В данной научной статье автор рассматривает полномочия главы государства в сфере исполнительной власти. Анализ будет проводиться в рамках таких государств как Франция, США и ФРГ, а также Саудовская Аравия. Сравнить объём полномочий глав государств различных стран.
Ключевые слова: глава государства, полномочия, исполнительная власть, премьер-министр, указы.
На протяжении всей истории существования государств институт главы является неотъемлемой частью механизма функционирования публичной власти. Глава государства занимает высшее место в иерархии государственных институтов, а также осуществляет верховное представительство страны как во внутриполитической жизни, так и в отношениях с другими государствами. Как правило, это официальное лицо (редко орган). Наименования этой должности могут быть различны, наиболее распространенные — Президент и Король. Обусловлено это историческими факторами, сложившимися политическими традициями, заимствованием успешного опыта. Полномочия главы государства в каждой стране не идентичны, эти полномочия могут быть как широкими, так и ограниченными, либо же глава государства может фактически не обладать существенными полномочиями. Расположение главы государства в системе органов власти может быть различным — глава государства может быть частью исполнительной власти (США), располагаться на равном удалении от всех ветвей власти (Франция, ФРГ), даже быть частью парламента (Великобритания) или высшей инстанцией судебной власти (Саудовская Аравия). Однако, в силу закрепленных в конституциях стран мира полномочий по реализации государственной политики, претворению ее в жизнь, полномочия главы государства по своей природе ближе к исполнительной власти, потому что высшее должностное лицо также является своеобразным инструментом в реализации целей и задач государства.
Чтобы выявить природу и особенности полномочий главы государства в сфере исполнительной власти предлагается их анализ полномочий на примере президентов ФРГ, Франции, США и короля Саудовской Аравии. Эти страны были взяты исходя из различного объёма полномочий их глав. При сравнительном анализе предполагается следование от меньшего объёма полномочий к большему.
В первую очередь, следует обратиться к конституционному закреплению статуса главы государства. К примеру, согласно Основному закону ФРГ главой государства является Федеральный президент (ст. 54 Основного закона ФРГ). Стоит сразу отметить, что в этой стране глава государства имеет лишь символическое значение и осуществляет представительские функции. Поэтому полномочия главы ФРГ существенно отличаются от иных рассматриваемых стран. Наоборот, по Конституции Франции Президенту Республики принадлежит центральное место в системе государственных органов. То же самое в США. Согласно Конституции согласно разделу 1 статьи II «исполнительная власть предоставляется Президенту США» [4]. То есть президент является единоличным носителем правительственной власти. Должности премьер-министра нет, эту должность совмещает Президент, то есть является одновременно главой государства и исполнительной власти. В отличие от предыдущих государств, где имеется разделение властей, в Саудовской Аравии власть сосредоточена в руках одного человека — короля. Формальное разделение есть, например, в статье 44 Основного низама этой страны «закреплено разделение властей на судебную, исполнительную и законодательную, однако установлено, что «Высшей инстанцией всех видов власти является король» [5]. Однако мы видим, из этого положения, что все ветви в итоге замыкаются на монарха.
Теперь рассмотрим сами полномочия главы государства, то есть каким образом реализует свои функции в области исполнительной власти. Как мы уже упоминали ранее, в ФРГ Президент имеет лишь символическое значение. Поэтому его полномочия урезаны в пользу федерального канцлера, которого назначает парламент страны (Бундестаг). В Основном законе прямо сказано, что федеральный президент не может входить в состав правительства. Формально он может выдвигать кандидатуры на пост Федерального канцлера (считаясь с партийным соотношением парламентских фракций в парламенте) [3], а также назначать по предложению Федерального канцлера федеральных министров, обладает полномочиями назначать и увольнять федеральных чиновников и федеральных судей, офицеров и унтер-офицеров.
Во всех перечисленных случаях он является лишь исполнителем решений, принимаемых другими органами власти государства. Для того чтобы распоряжение или указания Федерального президента вступили в действие необходима их контрасигнация (подпись) Федеральным канцлером или компетентным на то федеральным министром (статья 58 Основного закона ФРГ) [3].
Совсем другая ситуация складывается во Франции, где президент обладает исключительно широкими полномочиями в сфере руководства и управления государственными делами. Согласно статье 8 Конституции «Президент республики назначает премьер-министра Франции, а также принимает решение о назначении нового премьер-министра после принятия отставки предыдущего правительства. По предложению премьер-министра назначает всех членов правительства» [2]. Как мы видим из этого положения, он играет ведущую роль при формировании правительства страны. Также президент председательствует в Совете министров, причем никакое заседание Правительства в форме Совета министров невозможно при отсутствии главы государства, что закреплено в Конституции этой страны (статья 9). В отличие от ФРГ президент этой страны не только сам может назначать премьер-министра, но и отзывать его и иных членов Правительства. Назначение на все высшие военные и гражданские должностным схож с ФРГ, связано это с тем, что главы государства почти всегда являются главнокомандующими вооруженных сил своей страны.
