Стилизация в проектировании изделий декоративно-прикладного искусства на примере керамических ваз
Трофимова Аделина Викторовна, студент магистратуры
Казанский национальный исследовательский технологический университет
Статья содержит основные сведения о приемах стилизации, которые используются для создания декоративных форм на основе растительных элементов. В статье описываются основная идея воплощения и стилизации растений родного края в керамических декоративных вазах.
Ключевые слова : стилизации, композиция, керамические вазы, эскиз, формообразование, растительный мотив.
Основной идеей для создания керамических ваз, послужил богатый и разнообразный растительный мир родного края. Для выявления главных признаков и черт, характерных для растений данной местности, анализировалось их строение, виды и их поведении при воздействии на них природных факторов. Опираясь на эти результаты, в итоге сформированы идеи формообразования ваз и их декора.
Стилизация — это творческий процесс создания декоративного произведения. Существует несколько способов построения стилизованной композиции: плоскостной, когда происходит обобщение воздушной и линейной перспективы; конструктивный, когда в любой форме необходимо увидеть, прежде всего, структуру, формообразование; орнаментальный, когда предмет превращается в деталь орнамента; образный, когда происходит переработка реалистического изображения в образ [1, с. 251].
Кроме того, Г. М. Логвиненко отмечает, что произведение может быть декоративным за счет упрощения формы предметов, применения активных цветовых контрастов, введения декоративного контура и других приемов. Но в нём не будет стиля, если не возникнет цельность всех компонентов [2, с. 36].
Основным приемом художественного проектирования являются технологические приемы. На основе данных приемов определятся и отображаются все возможности построения керамических ваз. Главная особенность керамических ваз заключается в формообразовании и расположении орнамента, раскрывающего красоту, структуру и форму. Чтобы выявить такие особенности, требуется особый подход к формированию композиции ваз. Композиция в проектировании имеет свои особенности. Во-первых, это переход от трехмерного пространственного изображения к двумерному, отказ от линейной воздушной перспективы и линейного объема. Во-вторых, это процесс работы с плоскостью, с формированием изображения плоскости. В-третьих, это разделение плоскости на части, поиск масштаба этих частей [3, с. 46].
В основе композиции для керамических ваз лежит рельефная фигура, воплощающаяся сопряжением нескольких геометрических форм, а также строение и плавные изгибы полевых растений. Основными компонентами при создании эскиза являются базовые элементы композиции: точка, пятно, линия. Композиция, в свою очередь, основана на использовании цвета и формообразования.
Особое внимание при построении композиции для керамических ваз обращается на простоту самих технологических приемов, их логичность. Это связано особенностью формы ваз, способом нанесения на изделие рисунка, что обуславливает трактовку творческого замысла в определенном стилизованном виде. Имеется ввиду, что творческий замысел дизайнера-проектировщика должен быть трансформирован в виде соответствующей композиции. Формирование композиции можно разделить на следующие этапы:
1 этап — выбор сюжета, формирование основной идеи композиции;
2 этап — стилизация композиции;
3 этап — определения масштаба композиции и ее восприятия;
4 этап — определение цветового решения для полноты восприятия идеи.
Для их стилизации выбран способ типизации. Этот способ выявляет наиболее характерные и общие черты растений, посредством опускания одних черт и упрощения других. Выбор данного способа стилизации обусловлено способом нанесения рисунка на вазу и его формой, которая состоит из сложной геометрической формы. Графическое изображение полевых растений формирует динамичный мотив, изображенный на рис. 1.
Рис. 1. Эскиз элементов растительного орнамента
При работе над эскизами немаловажную роль играют и формообразование ваз. Связи с чем велись композиционные поиски, связанные с визуальным восприятием формы создаваемого изделия. Для стилизации необходимо определить масштаб изделия в соответствии с окружающей средой. Вследствие чего найдены основные размеры керамических ваз и способ их визуального построения [4, с. 25].
Рис. 2. Технический рисунок
Последним этапом при композиционном проектировании является правильный подбор цветовой гаммы. Большое внимание при этом уделяется сочетанию цветовой гаммы друг с другом.
При поиске цветовой гаммы для реализации проекта, главной задачей стало подобрать оттенки цветов при котором не терялась рельефность формы ваз, воплощающаяся сопряжением нескольких геометрических форм.
Для декорирования керамических вазы выбран светло-зеленый цвет. Цвет подобран для создания на вазе эффекта наполненности. Керамические вазы в цвете представлены на рисунке 3.
Рис. 3. Цветовой вариант ансамбля керамических ваз
Данные эскизы представляют собой сочетание различных оттенков зеленого, начиная от болотного до темно зеленого и белого цвета.
Таким образом, при создании стилизованной композиции с мотивами полевых растений, особое внимание стоит уделить плановости изображения и использованию геометрических форм в передаче объема керамических ваз. Все элементы декоративной композиции должны подчиняться основной идее, при этом не обязательно добиваясь полного сходства с изображаемым растением, но следует передать основные её особенности, чтобы стилизованные объекты остались узнаваемы зрителем. Эти правила являются основой создания гармоничной композиции.
Литература:
- Даглидян К. Т. Декоративная композиция. — М.: Феникс, 2010. — 312 с.
- Логвиненко Г. М. Декоративная композиция. — М.: Владос, 2005. — 144 с.
- Устин В. Б. — Учебник Дизайна. Композиция, методика, практика. -М., 2009.
- Кимберли Элам. Геометрия дизайна. Пропорции и композиция. — 2011. — 103 с.
- Васютинский, Н. Золотая пропорция/ Васютинский Н, Москва, Молодая гвардия, 1990, — 238 с.
- Аркелян Г. Математика и история золотого сечения. М.: Логос. 2014. — 404 с.