В статье авторы говорят о традиционных славянских праздниках как базисе для духовно-нравственного воспитания молодежи.
Ключевые слова : традиционные праздники, славяне, молодежь.
В данной статье мною поднимается проблема оторванности современной молодежи от традиций, культуры и истории родной страны, ложное негативное представление о них, низкий уровень национального самосознания как следствие.
Проблема духовно — нравственного развития и воспитания патреотически настроенной молодежи в культурном и физическом смысле актуальна как никогда. Родители и педагоги много спорят о том как эффективно противостоять негативному воздействию социальных сетей, медиа порталов и агрессивных компьютерных игр формирующих ложные духовно — нравственные ценности, идеалы и цели, а так же прививающие подрастающему поколению культуру избыточного потребления, отказа от семейных ценностей и даже гендерных различий. На мой взгляд противопоставить ему можно систему народных праздников создающую духовную общность для детейи взрослых, базу в которуюзаложены высокие духовно –нравственные идеалы, модель здоровых отношений в семье, система осознанного потребления, здорового образа жизни и бережного обращения к природе. Всеми этими качествами, несомненно, обладает богатейшая культура славянских народов.
Не секрет что с вступлением в пубертатный период юноши и девушки отдают предпочтение свободному время препровождению с друзьями, теряют интерес к традиционным, семейным праздникам, часто навязываемым им дома и в школе. Вовлечь их в изучения исконной культуры сложнее, чем малышей. Однако эта проблема касается и младших школьников и дошкольников. Часто мы видим как педагоги и воспитатели используют антураж «русской — народной» культуры в праздничных постановках, при этом искажая до не узнаваемости и народный костюм и суть праздников, что в дальнейшем негативно сказывается на отношении детей к ним.
Таким образом, мы видим, что проблема создания актуального, отвечающего модным тенденциям формата приобщения детей и подростков к традиционной культуре и богатому культурному опыту предков остается открытой.
Обзор литературы
О использовании календаря традиционных праздников в воспитании молодежи уже давно говорят наши коллеги. К примеру, кандидат наук Бурова, Н.В. из Саратова в 2017 году в своей диссертации «Приобщение учащихся к традициям культуры донских казаков в дополнительном образовании» поднимает схожие проблемы и предлагает их решение через обращения к казачьей культуре.
Так же обращение к традициям предков в работе с подростками мы видим у кандидата наук Умарова А. в диссертации «Духовно-нравственное воспитание старшеклассников во внеучебной деятельности на традициях таджикской народной педагогики».
А вот убедиться в значимости досугового элемента мы можем на примере диссертации «Педагогические условия формирования досуговых потребностей молодежи средствами праздничной культуры» кандидата наук Хайруллина А. А.
Основная часть
Фундамент традиционных ценностей, который заложен в основу культурного кода любого народа, бесценен, основываясь на устоявшихся веками постулатах можно воспитать гармоничного и нравственно богатого человека.
Культура и традиции славянских народов в частности как нельзя лучше подходят для достижения заданной цели. С уверенностью можно говорить о комплексе знаний и умений выражающихся в декоративно — прикладной, песенной, обрядовой традиции.
Однако, мы часто сталкиваем с непониманием, как самими педагогами, так и родителями истинного смысла и красоты народной культуры. Что не удивительно, преемственность в передаче из поколения в поколение праздников и их составляющих была прервана и утеряна в тяжелых перипетиях российской истории. Сегодня мы часто можем наблюдать, как на школьных и городских праздниках детские коллективы отплясывают и поют песни в псевдонародном стиле, который при ближайшем рассмотрении не имеет ничего общего с исторически верным. Пестрые костюмы и развеселые напевы создают впечатление того, что на Руси не было ничего, кроме скоморохов и частушек. И если дети дошкольного и младше школьного возраста с радостью участвуют в подобных мероприятиях, то в среде подростков подобные акции попадают в категорию немодных и нередко вызывают отторжение, подвергаются высмеиванию. Ситуация часто усугубляется неправильным подходом со стороны организатора, не чувствующего или не желающего мириться с современными течениями и подростковой модой.
Просвещение молодежи, создание правильного, исторически верного облика традиционной культуры, приобщение к настоящим праздникам, традициям и обрядам — один из немногих возможных способов возрождения исконных ценностей и патриотизма.