Ещё одним важным полномочием президента Франции является, возможность издавать исполнительные акты — ордонансы, декреты. Это самостоятельные нормативно-правовые акты, которые играют в регулировании отдельно взятых сфер общественных отношений ту же роль, что и закон. Ордонансы наиболее важные регламентирующие акты, издаваемые Президентом. Декрет относится текущему правовому регулированию.
Далее мы увидим, что такими полномочиями также обладают главы государств США и Саудовской Аравии, хотя и называются эти акты по-другому.
Если обратиться к опыту США, полномочия главы которого коренным образом отличаются от предыдущих стран. Согласно разделу 1 статьи II Конституции США, «Исполнительная власть принадлежит президенту» [4]. Это значит, что президент и есть исполнительная власть. Ранее мы уже упоминали отсутствие должности премьер-министра в этой стране. Президент по совету и с согласия сената формирует свой Кабинет, который включает в себя высших должностных лиц исполнительной власти, он не только может назначать, но и уволить. Этот аспект немного схож с Францией, однако в этой стране члены Кабинета часто рассматриваются обычно как помощники и советники президента, так называемые министры не являются «классическими» в нашем понимании. К примеру, президент США может потребовать мнение от высшего должностного лица в каждом из исполнительных департаментов по любому вопросу, касающемуся их непосредственных должностных обязанностей в письменном виде. Такого рода полномочия не были характерны для рассмотренных стран (ФРГ, Франция). Также президент может издавать указы, то есть исполнительный приказ «директива президента Соединенных Штатов, которая управляет деятельностью федерального правительства». Таким образом он (Президент) обеспечивает выполнение законов и определяет полномочия должностных лиц государства.
Также как и в ФРГ, Франции и в США глава государства тоже осуществляет «назначение на должности послов, других официальных представителей и консулов, судей Верховного суда и всех других должностных лиц Соединенных Штатов, по совету и с согласия Сената» [4]. Это полномочие идентично во всех рассматриваемых странах. В этой стране принято говорить не о правительстве, а об Администрации Президента, у которой лишь «совещательный» характер: решения принимаются Президентом единолично (то есть за ним всегда остаётся последнее слово в этой области).
Саудовская Аравия выделяется на фоне республиканских и даже ряда монархических государств. Ведь монарху удалось сконцентрировать в своих руках не только исполнительную, но и судебную власть, причём это закреплено законодательно. В Основном низаме королевства Саудовская Аравия закреплено, что исполнительная власть в Королевстве осуществляется в лице Совета министров, председателем которого, в соответствии со Статьей 56, является Король. Именно он принимает решения по формированию и реорганизации Совета министров. Заместители председателя и члены Совета министров назначаются и освобождаются от исполнения обязанностей королевским указом (Статья 57) [5]. В свою очередь члены правительства ответственны за возглавляемые ими министерства и ведомства непосредственно перед председателем перед Королём, отражено это в Статье 58. Можно заметить, что и в США, и в Саудовской Аравии исполнительная власть представлена главой государства. Однако в этой стране исполнительные полномочия имеют другую природу, так как отсутствует парламент как регулирующий орган правительства как в ФРГ, либо одобряющий как в США.
Таким образом, следует отметить, что в рассмотренных странах ФРГ, Франции, США и Саудовская Аравия объём полномочий главы государства в области исполнительной власти существенно отличаются. От ограниченных полномочий (ФРГ) до абсолютных как в Саудовской Аравии. В США глава государства тоже обладает весьма широкими полномочиями в области исполнительной власти, но ему всё же приходиться считаться с парламентом страны. Что же касается Франции, то он находится относительно посередине (смешанный тип). В каждой стране глава государства обладает своим набором полномочий, что позволяет им эффективно реализовать цели и задачи государства. Изначально мы не ставили цель выяснить, какая модель лучше, эффективна, демократична. Все эти модели сложились исторически под воздействием многих факторов.
Литература:
- Баглай, М. В. Конституционное право зарубежных стран: учебник / под общ. ред. М. В. Баглая, Ю. И. Лейбо, Л. М. Энтина. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва: Норма: ИНФРА-М, 2022. — 864 с. — DOI 10.12737/1569641. — ISBN 978–5-00156–182–8. — Текст: электронный. — URL: https://znanium.com/catalog/product/1569641 (дата обращения: 25.05.2022).
- Конституция Французской Республики от 4 октября 1958 года //https://www.conseil-constitutionnel.fr/sites/default/files/as/root/bank_mm/constitution/constitution_russe_version_aout2009.pdf (дата обращения: 25.05.2022).
- Основной закон ФРГ от 23 мая 1949 года. //https://pnu.edu.ru/ru/faculties/full_time/isptic/iogip/study/studentsbooks/histsources2/igpzio65/ (дата обращения: 25.05.2022).
- Конституция США.//https://ru.wikisource.org/wiki/Конституция_США (дата обращения: 25.05.2022).
- Основной низам Королевства Саудовская Аравия. //https://worldconstitutions.ru/?p=86 (дата обращения: 25.05.2022).
- Черкасов А. И. Полномочия главы государства в странах современного мира. // https://cyberleninka.ru/article/n/polnomochiya-glavy-gosudarstva-v-stranah-sovremennogo-mira/viewer (дата обращения: 25.05.2022).