Ключевые слова: малозначительность, административная ответственность, правоприменитель, административные правонарушения
Административная ответственность — разновидность юридической ответственности, которая заключается в применении мер административного наказания к лицу, совершившему административное правонарушение. В качестве возможности освобождения от административной ответственности законодателем предусмотрена малозначительность деяния.
Малозначительность административного правонарушения — законодательно закреплённая категория, которая находит отражение в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ). Статья 2.9 гласит, что при малозначительности совершённого административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. [1]
На практике применение указанной правовой нормы порождает ряд проблем. Это связано с тем фактом, что законодателем точно не определено понятие малозначительности административного правонарушения.
В научной литературе проблема применения правовых норм о малозначительности деяния освещена Т. А. Гуменюк, В. В. Игнатенко, Л. Л. Поповым, Д. Н. Бахрах и другими учёными.
Обратимся к научной литературе и анализу судебной практики. На сегодняшний день существует несколько подходов к пониманию малозначительности. Ряд учёных полагают, что категория «малозначительность» является оценочной, при применении нормы ст. 2.9 КоАП необходимо учитывать возможные последствия. Так, Т. А. Гуменюк отмечает, что понятие малозначительности является индивидуальным для каждого конкретного дела с учётом всех обстоятельств, а толкование данного понятия характеризуется определенными сложностями и имеет свои особенности. [3] Такое определение несомненно является результатом пробела в праве. Отметим, что использование оценочных понятий в административной деятельности возможно в том случае, если возможность четкого толкования правовой нормы отсутствует.
Считаем, что следует обратиться к Постановлению Верховного суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», который указывает на то, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. [2] Это дает основание сделать умозаключение, что важнейшим является характер последствий правонарушения, а также его оценка правоприменителем. При этом важнейшей является материальная сторона наступивших последствий. Верховный суд указывает какие именно дела не могут быть признаны малозначительными (ст. 12.8 и 12.26 КоАП РФ), характеризуя последние как существенно нарушающие охраняемые общественные отношения. Таким образом, Верховный суд призывает не рассматривать малозначительность через личность деликвента.
Вторая группа ученых считает, что малозначительность представляет собой один из фундаментальных принципов применения к правонарушителям мер административного наказания — гуманизм. В данном случае он выражается в том, что правоприменитель может применить к нарушителю устное замечание. [3]
Устное замечание не влечет для нарушителя неблагоприятных юридических последствий, но оно свидетельствует о неотвратимости реагирования государства на каждое поведение лица, запрещенное законом. Оно является мерой воспитательного воздействия, а значит имеет предупредительную и профилактическую функцию. На наш взгляд, это является выражением принципа гуманистического характера современного законодательства.
Третья группа ученых обращает внимание на то, что малозначительность является альтернативой административному наказанию лишь в определенных случаях. Так, Д. Н. Бахрах полагает, что при осуществлении государством карательного воздействия при привлечении к административной ответственности целесообразнее предоставить правоприменителю возможность заменить наказание на иную меру. [3]
Необходимо отметить, что при применение судом нормы о малозначительности деяния, суды учитывают также количественные и качественные признаки правонарушения, личностные характеристики, ситуационные факторы. Критерии малозначительности определяются правоприменителем самостоятельно в каждом конкретном случае. Тогда возникает вопрос в обоснованности применения данной нормы.
По мнению А. Б. Панова, необходимо ввести дополнительные признаки, характеризующие малозначительность. Для длящихся правонарушений большое значение имеет продолжительность деяния, также необходимо оценивать не размер реального ущерба, а вредоносность противоправного деяния, составляющего объективную сторону правонарушения. Субъективная сторона правонарушения также имеет весомое значение при отнесении деяния к категории малозначительного. Вызывает сомнение освобождение от административного наказания при совершении умышленного деяния. [5]
Очевидно, что для квалификации деяния как малозначительного правоприменителю необходимо иметь четкие критерии оценки по факту полного, объективного и всестороннего установления фабулы дела. Необходимо принимать во внимание принципы и целю юридической ответственности.
Считаем, что выработка критериев понятия «малозначительность административного правонарушения» способствовала бы единообразному применению положений ст. 2.9 КоАП РФ.
Таким образом, при признании административного правонарушения малозначительным правоприменителю необходимо применять положения ст. 2.9 КоАП РФ крайне осторожно, при условии, что правонарушение не причинило или не создало угрозу причинения существенного вреда.
Литература:
- Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации: федеральный закон от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. От 16.04.2022, с изм. От 17.05.2022), СПС «КонсультантПлюс».
- Постановлению Верховного суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», СПС «КонсультантПлюс».
- Решетников Г..Е., Проблемы определения понятия и признаков малозначительности административного правонарушения // Ученые записки Алтайского филиала Российской академии народного хозяйства при Президенте Российской Федерации, 2019.
- Бахрах Д. Н., Состав административного проступка: учеб. пособие, Свердловск, 1987.
- Гуменюк Т. А., Малозначительность административного правонарушения как основание освобождения от административной ответственности // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации 2006 № 11.
- Панов А. Б., «О малозначительности административных правонарушений» // Право. Журнал Высшей школы экономики, 2012.
- Ломакина Л. А., Понятие малозначительности административного правонарушения в КоАП РФ // Журнал российского права, 2012.