В данной научной статье рассматривается необходимость психолого-педагогического просвещения родителей и одно из самых актуальных средств передачи психологических знаний. Затрагиваются важные аспекты психологического просвещения родителей. Методом опроса выявлена интересующая тематика родителей в сфере педагогики и психологии.
Ключевые слова: психолого-педагогическое просвещение родителей, взаимодействие педагог-психолога и родителей, просвещение через Интернет, социальные сети.
В целях приобщения родителей к педагогической культуре специалисты применяют психолого-педагогическое просвещение. Психолого-педагогическое просвещение выполняет важную роль в решении вопросов касаемо социализации и воспитания детей. Процесс помогает родителям изучить психологические возрастные особенности, разобрать имеющиеся проблемы воспитания и в целом лучше понять своего ребенка. Вместе с тем, в осуществлении данной деятельности возникают некоторые сложности. Не всегда у родителей есть возможность посещать родительские собрания, беседы, встречи и др. Однако, семья как главный институт формирования личности ребенка, нуждается в квалифицированном психолого-педагогическом сопровождении в вопросах воспитания детей.
О важности и необходимости психологического просвещения родителей писали многие ученые И. В. Дубровина, Т. Д. Марцинковская, Л. Ф. Чупров, И. Б. Умняшова, Е. А. Клейменова и др.
Согласно, И. В. Дубровиной, одним из значимых аспектов психологического просвещения родителей является их знакомство с методами правильного общения с ребенком, проявления психологической поддержки и формирование в семье здорового психологического климата [1].
Существует множество форм психологического просвещения. Как отмечает Ю. Н. Новикова, «выстраивая взаимодействия с родителями, педагоги используют как традиционные формы (родительские собрания, лекции, круглые столы, мастер-классы), так и внедряют современные формы — это различные формы дистанционного взаимодействия, квесты, деловые игры и т. п». [2].
Как пишет Л. Ф. Чупров, психолого-педагогическое просвещение в системе психологической службы образования не должно ограничиваться стенами образовательных учреждений. И помимо привычных форм просвещения, в виде бесед, лекций и семинаров, важно внедрять и другие способы передачи информации от психолога к населению [3].
На сегодняшний день одним из наиболее актуальных способов формирования и распространения психологических знаний у населения является Интернет. Цифровой прогресс охватил и продолжает дальше развиваться во всех сферах нашей жизни. Область просвещения не стала исключением. В рассмотрении вопроса социальных сетей как средства психолого-педагогического просвещения родителей, необходимо отметить, что социальные сети становятся все более популярными и являются неотъемлемой частью каждой семьи в современном мире. Использование социальных сетей в целях просвещения обладает несомненным рядом преимуществ. Во-первых, родитель получает быстрый доступ к интересуемой информации, вне зависимости от местонахождения (где имеется доступ к интернету), во-вторых возможность подкрепления информации фото и видео материалами, в-третьих интерактивность и возможность оперативного получения обратной связи от специалиста. По мнению Л. Ф. Чупрова еще одним ключевым «преимуществом интернет просвещения перед устными выступлениями в том, что опубликованная в них информация всегда найдет своего адресата из-за большого охвата читательской аудитории» [4].
На данный момент практически у каждого учебного учреждения имеются аккаунты в социальных сетях, где педагоги выкладывают фото и видеоотчеты о мероприятиях школы либо детского сада, информируют родителей о предстоящих событиях, а также осуществляют просветительскую работу по вопросам воспитания и обучения детей. Важно отметить, что некоторые специалисты педагогики и психологии создают профессиональные аккаунты и ведут просветительскую работу по актуальным вопросам, посредством прямых эфиров, вебинаров, написания постов, создание гайдов (методическое пособие) и др.
Для выявления актуальности психологического просвещения и в целом отношения родителей к социальным сетям было проведено исследование методом опроса. В настоящем исследовании принимали участие тридцать родителей детей разных возрастов. Из общего количества 24 женщины, остальные мужчины. Исходя из опроса респондентов, выявили следующие показатели: 68 % родителей проводят в социальных сетях более 2 часов в день. 64 % родителей ответили, что они рассматривают социальные сети, как основной источник информации психолого-педагогического просвещения. Большинство родителей сообщают о том, что подписаны на аккаунты известных психологов и специалистов в социальных сетях.
В целях эффективной просветительской деятельности, необходимо определить требуемую тематику психологического просвещения. 46 % родителей выразили желание понять возрастные психологические особенности детей. 34 % хотели узнать об организации свободного времени детей. 20 % родителей интересуются развитием познавательных функций детей.
В ходе исследования выявлено, что только 23 % родителей при возникновении вопросов, связанных с общением и воспитанием детей, обращается за консультацией к педагог-психологу. Что еще раз подтверждает необходимость психологического просвещения родителей с привлечением квалифицированного специалиста, используя наиболее актуальные и удобные способы, в частности социальные сети. 35 % родителей рассматривают в качестве источника информации и средства психологического просвещения — книги и 65 % — социальные сети.
Таким образом, вышесказанного можно сделать вывод, что на сегодняшний день социальные сети, играют ключевую роль в воздействии и пользуются большим доверием среди родителей. Также они дают возможность большей аудитории получить информацию от специалиста в любое удобное для них время. Данный процесс сопровождается с возможностью реализации ее на практике. Проведенное исследование продемонстрировало, что большинство родителей положительно относятся к Интернету, в частности к социальным сетям, в качестве средства психологического просвещения, которые, в свою очередь, открывают новые возможности для специалистов, педагогов и психологов, в вопросе повышения психолого-педагогической грамотности у родителей.
Литература:
- Дубровина И. В. Практическая психология образования; Учебное пособие 4-е изд. — СПб.: Питер,2004. — 592 с.. 2004
- Новикова Ю. Н. Инстаграм. Современная форма взаимодействия с современными родителями / Ю. Н. Новикова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 22 (312). — С. 547–549. — URL: https://moluch.ru/archive/312/70712
- Чупров Л. Ф. Психолого-педагогическое просвещение в практической деятельности психолога; ЭНЖ «Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири»
- Чупров Л. Ф. Психологическое просвещение системе психопрофилактической работы практического психолога: Основы теории и методика Psychology. Educology. Medicine. — 2013 — № 1.sr; — 75 с. URL: pem.esrae.ru/1–7
- Детская практическая психология: учебник / под ред. проф. Т. Д. Марцинковской — М.: Гардарики, 2004. — 255 с.
- Умняшова И. Б. Особенности работы школьного психолога с родителями // Справочник руководителя образовательного учреждения. 2009.
- Клеймёнова Е. А. Формы и методы психологического просвещения родителей дошкольников [Электронный ресурс].- Вестник магистратуры.- 2019.- № 1–2(88)