Введение
Современное общество характеризуется бурным развитием процессов информатизации и компьютеризации. Информационная среда наряду с природной и социокультурной средой образует новый слой повседневной реальности современного человека. Данные процессы охватывают все сферы жизнедеятельности человека — учебную, профессиональную, досуговую, сферу межличностного взаимодействия и др. Информационные технологии становятся доступны широким слоям населения, осваиваются людьми разных профессий и разного возраста, в том числе и лицами с ОВЗ.
Одним из приоритетных направлений политики нашего государства является создание безбарьерной среды для инвалидов, что предполагает не только преодоление архитектурных и транспортных барьеров, но и обеспечение доступности информационно-коммуникационных технологий для данной категории населения, что закреплено на законодательном уровне. Осуществление инвалидами права на образование, одного из основополагающих прав человека, сопряжено с целым рядом проблем. Отсутствие необходимых условий для полноценного участия в образовательном процессе, отвечающих индивидуальным потребностям и возможностям учащихся, а также применение недостаточно эффективных методов обучения приводит к тому, что большинство молодых людей, имеющих ограниченные возможности здоровья, не могут получить хорошее образование и профессию. Недоступность получения образования является одной из основных причин, препятствующих полноценному включению инвалидов в жизнь современного общества. Создание подходящих условий обучения для учащихся, имеющих ограниченные возможности, может быть достигнуто на основе использования потенциала информационных и коммуникационных технологий.
Актуальность нашего исследования обусловлена тем, что использование информационных технологий для людей с ОВЗ имеет особое значение и выполняет особую функцию. В большинстве случаев эти люди испытывают сложности в социальных контактах в реальной жизни, и виртуальное общение несет определенный реабилитационный потенциал, позволяет приобрести новый коммуникативный опыт и стратегии жизни.
Цель нашего исследования — выявить значение информационных технологий в процессе социальной реабилитации подростков с ограниченными возможностями здоровья. Объект исследования — процесс социальной реабилитации подростков с ограниченными возможностями здоровья. Предмет исследования — информационные технологии в процессе социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Роль информационных технологий в процессе социальной реабилитации подростков с ОВЗ
В настоящее время информационные технологии играют важную роль в формировании и повышении роли и качества образования и активно внедряются во все сферы социально-политической и культурной жизни, включая домашний быт, развлечения и досуг.
Средства информационных технологий социальной поддержки ребенка-инвалида можно разбить на несколько категорий:
— обучающие, контролирующие и тренировочные системы;
— системы для поиска информации;
— моделирующие программы;
— инструментальные средства познавательного характера;
— инструментальные средства универсального характера;
— инструментальные средства для обеспечения коммуникаций.
Общение с компьютером вызывает у детей живой интерес, сначала как игровая, а затем и как учебная деятельность. Этот интерес и лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание, а именно эти качества обеспечивают психологическую готовность ребенка к обучению. Недоразвитие вербальной памяти и нарушения внимания делают необходимым проведение целенаправленной работы по преодолению этих расстройств. В этом случае применение компьютерных технологий становится особенно целесообразным, так как позволяет предоставлять информацию в привлекательной форме, что не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным.
Современные компьютерные системы обучения ставят перед ребенком реальную, понятную, вполне достижимую цель: решишь верно примеры — откроешь картинку, вставишь правильно все буквы — продвинешь ближе к цели сказочного героя. Таким образом, в процессе игры у ребенка возникает положительная мотивация усвоения знаний. Занятия с применением компьютера имеют большое значение и для развития произвольной моторики пальцев рук, что является важным моментом подготовки детей к овладению письмом. В процессе занятий дети учатся преодолевать трудности, контролировать свою деятельность, оценивать результаты. Решая заданную компьютерной программой проблемную ситуацию, ребенок стремится к достижению положительных результатов, подчиняет свои действия поставленной цели. Таким образом, использование компьютерных средств обучения помогает развивать у детей такие волевые качества, как самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость.
Компьютерные игры также направлены на обучение и развитие детей с ОВЗ. Например, посредством обучающих компьютерных программ у детей с нарушением зрения развиваются умения и навыки, необходимые для дальнейшей социальной реабилитации.
Развитие информационных технологий позволяет внедрить компьютерную технику в различные сферы нашей жизни. Реабилитационный процесс не остался в стороне. Широко используются технические средства компьютерных информационных технологий. Так, в целях повышения эффективности реабилитации применяют новые методы и технологии: занятия с применением Интернет-ресурсов (развивающие онлайн-игры), которые направлены на развитие координации движений, воображения, расширение кругозора, развитие способности к логическому мышлению и др. Например, в как направление реабилитации детей и подростков с ОВЗ используется мульттерапия — метод реабилитации и социализации детей и подростов с ограниченными возможностями здоровья средствами анимационного творчества. Занятия по мульттерапии строятся с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, группы формируются по возрастному составу 5–6 лет, 7–8 лет, 9–11 лет, 12–18 лет.
