В статье анализируются некоторые тенденцииразвития российского законодательства в сфере усыновления и его отмены. Также автором предпринята попытка рассмотрения отдельных спорных вопросов в данной сфере, формулируются предложения и рекомендации, направленные на совершенствование действующего законодательства относительно кандидатов в усыновители.
Ключевые слова : отмена усыновления, усыновитель, усыновленный, гарантии, интересы ребенка, защита прав, законные интересы.
Говоря о последних тенденцияхразвития российского законодательства в сфере усыновления, стоит отметить новеллы, реализованные в поправках к Конституции Российской Федерации [1] в 2020 году.
Так, в первой из новых статей (67.1), относящихся к федеративному устройству государства, законодатель закрепил важные и практически значимые положения, связанные со взаимоотношениями семьи и государства, целями семейного воспитания и др. В частности, в ч. 4 ст. 67.1 Конституции РФ определено, что дети являются важнейшим приоритетом государственной политики России. Государство создает условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим. Государство, обеспечивая приоритет семейного воспитания, берет на себя обязанности родителей в отношении детей, оставшихся без попечения.
Уточняя отдельные позиции семейных отношений, законодатель счел необходимым внести изменения в ст. 72 Конституции РФ, посвященную предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Так, в новом п. «ж. 1» ч. 1 указанной статьи установлено, что объектом совместных усилий должна быть защита семьи, материнства, отцовства и детства; защита института брака как союза мужчины и женщины; создание условий для достойного воспитания детей в семье, а также для осуществления совершеннолетними детьми обязанности заботиться о родителях.
Из приведенных конституционных новаций можно сделать множество выводов, среди которых представляется уместным выделение положений о том, что государство не только признает приоритет семейного воспитания детей, в том числе возлагая на себя обязанности родителей в отношении детей, оставшихся без попечения, но и создает условия для его реализации. При этом законодатель определяет направленность деятельности всех заинтересованных субъектов в воспитании детей, включая семью, органы государственной и муниципальной власти, на всестороннее духовное, нравственное, интеллектуальное и физическое развитие детей, воспитание в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим, уделяя особое внимание на устройство детей, оставшихся без попечения родителей.
Представляется, что данные установки должны повлечь за собой перестройку функционирующих органов государственной и муниципальной власти, являются нормативно установленным сигналом для институтов гражданского общества, приглашающим к взаимодействию в сфере укрепления семьи и семейных отношений. Так, уже в 2021 году распоряжением Правительства РФ от 23 января 2021 г. № 122-р [4] утвержден «План основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства, на период до 2027 г.», в котором предполагается реформирование системы опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних и совершенствование форм семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Данный документ направлен на сокращение численности детей, в отношении которых было принято решение об отмене усыновления, отмене опеки (попечительства), отстранении опекуна (попечителя).
Столь пристальное, совершенно оправданное внимание со стороны государства к семье, детям, семейным отношениям, кроме прочего, свидетельствуют об актуальности взвешенного правового их регулирования, в целом семейного законодательства и семейного права, других отраслей права, в том числе процессуальных, связанных, в нашем случае, с особенностями производства по делам об усыновлении и отмене усыновления.
Обобщение правовых источников и научной литературы позволяет представить усыновление как явление интегративного, регулируемого, кроме норм международного права, нормами материального и процессуального отраслей российской правовой системы, характера, предпочтительной формы устройства детей в судебном порядке, закрепляемой юридическим актом, порождающим возникновение новых семейных отношений между усыновителем и усыновленным, равно как и другими членами семьи усыновителя.
Отмену усыновления (ст.ст. 140–144 Семейного кодекса РФ [2]), однозначно определив свою позицию, законодатель разместил в главе 19 СК РФ «Усыновление (удочерение)». Отношение же научного сообщества к такому подходу носит неоднозначный характер.
Большинство исследователей, вслед за законодателем, отмену усыновления рассматривают в качестве структурного элемента института усыновления [5, с. 97].
