В статье будут рассмотрены основные парадигмы и методологические подходы в изучении девиантного поведения и социального контроля с целью дальнейшего применения в методологии исследования в области девиантного поведения и социального контроля.
Ключевые слова: девиантное поведение, социальный контроль, аномия, социальная норма, санкция, девиант.
Понятие «девиация» часто затрагивается в современных науках и исследованиях, т. к. проблема девиантного поведения актуальна в настоящее время. В учебниках, статьях и различных исследованиях об отклоняющемся поведении можно встретить понятия «девиация», «девиантность» и «девиантное поведение». Рассмотрим данные понятия более подробно и разберемся тождественны ли они.
Термин «девиация», на мой взгляд, стоит рассматривать как категорию, наиболее общее и широкое понятие, т. е. девиация в естественных и социальных науках — это отклонение от нормы каких-либо параметров. Например, в физике можно встретить понятие «магнитная девиация».
«Девиантность» и «девиантное поведение» более узкие понятия, которые используют уже лишь в социальных науках, таких как социология, психология, история, юриспруденция и т. д. Однако, термин «девиантность», по-моему мнению, скорее описывает состояние субъекта девиации, а термин «девиантное поведение» обозначает непосредственно поведенческое проявление.
В социологии, девиантное поведение рассматривают как социальное явление в целом, выражающееся в относительно распространенных, массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или же фактически сложившимся в данном обществе нормам (социальные отклонения) [1]. Также социология занимается изучением реакции общества на девиантное поведение.
Причины (источники) девиантного поведения можно разделить на три группы: биологические, психологические и социальные.
Биологические причины, т. е., согласно, некоторым теориям, например, Ч. Ломброзо, индивидуальные особенности процесса онтогенеза, половые признаки, возраст, внешние отличительные признаки, отклонения в формировании организма индивида могут быть причиной девиантного поведения.
Психологические причины, т. е., согласно, некоторым представителям психологического направления в социологии отклоняющегося поведения (З. Фрейд, Э. Фромма, Э. Эриксона, А. Адлера, К. Хорни и т.д.) девиантное поведение индивида объясняется врожденными и приобретенными особенностями его психики.
Социальные причины, т. е., согласно, представителям социологических теорий девиантного поведения (Э. Дюкгейм, Р. Мертон, К. Маркс и др.) отклоняющееся поведение индивида объясняется общественными процессами (традиции, СМИ, политика); влиянием социальных групп и институтов (социальным статусом) и микросоциальной средой (благополучием в семье и т. п.).
Существуют признаки девиантного поведения, благодаря которым люди отличают девиацию и нормальное, конформное поведение. Признаки отклоняющегося поведения: не соответствует общепринятым нормам и правилам; вызывает негативную (в редких случаях позитивную) реакцию со стороны общества; сопровождается применением санкций; наносит физический или моральный вред (ущерб); приводит к социальной дезадаптации личности; повторяется (одним разом не обходится);
Виды и типы девиантного поведения по Э. Лемерту: первичная (характеризуется отсутствием санкций, индивид, совершивший проступок, не считает себя девиантом как общество); вторичная (характеризуется «навешиванием ярлыков», общество начинает считать индивида девиантом, постепенно сам индивид начинает идентифицировать себя как девианта)
Виды и типы девиации по Р. Мертону:
1) Конформизм (характеризуется полной солидарностью личности с общественными нормами и средствами для их достижения; является противоположным по значению девиантному поведению)
2) Инновация (характеризуется принятием общественно признанных целей, но отказом от старых способов достижения целей и поиске новых; имеют как позитивные, так и негативные последствия).
3) Ритуализм (характеризуется заменой или игнорированием социально одобренных целей, но продолжением соблюдения моральных норм и ценностей с использованием общепризнанных и одобряемых средств)
4) Ретретизм (характеризуется самоуничтожением, уходом от реальности; отсутствие новых идей и способов достижения целей)
5) Мятеж (характеризуется отрицанием одобряемых в обществе целей и средств и их замену новыми; активность субъектов, желание «изменить мир»)
Виды девиации по характеру разрушения: созидательная (способствует прогрессивному развитию общества, например, альтруизм, героизм и т. д.); разрушительная (наносить либо моральный, либо физический, либо материальный ущерб индивиду, социальной группе или обществу в целом)
Социальный контроль — система процессов и механизмов, обеспечивающих поддержание социально приемлемых образцов поведения и функционирования социальной системы в целом [3].
Выделяют три основных метода социального контроля (по Т. Парсонсу):
- Изоляция — метод отделения девиантна от общества на длительный период времени. Данный метод быстро решает проблему, но не искореняет причины девиантного поведения. Пример: тюремное заключение.
- Обособление — метод ограничения связи девианта с обществом. Данный метод позволяет девианту осмыслить свое поведение. Пример: нахождение в изоляторе временного содержания.
- Реабилитация — метод, позволяющий подготовить девианта к исполнению ролей, одобренных и принятых в обществе. Данный метод помогает отыскать причины девиантного поведения и полностью искоренить проблему. Пример: помощь нарко-, алко- зависимым в специальных реабилитационных центрах.
Социальный контроль включает две составляющие: социальные нормы и санкции. Социальные нормы представляют из себя какие-либо общепринятые в обществе правила поведения, которые регулируют взаимоотношения между индивидами в этом обществе.
Санкции — способ реагирования членов общества на действия отдельного индивида. Санкции бывают позитивные и негативные. Позитивные используются для поощрения, например, награждение медалью за победу в соревнованиях. Негативные для наказания, например, лишение сотрудника премии.
Виды социального контроля:
1) Формальный (осуществляют социальные институты и организации). Например, суд, образование, армия, средства массовой информации и т. д.
2) Неформальный (осуществляется малыми социальными группами близкого окружения). Например, семья, друзья, школа и т. п.
Типы социального контроля (по И. Най):
1) внутренний контроль (осуществляется через воспитание, социализацию). Например, получение образование, совестливость и т.д.;
2) внешний контроль (осуществляется через применение санкций, принуждение). Например, правоохранительные органы, образовательные учреждения, семья и др.
3) косвенный контроль (осуществляется через самоидентификацию личности). Например, известные личности, спортивные команды и т. д.
4) законное удовлетворение потребностей (осуществляется через законные способы достижения личных целей). Например, работа, посещение тренажерных залов и т. д.
Литература:
- Гилинский Я., Афанасьев В. Социология девиантного (отклоняющегося) поведения: Учебное пособие. СПб., 1993, — 611.
- Р. Мертон. Социальная структура и аномия. пер. с англ. К. А. Феофанова, 1992, с 89–105
- Энциклопедический социологический словарь/Под ред. академика Г. В. Осипова; ИСПИ РАН. М.,1995.С.138
- Парсонс Т. Система современных обществ // Пер. с англ. Л. А. Седова, А. Д. Ковалева; Научн. ред. перевода М. С. Ковалева. — М.: Аспект-Пресс, 1997.
- Г. Беккер. Аутсайдеры: исследования по социологии девиантности/Говард Беккер; пер. с англ. Н. Г. Фархатдинова;; под ред. А. М. Корбута. — Москва: Элементарные формы, 2018, с. 21–39
- А. Л. Салагаев. Социальные девиации в молодежной среде: конфликтологический подход: учебное пособие: в 2 ч. Ч.1/ А. Л. Салагаев; М-во образ и науки РФ, Казан. гос. технол. ун-т. — Казань: КГТУ, 2011. С 139–140