The legal status of officials differs from the status of other employees. The effectiveness of the work of various parts of the state apparatus largely depends on how their activities are carried out and regulated. At the same time, strict regulation of the legal status of officials is associated with their correct separation from other employees and with how clearly and uniformly the concept of «official» is formed.
The article discusses the main stages of the development of the concept of «official» in the Russian Federation.
Keywords: administrative responsibility, official administrative offense, administrative responsibility, official, Code of Administrative Offenses of the Russian Federation.
Исследование истории возникновения понятия должностного лица позволяет отметить, что эволюция данного понятия в советской и российской науке административного права характеризуется наличием долгой истории. Изучение в исторической призме опыта российских исследователей и законодателей должно способствовать созидательной нормотворческой деятельности в таком направлении на современном этапе. В общем, можно сказать, что в данный вопрос является предметом исследований большого количества административистов. В этой связи, необходимо выделить наиболее значимые моменты в данной области [2, C. 516].
Развитие термина «должностное лицо» в правовой науке состоит из нескольких этапов. Первый этап закончился в 1917 году, в то время, когда господствовало предельное расширительное толкование данного понятия. Второй этап приходится на период с 1917 год по 1922 год. В эти годы приняли первые уголовные кодексы, которые закрепили предельно широкое понятие «должностное лицо», приравненное к понятию «служащий». Третий этап датируется периодом с 1922 года по начало 60-хх годов. В этот период имело место противоборство расширительной и ограничительной тенденции в развитии этого понятия. Завершился этот период принятием Уголовного кодекса 1960 года и принципиальной победой ограничительной тенденции. Необходимо отметить, что в 50-е годы на этом этапе развития в изучении понятия «должностное лицо и особенностей правонарушений, совершаемых должностными лицами, значительно преуспели специалисты административного права».
Следующий, четвертый, этап приходится на период с середины 60-х годов по середину 90-х годов. Именно этот период считается периодом поиска нового определения должностного лица, когда использовались различные подходы к данному определению со стороны представителей науки уголовного права, с одной стороны, и административного права, с другой [4, C. 51].
Пятый этап развития понятия «должностное лицо» приходится с середины 90-хх годов, когда был начат процесс переосмысления такого понятия, обусловленный конструктивными изменениями, происходящими в различных сферах российского государства. Такие изменения привели к формированию фактически нового законодательства о государственной службе и поставили вопрос относительно необходимости уяснения понятия «должностное лицо», не только по отношению к государственным структурам, но и по отношению негосударственных организаций [5, C. 478]. Кроме того, необходимо отметить, что вторая часть пятого этапа развития исследуемого понятия приходится на 2002 год, а именно на 1 июля 2002 года, когда вступил в юридическую силу Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации [1], закрепивший в административном законодательстве понятие «должностное лицо».
Обозначенные периоды развития термина «должностное лицо» дают возможность для того, чтобы отметить основную характеристику, отличающую процесс формирования понятия должностного лица, которое обозначено указанными временными рамками. Это чередование широкого и ограниченного толкования исследуемого понятия. В течение долгого времени ведущие административисты исследовали в научной литературе понятие «должностное лицо», рассматривая его исключительно в рамках института государственной службы. При таком подходе к числу должностных лиц относились исключительно служащие государственных органов, предприятий, учреждений и организаций, которые имеют право совершать в пределах своей компетенции властные организационно-распорядительные действия, влекущие юридически значимые последствия. При этом, важно помнить, что осознание правового положения должностного лица в той или иной степени влияет уровень экономического, политического и социального развития на отдельном историческом этапе государства [6, C. 67].
В современных условиях, принимая ко вниманию отделение местного самоуправления от государственного управления и появление частного сектора экономики, статус должностного лица, само собой, не может быть связан исключительно с несением таким лицом государственной службы или с выполнением государственных функций [7, C. 148].
В частном секторе существуют лица, обладающие признаками, идентичными функциям организационного распорядительства, которые осуществляются государственными и муниципальными лицами. К числу таковых можно отнести, в первую очередь, физических лиц, занимающих руководящие должности в коммерческих и некоммерческих организациях, и собственников хозяйствующих субъектов. Следуя нормам действующего законодательства, обозначенные лица не могут быть отнесены к категории должностных лиц [8, C. 285]. Хотя, некоторые авторы в своих исследованиях называют их таковыми, выделяя их в отдельную, особую группу должностных лиц. Такие авторы считают, что такое утверждение никоим образом не противоречит смыслу статьи 2.4 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации: в примечании к статье указано, что совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных функций руководители и иные работники других организаций несут административную ответственность в качестве должностных лиц, если законом не предусмотрено другое.
Властные полномочия руководителей любых уровней коммерческих организаций по своему содержанию имеют сходства с распорядительными полномочиями должностных лиц государственной службы. Обладающие такими полномочиями лица обладают правом распоряжаться вверенным им имуществом, налагать дисциплинарные взыскания, заключать, изменять и расторгать трудовые договоры либо контракты.
На современном этапе эволюции понятия «должностное лицо» главенствующей задачей исследователей-административистов является поиск на базе уже обозначенных научных критериев таких характеристик должностного лица, которые будут способствовать приобретению статуса «общие» для всех отраслей права. К примеру, таким может стать совершение действий, влекущих за собой определенные юридические последствия, что поддерживается многими авторами научных работ [3, C. 82].
Проведение научного исследования по поставленному вопросу доказывает необходимость дальнейших исследований в данной области, с целью определения важности установления единого и четкого толкования понятия «должностное лицо», поскольку от его правильного формулирования зависит дальнейшая эффективность нормативно-правового регулирования административно-правового статуса должностных лиц в Российской Федерации.
Литература:
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 01.07.2021) // Российская газета. 31.12.2001. № 256.
- Александрова, В. В. Проблемные вопросы формирования законодательства субъектов РФ об административной ответственности / В. В. Александрова // StudNet. — 2020. — Т. 3. — № 9. — С. 515–525.
- Волков, А. М. Административное право России. Учебник [Текст] / А. М. Волков. — М.: Проспект, 2019. — 328 с.
- Добрецов, Г. Б. Административная ответственность за нарушения законодательства при выборе способа закупки / Г. Б. Добрецов // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. — 2021. — № 3. — С. 42–56.
- Зубач, А. В. Административное право: Учебник для бакалавриата, специалитета и магистратуры [Текст] / А. В. Зубач. — М.: Юрайт, 2019. — 530 с.
- Конин, Н. М. Административное право: Практикум. Учебное пособие для академического бакалавриата [Текст] / Н. М. Конин, Е. И. Маторина. — М.: Юрайт, 2019. — 356 с.
- Палкина, А. С. К вопросу пробельности административной ответственности должностных лиц в сфере градостроительной деятельности / А. С. Палкина // E-Scio. — 2020. — № 9 (48). — С. 147–152.
- Пономарев, А. В. Административная ответственность должностных лиц / А. В. Пономарев, А. В. Житкомлинов // Академическая публицистика. — 2019. — № 6. — С. 284–287.