Другой точки зрения придерживается автор диссертационного исследования «Процессуальные особенности рассмотрения дел об отмене усыновления» Е. А. Семенова. Она отстаивает позицию о существовании самостоятельного, отдельного института отмены усыновления в гражданском процессуальном праве. В обоснование автор ссылается на то, что реализация положений ст. 275 ГПК РФ [3] осуществляется в исковом производстве. Следовательно, считает Е. А. Семенова, ст. 275 ГПК РФ имеет существенное наполнение, поскольку включает в себя, по сути, гражданские процессуальные нормы, определяющие правила рассмотрения и разрешения дел, связанных с отменой усыновления, в исковом производстве, а именно положения гл. 12–22 ГПК РФ [6, с. 60].
Приведенная аргументация вызывает множество возражений, среди которых сама формулировка. Так, ст. 275 ГПК РФ не может «включать в себя», как утверждает автор, гражданские процессуальные нормы. Они сами составляют самостоятельный институт ГПК РФ, не ориентируясь, в том числе, на положения СК РФ.
Проведенный анализ правовых основ усыновления и его отмены, состояния научного обобщения этих явлений позволили предложить следующие выводы и рекомендации.
- В научной дискуссии о месте отмены усыновления в системе российского права мы склонны поддержать мнение специалистов, которые считают, что оно тесно связано и является частью института усыновления. Такое умозаключение позволяет внести предложение об уточнении названия главы 19 СК РФ «Усыновление (удочерение) детей», добавив в конце слова «отмена усыновления». Соответственно и институт семейного права называть «Усыновление (удочерение) и отмена усыновления ребенка».
- В статье 127 СК РФ не совсем удачно сформулированы пп. 9–11 п. 1, содержащие различные показатели криминального и криминогенного характера, наличие которых исключает возможность рассмотрения лица в качестве претендента на усыновление ребенка. За пределами представленных здесь исключений физическое лицо с криминальным прошлым может рассматриваться в качестве кандидата в усыновители.
Не соглашаясь с такой позицией законодателя, предлагаем внести изменения в СК РФ и другие законодательные акты, содержащие требования к усыновителям, следующего содержания: «к усыновлению не допускаются лица, совершившие умышленные преступления различной степени тяжести. При этом потенциальным кандидатом в усыновители может быть лицо, впервые совершившее преступление по неосторожности, относительно которого суд выясняет все обстоятельства дела и обстоятельства, характеризующие личность претендента на усыновление, предусмотренные законодательством».
- В соответствии с законодательством правом требовать отмены усыновления ребенка обладают: 1) родители, 2) усыновители ребенка; 3) усыновленный ребенок, достигший возраста четырнадцати лет; 4) орган опеки и попечительства, а также прокурор (ст. 142 СК РФ).
Для предъявления такого иска у соответствующего субъекта должно быть одно из следующих установленных законом оснований: 1) уклонение усыновителей от выполнения возложенных на них обязанностей родителей; 2) злоупотребление родительскими правами; 3) жестокое обращение с усыновленным ребенком; 4) хронический алкоголизм или наркомания, присущие усыновителю; 5) иные основания, признаваемые таковыми судом, «исходя из интересов ребенка и с учетом мнения ребенка» (ст. 141 СК РФ).
Практически ко всем основаниям, приведенным в законе, имеют отношение рассмотренные нами в начале статьи новые конституционные нормы и положения, выполнение которых способно позитивно повлиять в целом на брачно-семейные отношения, равно как на усыновление, в особенности его отмены.
Литература:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // [Электронный источник] Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
- Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 02.07.2021) // Собрание законодательства РФ. –1996. –№ 1. –Ст. 16.
- Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ (ред. от 30.12.2021) // Собрание законодательства РФ. –2002. –№ 46. –Ст. 4532.
- Распоряжение Правительства РФ от 23.01.2021 № 122-р «Об утверждении плана основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства, на период до 2027 года». // [Электронный источник] URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 02.02.2022).
- Костров П. С. Некоторые проблемы отмены усыновления по российскому законодательству // Актуальные проблемы науки и практики: Гатчинские чтения-2021. Сборник научных трудов по материалам VIII Международной научно-практической конференции. –Гатчина, 2021. –С. 97–99.
- Семенова Е. А. Процессуальные особенности рассмотрения дел об отмене усыновления: дис. канд. юрид. наук. –М., 2017. –206 с.