С помощью мульттерапии достигается:
— развитие мыслительных процессов: формирование понятий, решение задач, логических операций;
— развитие коммуникативных навыков: расширение словарного запаса, навыков выразительного чтения детей в процессе озвучивания и обсуждения сценария для мультфильма;
— развитие познавательных процессов: восприятия, памяти, а также креативных и творческих способностей детей с ОВЗ;
— формирование навыков компьютерной грамотности: работа с мышью и клавиатурой; — улучшение мелкой моторики пальцев рук через использование на занятиях различного материала: пластилин, крупы и др.;
— повышение уровня самооценки через взаимодействие с другими участниками процесса и взрослыми: умение работать в команде, отстаивать свое мнение и учитывать мнение окружающих, работая над одной целью» (Бабина, Степанова, 2016).
Одним из важнейших компонентов образования детей с ОВЗ является система дистанционного обучения. Она лучше всего подходит для того, чтобы ребенок с ограниченными возможностями здоровья получил хорошее образование. Также такая система позволит ребенку с ограниченными возможностями благополучно адаптироваться в жизни. Дистанционная форма образования — это новая технология обучения для детей, которые не могут самостоятельно посещать обычную школу в силу своих ограниченных возможностей. Сегодня центры, практикующие такое обучение, созданы во всех субъектах Российской Федерации.
«Можно выделить основные принципы дистанционного обучения:
— свободный доступ, т. е. право каждого, без вступительных испытаний, начинать учиться и получить среднее или высшее образование;
— дистанционность обучения, т. е. обучение при минимальном контакте с преподавателем с упором на самостоятельную работу» (Скулов, 2009).
Необходимо отметить основные направления, которые наиболее полно раскрывают позитивные возможности внедрения информационных технологий и их функций в социальную поддержку детей с ОВЗ:
— ценностно-смысловое;
— информационное;
— функционально-деятельностное;
— организационно-методическое.
Организационно-методическое направление возможностей информационных технологий в социальной реабилитации связано с тем, что подростки, в процесс социальной адаптации и реабилитации которых включаются средства этих технологий, с их помощью со временем сами начинают создавать новые информационные продукты, помогающие решать те или иные задачи социальной адаптации. В процессе социальной поддержки подростков с ОВЗ средствами информационных технологий большое внимание уделяется установлению и усилению учебно-познавательной деятельности данной категории, в которой аккумулированы разнообразные формы проведения занятий с использованием средств интерактивного обучения (чатов, форумов, компьютерных тестов и др.).
Использование глобальной компьютерной сети Интернет в образовании подростков с ОВЗ играет огромную роль, способствуя расширению их коммуникативных возможностей, создавая благоприятный эмоциональный тон и способствуя развитию уровня мотивации к обучению. Важно, что подростки, обращаясь к Интернету, могут использовать (хоть и не в полном объеме) в учебных целях практически любую образовательную среду (кроме инвалидов по зрению, для которых требуется создание особой информационной среды). Для успешного процесса социальной поддержки подростков с ОВЗ и их активной интеграции в общество необходимо, чтобы средства, методы, формы и другие компоненты информационной среды были как можно максимально приближены к конкретному индивиду, принимая во внимание его способности и возможности более полно включаться в полноценную жизнь.
Заключение
Использование в реабилитации новых информационных технологий позволяет делать занятия более наглядными и динамичными, более эффективными с точки зрения обучения и развития детей, облегчает работу педагога на занятиях и способствует формированию ключевых компетенций воспитанников. Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на различных занятиях с детьми со сложными дефектами позволяет развивать умение детей ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.
Основная цель применения ИКТ состоит в повышении качества реабилитационного процесса. Посредством использования ИКТ реализуются следующие задачи:
— увеличение интенсивности реабилитационных мероприятий;
— повышение мотивации детей и уровня их развития;
— мониторинг достижений;
— проведение диагностических исследований ребёнка.
Таким образом, в ходе изучения научной литературы по проблеме исследования можно сделать следующие выводы:
Во-первых, для детей с ОВЗ характерны быстрая истощаемость ресурсов внимания, снижение объёма памяти, эмоциональная неустойчивость, отсутствие интеллектуальных мотивов, снижение внешней мотивации, а, следовательно, отсутствие познавательного интереса. Поэтому, для того, чтобы заинтересовать воспитанников, сделать их обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, новые техники и технологии, которые эффективно будут применяться в организации творческой и познавательной деятельности детей.
Во-вторых, использование компьютера в реабилитации значительно повышает возможности коррекции и развития детей с ОВЗ.
В-третьих, организация реабилитационного процесса с детьми со сложными дефектами, прежде всего, способствует активизации познавательной сферы воспитанников, успешному усвоению материала и психическому развитию ребенка при условии, что занятия с использованием информационных технологий чётко продуманы, дозированы, и выстроены с учетом психологических особенностей детей с ОВЗ.