Стилизация в проектировании изделий декоративно-прикладного искусства на примере керамических ваз | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Архитектура, дизайн и строительство

Опубликовано в Молодой учёный №22 (417) июнь 2022 г.

Дата публикации: 01.06.2022

Статья просмотрена: 487 раз

Библиографическое описание:

Трофимова, А. В. Стилизация в проектировании изделий декоративно-прикладного искусства на примере керамических ваз / А. В. Трофимова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 22 (417). — С. 65-67. — URL: https://moluch.ru/archive/417/92361/ (дата обращения: 16.10.2024).



Стилизация в проектировании изделий декоративно-прикладного искусства на примере керамических ваз

Трофимова Аделина Викторовна, студент магистратуры

Казанский национальный исследовательский технологический университет

Статья содержит основные сведения о приемах стилизации, которые используются для создания декоративных форм на основе растительных элементов. В статье описываются основная идея воплощения и стилизации растений родного края в керамических декоративных вазах.

Ключевые слова : стилизации, композиция, керамические вазы, эскиз, формообразование, растительный мотив.

Основной идеей для создания керамических ваз, послужил богатый и разнообразный растительный мир родного края. Для выявления главных признаков и черт, характерных для растений данной местности, анализировалось их строение, виды и их поведении при воздействии на них природных факторов. Опираясь на эти результаты, в итоге сформированы идеи формообразования ваз и их декора.

Стилизация — это творческий процесс создания декоративного произведения. Существует несколько способов построения стилизованной композиции: плоскостной, когда происходит обобщение воздушной и линейной перспективы; конструктивный, когда в любой форме необходимо увидеть, прежде всего, структуру, формообразование; орнаментальный, когда предмет превращается в деталь орнамента; образный, когда происходит переработка реалистического изображения в образ [1, с. 251].

Кроме того, Г. М. Логвиненко отмечает, что произведение может быть декоративным за счет упрощения формы предметов, применения активных цветовых контрастов, введения декоративного контура и других приемов. Но в нём не будет стиля, если не возникнет цельность всех компонентов [2, с. 36].

Основным приемом художественного проектирования являются технологические приемы. На основе данных приемов определятся и отображаются все возможности построения керамических ваз. Главная особенность керамических ваз заключается в формообразовании и расположении орнамента, раскрывающего красоту, структуру и форму. Чтобы выявить такие особенности, требуется особый подход к формированию композиции ваз. Композиция в проектировании имеет свои особенности. Во-первых, это переход от трехмерного пространственного изображения к двумерному, отказ от линейной воздушной перспективы и линейного объема. Во-вторых, это процесс работы с плоскостью, с формированием изображения плоскости. В-третьих, это разделение плоскости на части, поиск масштаба этих частей [3, с. 46].

В основе композиции для керамических ваз лежит рельефная фигура, воплощающаяся сопряжением нескольких геометрических форм, а также строение и плавные изгибы полевых растений. Основными компонентами при создании эскиза являются базовые элементы композиции: точка, пятно, линия. Композиция, в свою очередь, основана на использовании цвета и формообразования.

Особое внимание при построении композиции для керамических ваз обращается на простоту самих технологических приемов, их логичность. Это связано особенностью формы ваз, способом нанесения на изделие рисунка, что обуславливает трактовку творческого замысла в определенном стилизованном виде. Имеется ввиду, что творческий замысел дизайнера-проектировщика должен быть трансформирован в виде соответствующей композиции. Формирование композиции можно разделить на следующие этапы:

1 этап — выбор сюжета, формирование основной идеи композиции;

2 этап — стилизация композиции;

3 этап — определения масштаба композиции и ее восприятия;

4 этап — определение цветового решения для полноты восприятия идеи.

Для их стилизации выбран способ типизации. Этот способ выявляет наиболее характерные и общие черты растений, посредством опускания одних черт и упрощения других. Выбор данного способа стилизации обусловлено способом нанесения рисунка на вазу и его формой, которая состоит из сложной геометрической формы. Графическое изображение полевых растений формирует динамичный мотив, изображенный на рис. 1.

