Анализ существующего состояния, объективных потребностей и реальных возможностей управляемого объекта | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №22 (417) июнь 2022 г.

Дата публикации: 01.06.2022

Статья просмотрена: 203 раза

Библиографическое описание:

Аманназаров, Д. А. Анализ существующего состояния, объективных потребностей и реальных возможностей управляемого объекта / Д. А. Аманназаров, К. Х. Мухаммедов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 22 (417). — С. 142-144. — URL: https://moluch.ru/archive/417/92383/ (дата обращения: 19.12.2024).



Первой составной частью стадии цикла управления является анализ существующего состояния управляемой экономической системы. Без знания того, в каком состоянии она находится, невозможно принять объективные решения и осуществить другие функции управления. Анализ позволяет раскрыть качественные и количественные характеристики управляемых процессов по отношению к среде. Глубину и конкретные направления анализа определяет необходимая степень подробности, т. е. масштаб и сложность процессов, являющихся предметом управления. Естественно, что анализ состояния всей экономики в целом для регулирования макроэкономических пропорций отличается по глубине и структуре от анализа состояния, например, производственного участка. Важно иметь в виду, что анализ состояния управляемого объекта должен быть подчинен целям соответствующего цикла управления. Характер целей необходимо учитывать при определении глубины, структуры, качества и количества функций управления, которые являются предметом анализа существующего состояния управляемого объекта.

Второй неотъемлемой составляющей первой стадии управленческого цикла является анализ объективных потребностей, которые призвана удовлетворить управляемая экономическая система. Определение этих потребностей позволяет сформировать основные представления о возможных современных и перспективных целях развития конкретного управляемого объекта и о динамике их изменений в зависимости от развития потребностей и интересов.

Третьей, еще более важной составляющей первой стадии управленческого цикла является анализ реальных возможностей развития управляемого объекта с учетом потребностей, удовлетворение которых он призван обеспечивать. Эта часть анализа включает в себя два на первый взгляд противоречивых требования:

1) познать максимум возможностей, существующих в данной области;

2) реально оценить, «отфильтровать», выделить потенциальные возможности с точки зрения имеющихся условий для их реализации.

Качество анализа реальных возможностей определяется прежде всего тем, насколько широко выявлены резервы, открываемые научно-технической революцией, и вместе с тем насколько правильно оценены причины, лимитирующие их реализацию.

Основные требования к качеству анализа

Приведенные составные части анализа, образующие первую стадию цикла управления, несмотря на свою относительную самостоятельность, представляют собой единый взаимодополняющий и взаимообусловленный комплекс. Требования, соблюдение которых является важным условием качества анализа, также относятся к аналитической деятельности как к единому целому, как к относительно самостоятельному комплексу функций управления. Имеются в виду следующие требования: конкретность, объективность, комплексность, целенаправленность, постоянное осуществление аналитической деятельности.

Конкретность анализа состоит в его связи с реально существующими или потенциально возможными объектами и процессами в экономике в целом и в ее отдельных составляющих. Он должен опираться на конкретные факты, отражать реально существующие явления.

При анализе перспективного состояния (прогнозах) требование конкретности трансформируется в требование научно обоснованной аргументации. Последняя предполагает объективность анализа, что означает использование правдивой информации. Этому положению (в частности, при прогнозировании) не противоречит использование субъективных представлений о некоторых аспектах будущего развития управляемых процессов. Однако их подбор и взаимное сравнение должны осуществляться так, чтобы в максимальной степени «объективизировать» перспективные представления.

Важной составной частью требований к качеству анализа является его комплексность (в пространстве и времени), которая позволяет получить достаточную информацию о состоянии и тенденциях развития управляемых процессов (а также других процессов, связанных с ними). Принимать объективные и рациональные решения по проблемам дальнейшего развития управляемых объектов. Сущность комплексности анализа заключается в необходимости выявить внутренние противоречия в функционирования и развитии управляемого объекта, определить их глубину и приоритет с учетом основной цели развития объекта. Объективное выявленные существующих, возникающих и перспективных противоречий внутри управляемых объектов и в их связях со средой противоречий между потребностями и возможностями, между потребностями и реальным состоянием, между фактическим состоянием и возможностями — позволяет определить решающие и внешние источники развития, а также приоритетность проблем, которые необходимо решить в интересах динамичного и пропорционального развития.

Содержание, методы и формы анализа как первой фазы цикла управления определяются воздействием системы факторов. Учет их можно двух различных типов анализа: показать на примере

— анализа как первой стадии простого цикла управления процессом производства новой детали в цехе;

— анализа как первой стадии цикла управления процессом развития социалистической экономики на период одного года.