В своем исследовании я обращаюсь к календарю традиционных славянских праздников. Систематизируя наиболее значимые, актуальные и доступные для понимания даты я выстраиваю план в соответствие с временами года, так как мировоззрение славян существовало в тесной связи с природными и аграрными циклами. Обобщая собранный материал, представляю небольшие лекции, которые могут существовать как в традиционном живом формате, так и с использованием информационно коммуникативных технологий в виде вебинара или видеолекций, освещающих данную тему, основная задача которых состоит в том, чтобы в простой и доступной для понимания молодежи форме рассказать о главных праздниках славян, и предложить им вариации нового, современного прочтения и исполнения древних обрядов дома, в кругу семьи или с друзьями. Перенос традиции из официального в неформальный формат и делает ее живой.
Курс состоит из 4 лекций: «Осенние, Зимние, Летние, Весенние праздники славян» и кратко описывает заданную тему. Для большего погружения используются записи народных песен в исполнении носителей культуры собранные этнографами в экспедициях или заботливо реконструированные исследователями. А также предполагаются мастер-классы по изготовлению традиционных игрушек или оберегов.
Данный курс может послужить основой для написания полноценной программы в области дополнительного образования, использоваться в работе этнографического кружка или клуба.
Вывод
Подводя итоги, хочется отметить что, несмотря на то что в мировой и отечественной педагогике и этнопедагогике концепция воспитания детей через призму народной культуры не нова, и уже много лет данная тема активно обсуждается и реализовывается в проектах ведущих педагогов страны, доля проектов, ориентированных именно на культуру и традиции славян, чрезвычайно мала, а сама культура славянских народов незаслуженно задвигается на задний план антипатриотическими ресурсами в интернете и на телевидении. Подросткам навязывается концепция отсталости и неактуальности исконно-славянского культурного наследия.
Требуется восстановить равновесие и уже сегодня взяться за возрождение угасающих знаний и опыта славянских народов, богатейшая материальная культура которых наполнена сакральными смыслами, помогающими человеку обрести внутреннюю гармонию. И в этом деле важно не навредить, не вызвать отвращение и негативные ассоциации.
Актуальность использования в качестве базиса для создания развивающе-воспитывающего пространства именно календарную обрядность славянских народов неоспорима. В ней откликается глубинная философия уважения к предкам, природе и отечеству, воспеваются исконные семейные ценности.
Развитие подростков в аспекте культуры славян может проходить по разным направлениям: от кулинарии до стрельбы из лука, от ремесел до хорового пения, от уютных посиделок до массовых гуляний, таким образом охватывая все возможные потребности, возникающие у взрослеющего человека, и помогая ему сориентироваться в мире.
Литература:
- Бережнова Л. Н. Этнопедагогика: учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений /Л. Н. Бережнова, И. Л. Набок, В. И. Щеглов. — 2 изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2008. — 240 с.
- Волков Г. Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. Заведений — М.: Издательский центр “Академия», 1999. — 168 с.
- Волков Г. Н. Чувашская этнопедагогика. — Чебоксары. 2004. — 488 с.
- А. Э. Измайлов., Народная педагогика: педагогические воззрения народов Средней Азии и Казахстана /А. Э Измайлов. — Москва.: Педагогика, 1991. — 256с.
- В. С. Кукушкин, Л. Д. Столяренко Этнопедагогика и этнопсихология Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. — 448 с.
- «Истяминь эрятано-Тяфтаминь эрятама»/ Г. Н. Миняева; Поволж. Центр культур фино-угорских народов. -Саранск, 2012.-132с.
- Конфуций И. Антология гуманной педагогики / Сост. В. В. Малявин. М., 1996
- Князева О. Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Учеб. практ. пособие для дошк. учреждений. / О. Л. Князева, М. Д. Маханёва. — Санкт — Петербург, 1988. — 300 с.
- Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду /Под ред. А. В. Орловой / Владимирс. област. инст. усов. учит. — Владимир. -1995. — 184 с.
- Федоров В. А. Профессионально-педагогическое обраование: теория, эмпирика, практика. — Ектеринбург: Изд-во Урал. Гос. Проф.-пед. Ун-та, 2001. 330 с.
- Социальная педагогика: Вызовы XXI века /Social Pedagogy: Challenges of the XXI Century/ Материалы международной научно-практической конференции, посвященной 100-летию социальной педагогики в России. 2011. Том 1.