Эскиз элементов растительного орнамента

Рис. 1. Эскиз элементов растительного орнамента

При работе над эскизами немаловажную роль играют и формообразование ваз. Связи с чем велись композиционные поиски, связанные с визуальным восприятием формы создаваемого изделия. Для стилизации необходимо определить масштаб изделия в соответствии с окружающей средой. Вследствие чего найдены основные размеры керамических ваз и способ их визуального построения [4, с. 25].

Технический рисунок

Рис. 2. Технический рисунок

Последним этапом при композиционном проектировании является правильный подбор цветовой гаммы. Большое внимание при этом уделяется сочетанию цветовой гаммы друг с другом.

При поиске цветовой гаммы для реализации проекта, главной задачей стало подобрать оттенки цветов при котором не терялась рельефность формы ваз, воплощающаяся сопряжением нескольких геометрических форм.

Для декорирования керамических вазы выбран светло-зеленый цвет. Цвет подобран для создания на вазе эффекта наполненности. Керамические вазы в цвете представлены на рисунке 3.

Цветовой вариант ансамбля керамических ваз

Рис. 3. Цветовой вариант ансамбля керамических ваз

Данные эскизы представляют собой сочетание различных оттенков зеленого, начиная от болотного до темно зеленого и белого цвета.

Таким образом, при создании стилизованной композиции с мотивами полевых растений, особое внимание стоит уделить плановости изображения и использованию геометрических форм в передаче объема керамических ваз. Все элементы декоративной композиции должны подчиняться основной идее, при этом не обязательно добиваясь полного сходства с изображаемым растением, но следует передать основные её особенности, чтобы стилизованные объекты остались узнаваемы зрителем. Эти правила являются основой создания гармоничной композиции.

Литература:

  1. Даглидян К. Т. Декоративная композиция. — М.: Феникс, 2010. — 312 с.
  2. Логвиненко Г. М. Декоративная композиция. — М.: Владос, 2005. — 144 с.
  3. Устин В. Б. — Учебник Дизайна. Композиция, методика, практика. -М., 2009.
  4. Кимберли Элам. Геометрия дизайна. Пропорции и композиция. — 2011. — 103 с.
  5. Васютинский, Н. Золотая пропорция/ Васютинский Н, Москва, Молодая гвардия, 1990, — 238 с.
  6. Аркелян Г. Математика и история золотого сечения. М.: Логос. 2014. — 404 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ваз, цветовая гамма, основная идея, особое внимание, родной край, стилизация, стилизованная композиция, формирование композиции, формообразование, этап.


Ключевые слова

формообразование, композиция, эскиз, стилизации, керамические вазы, растительный мотив

Похожие статьи

Авторская трактовка этнокультурных образов в искусстве гравюры

В статье выявлены художественно-технологические возможности воспроизведения графических композиций в искусстве гравюры на картоне. На основе реализованных авторских концепций отражены этнокультурные образы в контексте проектно-художественных и повест...

Орнамент как средство архитектурно-художественной выразительности

В статье рассматриваются традиционное искусство орнамента, использующееся как средство архитектурно-художественной выразительности, который используется в современном строительстве.

Традиции формообразования текстиля Беларуси

Рассмотрены формообразующие традиции текстиля Беларуси на основных исторических этапах его становления: ручное изготовление, мануфактурное и промышленное производство (довоенный, послевоенный и этап формирования новой рыночной экономики). В каждом из...

Декоративно-прикладное искусство как средство формирования художественных способностей учащихся детских художественных школ

В статье рассмотрена роль творческой деятельности в эстетическом воспитании детей, кроме того, на примере выполнения работы в технике многоуровневой аппликации декоративно-прикладное искусство рассмотрено как одно из средств формирования художественн...

Влияние декоративных средств разработки поверхности формы на процесс формообразования моделей одежды

В статье анализируются декоративные средства разработки поверхности формы относительно их влияния на процесс формообразования моделей одежды.

