В статье проанализирована эффективность деятельности правоохранительных органов РФ в области обеспечения экономической безопасности в целях решения проблем криминализации экономики.
Ключевые слова: преступление, экономическая безопасность, коррупционная направленность, Российская Федерация.
Актуальность данной темы достаточно высока в наши дни, так как коррупционная деятельность проникла во все страны мира, в том числе и в Россию. Вдобавок ко всему, коррупция несет серьезную угрозу для экономической безопасности РФ. Поэтому одной из основных задач государства в лице правоохранительных органов является снижение числа экономических преступлений. Прежде чем приступить к оценке деятельности, обратимся к понятийному аппарату.
В соответствии со стратегией экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года даются следующие определения:
«Экономическая безопасность» — состояние защищенности национальной экономики от внешних и внутренних угроз, при котором обеспечиваются экономический суверенитет страны, единство ее экономического пространства, условия для реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации;
«Национальные интересы» Российской Федерации в экономической сфере — объективно значимые экономические потребности страны, удовлетворение которых обеспечивает реализацию стратегических национальных приоритетов Российской Федерации;
«Угроза экономической безопасности» — совокупность условий и факторов, создающих прямую или косвенную возможность нанесения ущерба национальным интересам Российской Федерации в экономической сфере [1].
Эффективность — это способность приносить эффект, результативность процесса, проекта и т. п., которые определяются как отношение эффекта, результата к расходам, которые обеспечили этот результат;
Экономическое преступление — это виновно совершенное общественно опасное деяние в сфере экономики, запрещенное УК РФ под угрозой наказания.
Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции Министерства внутренних дел Российской Федерации (ГУЭБиПК МВД России) — подразделение полиции, являющееся самостоятельным структурным подразделением центрального аппарата Министерства внутренних дел Российской Федерации, обеспечивающее и осуществляющее в пределах своей компетенции функции Министерства по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области обеспечения экономической безопасности и противодействия коррупции в части, касающейся выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений [2].
Можно выделить следующие функции ГУЭБ и ПК МВД России:
— обеспечение экономической безопасности и осуществление борьбы с преступлениями экономической и коррупционной направленности, в том числе совершенными организованными группами, преступными сообществами (преступными организациями), носящими транснациональный или межрегиональный характер, либо вызывающими большой общественный резонанс;
— осуществление мероприятий, направленных на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, подрыв экономических основ организованных групп и преступных сообществ (преступных организаций), борьбу с преступлениями в сфере внешнеэкономической деятельности и фальшивомонетничеством.
— документирование преступлений экономической и коррупционной направленности.
По мнению экспертов, оценка деятельности сотрудников органов внутренних дел представляет собой процесс определения эффективности их деятельности в ходе реализации целей и задач органа государственной власти в соответствии с их компетенцией, позволяющий получить существенную, значимую информацию для принятия дальнейших управленческих решений.
Показатели оценки эффективности деятельности органов внутренних дел по противодействию экономическим преступлениям:
— раскрываемость преступлений;
— удельный вес отдельного типа, рода, вида или разновидности преступлений;
— удельный вес тяжкой преступности;
— коэффициент преступности;
— индекс преступной активности;
— абсолютный показатель роста преступности;
— показатель темпа роста или снижения преступности;
— коэффициент совершения тяжких преступлений;
— показатель латентной преступности.
Существуют специальные методы криминологического прогнозирования, к которым необходимо отнести следующие:
1) метод экстраполяции (изучение прогнозируемого объекта и перенесение закономерностей его развития в прошлом и настоящем на будущее.);
2) метод моделирования (разработка математических моделей на основе программирования, задача при его использовании — составление достоверной модели будущего состояния преступности.);
3) метод экспертных оценок (выяснение мнения научных и практических работников, отобранных по ряду признаков) [3].
Данные о совершенных экономических преступлений за период 2017–2021 (рис. 1) [4].
Рис. 1. Преступления экономической направленности (в тысячах)
Исходя из графика, можно сказать, что количество экономических преступлений имеет тенденцию к росту, несмотря на то, что в 2019 году наблюдалось небольшое снижение выявленных экономических преступлений, в следующие 2 года количество нарушений продолжило расти. Из этого уже можно сделать вывод о недостаточной эффективности деятельности органов по предотвращению экономических преступлений. Также данные не отображают реального положения, а отображают лишь выявленные нарушения, которых в реальности намного больше.
В заключение стоит сказать о том, что деятельность правоохранительных институтов в области экономических преступлений нуждается в преобразованиях, особенно нормативно-правовая база, так как до сих пор остается множество уловок, позволяющих обойти законодательство. Также проведение периодических аттестаций для повышения квалификации тоже может дать положительную динамику эффективности деятельности органов. В РФ существует проблема отношений правоохранительных структур и общества. Люди относятся к органам и к власти с недоверием, что также может провоцировать рост противоправных деяний. Следует применить переход взаимоотношений полиции и общества к партнерской модели, что дает существенные результаты на западе, особенно в скандинавских странах.
Стоит упомянуть о системе «Посейдон», в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 25.04.2022 № 232: Система «Посейдон» создана для информационно-аналитического обеспечения деятельности федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, органов публичной власти и территориальной избирательной комиссии федеральной территории «Сириус», Банка России, иных организаций по профилактике коррупционных и иных правонарушений, в том числе по проведению с использованием информационно-коммуникационных технологий анализа и проверок соблюдения ограничений, запретов и требований, установленных в целях противодействия коррупции, лицами, на которых распространены такие ограничения, запреты и требования [5].
Литература:
- Указ Президента РФ от 13.05.2017 N 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года»
- Положение о Главном управлении экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России
- Рясов, Д. А. Криминологическое прогнозирование и планирование предупреждения преступности [Электронный ресурс]: конспект лекции / Д. А. Рясов // МВД РФ Краснодарский университет Ставропольский филиал Кафедра уголовного права, криминологии и уголовно-исполнительного права https://ставф.крду.мвд.рф/upload/site122/document_file/lekciya_9(4).pdf
- Краткая характеристика состояния преступности в Российской Федерации за январь — декабрь 2021 года. — Текст: электронный // МВД: [сайт]. — URL: https://мвд.рф/reports/item/28021552/ (дата обращения: 29.05.2022).
5. Указ Президента РФ от 25 апреля 2022 г. N 232 «О государственной информационной системе в области противодействия коррупции «Посейдон» и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации»