, данную позицию обоснованной, а также предполагаем целесообразным и необходимым закрепить вышеуказанное положение в наследственном законодательстве Российской Федерации, ввиду того, что причины пропуска срока должны оцениваться применительно к личности именно наследника, а не его законного представителя.
Что касается вопроса о доверительном управлении наследством, в судебной и нотариальной практике не сложилось единообразного подхода его разрешении. В соответствии со статьей 1026 ГК РФ права учредителя управления принадлежат органу опеки и попечительства, нотариусу или иному лицо, указанному в законе.
В том случае, если одним из наследников является несовершеннолетний, в учреждении доверительного управления участвует орган опеки и попечительства, призванный обеспечить охрану прав несовершеннолетнего при доверительном управлении наследством.
Довольно неоднозначно разрешен вопрос о сроках доверительного управления. Считаем, что ключевой уклон при учреждении условий договора доверительного управления должен быть направлен на срок, позволяющий в полной мере обеспечить права несовершеннолетнего лица.
Таким образом, анализируя нормы права, регулирующие участие несовершеннолетних в наследственных правоотношениях, следует заключить, что воля законодателя, как правило, нацелена на защиту интересов несовершеннолетних наследников. Однако, невзирая на данное положение, несомненно, определенные механизмы обеспечения защиты прав и законных интересов несовершеннолетних требуют более детального изучения и доработки.
В частности, урегулирование вопросов, связанных с осуществлением наследственных прав несовершеннолетнего из неполной семьи, либо оставшегося без попечения родителей; а также относительно порядка осуществления наследственных прав несовершеннолетнего, при наличии у его родителей двойного гражданства.
Резюмируя сказанное, считаем важным подчеркнуть, что законодательная регламентация наследственных прав несовершеннолетних подлежит реформированию, что, в свою очередь, обуславливает необходимость совершенствования законодательной базы, учитывая права и законные интересы данной категории субъектов наследственных правоотношений.
Литература:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru .
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) от 26.11.2001 № 146-ФЗ (ред. от 01.07.2021 № 287-ФЗ) // Официальный интернет-портал правовой информации: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34154/
- Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 02.07.2021 № 310-ФЗ) // Официальный интернет-портал правовой информации: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_76452/
- Федеральный закон Российской Федерации от 24.04.2008 № 48-ФЗ (ред. от 30.04.2021 № 114-ФЗ) «Об опеке и попечительстве» // Официальный интернет-портал правовой информации: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_76459/
5. Определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 27.03.2018 N 5-КГ17–241 // Официальный интернет-портал: https://legalacts.ru/sud/opredelenie-verkhovnogo-suda-rf-ot-27032018-n-5-kg17–241_540877/