В первом случае субъектом управления является мастер. Проводимый им анализ существующего состояния, потребностей и возможностей исходит из основной характеристики управления в цехе. Целью и одновременно потребностью является задача наладить производство конкретной детали. С этих позиций он приступает к анализу существующего положения в цехе, т. e. сравнивает технические и технологические характеристики машин и оборудования, а также квалификацию работников с требованиями технических условий производства данной детали. Он анализирует степень их загруженности и оценивает возможности различных подходов к реализации возложен вой на него задачи. Одновременно он должен изучить количество необходимого живого труда во взаимосвязи с использованием станков, оборудования. Знание мастером мощности и возможностей станков и оборудования, находящихся на его участке, степени их загруженности, квалификации и способностей своих работников существенно упрощает процесс анализа. На проведение анализа от мастера обычно требуется относительно немного времени. Требования к качеству анализа воспринимаются им как сами собой разумеющиеся и, как правило, не порождают необходимости в особом внимании к этим вопросам.

Намного более сложная ситуация возникает в циклах управления крупными комплексными объектами, особенно если берутся достаточно длительные периоды времени. Продемонстрируем на примере анализа современного со стояния, потребностей и возможностей развития на период годового цикла управления. В этом случае соблюдение основных требований, предъявляемых к анализу, является важной предпосылкой как качества самого анализа, так и качества принятого плана и его реализации.

При управлении сложными объектами, обладающими значительной инерцией, центр тяжести анализа концентрируется на прогнозировании будущих потребностей и возможностей. Такая ситуация возникает при управлении экономическими единицами, начиная с предприятий и кончая народным хозяйством в целом. Управление этими единицами невозможно без надежного прогнозирования их будущего развития.

Прогнозирование основывается на информации о современном состоянии и на прогностической информации. Последняя представляет собой логически осмысленную информацию, на основании которой выявлены тенденции и сделаны предположения о возможных вариантах будущего развития управляемой системы.

Каждый из них имеет свой объект прогнозирования, свои специфические методы исследования. Однако независимость объектов прогнозирования относительна, поскольку каждый из них — неотъемлемая составная часть общего, которое либо ускоряет, либо, напротив, тормозит его развитие. Такое же влияние на объект оказывают и составные части общего. Например, развитие науки и техники существенно влияет на количественные и качественные стороны образа жизни определенный образ жизни, в свою очередь, стимулирует развитие некоторых областей науки и техники. Аналогичная зависимость между военно-стратегической ситуацией и состоянием развития науки и техники и т. п.

Такая непрерывно функционирующая система взаимосвязанных прогнозов позволяет создать представление о развитии общественных потребностей и интересов и о реальных возможностях их удовлетворения. В этом и со стоит основная задача анализа других составных частей цикла управления, прежде всего процессов планирования экономических систем. Значение прогнозов потребностей, интересов и реальных возможностей их удовлетворения, а также связанных с этим прогнозом будущего развития управляемого объекта нельзя сводить лишь к необходимости управлять народным хозяйством как единым целым. Анализ должен стать исходным пунктом управления также отраслями (подотраслями) и производственно-хозяйственными единицами.

Литература:

  1. Антонцев В. А., Бедный Б. И. Инновационный менеджмент. Учебник и практикум для СПО. — М.: Юрайт. 2018.
  2. Ксенофонтова Х. З. Корпоративный менеджмент. Учебник. — М.: КноРус. 2020.
  3. Менеджмент. Учебник для СПО / ред. Кузнецов Ю. В. — М.: Юрайт 2019.
  4. Управление Экономикой. Галушка И. — Издательство политической литературы, Москва 1985.
Основные термины (генерируются автоматически): анализ, качество анализа, анализ состояния, будущее развитие, возможность, потребность, стадий цикла управления, существующее состояние, требование, аналитическая деятельность.


Похожие статьи

Определение воздействия внутренних и внешних угроз на информационную систему персональных данных с помощью построения математической модели

Содержание и этапы инновационного процесса. Задачи создания нового продукта

Методические основы анализа конкурентной среды, измерения концентрации и силы рынка

Анализ моделей формирования финансовой стратегии как фактора экономического поведения предприятия

Специфика и возможности предметно-педагогических презентаций в моделировании организационно-педагогической структуры образовательного учреждения

Решение экономических проблем предприятия с помощью анализа бизнес-процессов

Конструирование отдельных образовательных траекторий из элементов «матрицы образовательных ресурсов»

Средства реализации прагматического потенциала риторического дискурса

Декомпозиция технологического процесса производства строительных материалов с позиций системного анализа

Определение, элементы воздействия и критерии оценки конкурентоспособности предприятия

Похожие статьи

Определение воздействия внутренних и внешних угроз на информационную систему персональных данных с помощью построения математической модели

Содержание и этапы инновационного процесса. Задачи создания нового продукта

Методические основы анализа конкурентной среды, измерения концентрации и силы рынка

Анализ моделей формирования финансовой стратегии как фактора экономического поведения предприятия

Специфика и возможности предметно-педагогических презентаций в моделировании организационно-педагогической структуры образовательного учреждения

Решение экономических проблем предприятия с помощью анализа бизнес-процессов

Конструирование отдельных образовательных траекторий из элементов «матрицы образовательных ресурсов»

Средства реализации прагматического потенциала риторического дискурса

Декомпозиция технологического процесса производства строительных материалов с позиций системного анализа

Определение, элементы воздействия и критерии оценки конкурентоспособности предприятия

Задать вопрос