Бумагопластика как одно из средств формообразования костюма

В статье раскрываются основные моменты применения средств бумагопластики для объемного формообразования макетов одежды.

Развитие у учащихся восприятия объёмных художественных форм из пластического материала на уроках технологии

В статье ставится задача описания педагогического эксперимента, направленного на изучение данной проблематики в рамках основного образования курса технологии. Проанализирована учебно–программной документации о наличии в тематическом планировании изуч...

Исторические методы корректировки чертежей в современной реконструкции одежды

Статья посвящена изучению возможностей применения исторических схем корректировки лекал в реконструкции одежды. Исследованы способы учета особенностей строения индивидуальных фигур в исторических системах кроя. Показаны возможности применения историч...

Современные способы ручного нанесения рисунка на ткань

В статье рассматриваются современные варианты ручного нанесения рисунка на одежду, доступные младшим школьникам. Описываются этапы работы по созданию серии творческих работ с применением разных техник. Сделаны выводы о трудоемкости, художественной вы...

Архитектурные и конструктивные решения общественных зданий с применением большепролетных конструкций: обзор опыта зарубежных стран

В статье рассматриваются конструктивные схемы спортивных сооружений на примере зарубежных стран. Автор приходит к выводу, что архитектура спортивных сооружений выявляет сущность большепролетных конструкций, которые сочетают в себе синтез инженерной и...

Похожие статьи

Авторская трактовка этнокультурных образов в искусстве гравюры

В статье выявлены художественно-технологические возможности воспроизведения графических композиций в искусстве гравюры на картоне. На основе реализованных авторских концепций отражены этнокультурные образы в контексте проектно-художественных и повест...

Орнамент как средство архитектурно-художественной выразительности

В статье рассматриваются традиционное искусство орнамента, использующееся как средство архитектурно-художественной выразительности, который используется в современном строительстве.

Традиции формообразования текстиля Беларуси

Рассмотрены формообразующие традиции текстиля Беларуси на основных исторических этапах его становления: ручное изготовление, мануфактурное и промышленное производство (довоенный, послевоенный и этап формирования новой рыночной экономики). В каждом из...

Декоративно-прикладное искусство как средство формирования художественных способностей учащихся детских художественных школ

В статье рассмотрена роль творческой деятельности в эстетическом воспитании детей, кроме того, на примере выполнения работы в технике многоуровневой аппликации декоративно-прикладное искусство рассмотрено как одно из средств формирования художественн...

Влияние декоративных средств разработки поверхности формы на процесс формообразования моделей одежды

В статье анализируются декоративные средства разработки поверхности формы относительно их влияния на процесс формообразования моделей одежды.

Бумагопластика как одно из средств формообразования костюма

В статье раскрываются основные моменты применения средств бумагопластики для объемного формообразования макетов одежды.

Развитие у учащихся восприятия объёмных художественных форм из пластического материала на уроках технологии

В статье ставится задача описания педагогического эксперимента, направленного на изучение данной проблематики в рамках основного образования курса технологии. Проанализирована учебно–программной документации о наличии в тематическом планировании изуч...

Исторические методы корректировки чертежей в современной реконструкции одежды

Статья посвящена изучению возможностей применения исторических схем корректировки лекал в реконструкции одежды. Исследованы способы учета особенностей строения индивидуальных фигур в исторических системах кроя. Показаны возможности применения историч...

Современные способы ручного нанесения рисунка на ткань

В статье рассматриваются современные варианты ручного нанесения рисунка на одежду, доступные младшим школьникам. Описываются этапы работы по созданию серии творческих работ с применением разных техник. Сделаны выводы о трудоемкости, художественной вы...

Архитектурные и конструктивные решения общественных зданий с применением большепролетных конструкций: обзор опыта зарубежных стран

В статье рассматриваются конструктивные схемы спортивных сооружений на примере зарубежных стран. Автор приходит к выводу, что архитектура спортивных сооружений выявляет сущность большепролетных конструкций, которые сочетают в себе синтез инженерной и...

Задать вопрос