Цели и планируемые результаты обучения немецкому языку как второму иностранному | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №22 (417) июнь 2022 г.

Дата публикации: 01.06.2022

Статья просмотрена: 90 раз

Библиографическое описание:

Плеханова, Л. К. Цели и планируемые результаты обучения немецкому языку как второму иностранному / Л. К. Плеханова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 22 (417). — С. 515-517. — URL: https://moluch.ru/archive/417/92406/ (дата обращения: 16.11.2024).



The scientific article is devoted to the problems of choosing goals and setting tasks when teaching German as a second foreign language on the basis of another European language.

Keywords: second foreign language, language competence, sociocultural competence, intercultural communication.

Немецкий язык как второй иностранный в настоящее время вводится во всех типах учебных заведений.

Согласно монографии Совета Европы «Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: изучение, обучение, оценка», овладение иностранными языками на уровне, приближенном к уровню носителя языка, не является самоцелью.

Многоязычие возникает по мере расширения языкового опыта и формирования коммуникативной компетенции на основе всех знаний и опыта, в которых все языки взаимосвязаны и взаимодействуют.

При изучении второго иностранного языка мы говорим о дальнейшем развитии общих компетенций, формировании коммуникативных, языковых и речевых компетенций и развитии межкультурных компетенций с учетом взаимодействия культур нескольких изучаемых языков. Предполагается, что в качестве первого иностранного языка, основанного на латинском алфавите, студенты свободно владеют русским и одним из европейских языков.

Изучение второго иностранного языка имеет ряд особенностей. Это, с одной стороны, меньшее количество отведенных на него учебных часов по сравнению с первым иностранным языком, а с другой стороны, процесс изучения второго иностранного языка проходит в условиях взаимодействия трех языков — родного, первого и второго иностранных. Этот фактор определяет более интенсивное развитие языковых способностей учащихся и положительно влияет на учебный процесс.

Для достижения целей обучения немецкому, как второму иностранному языку, необходимо достичь следующих коммуникативных и языковых компетенций:

в говорении:

– начинать, поддерживать и заканчивать различные типы диалогов в стандартных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета, переспрашивая, а, при необходимости, уточняя;

– опрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, выражать свое мнение, отвечать на предложение собеседника согласием / отказом в рамках изученных тем и изученного лексико-грамматического материала;

– рассказывать о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на будущее;

– предоставлять информацию о своём городе, стране и странах изучаемого языка;

– описывать события/явления, передавать основное содержание, центральную идею прочитанного/услышанного, выражать свое отношение к прочитанному/услышанному, давать краткое описание персонажей;

в аудировании:

– слушать и полностью понимать речь учителя, одноклассников;

– — слушать и понимать основное содержание аутентичных аудио и видео текстов, относящихся к разным типам общения (сообщение / рассказ / интервью / диалог);

– воспринимать на слух и выборочно понимать, основываясь на лингвистических догадках, контексте, короткие аутентичные прагматические аудио- и видеотексты с выделением необходимой информации;

в письменной речи:

– заполнять анкеты и формы;

– писать поздравления, личные письма, официальные письма по образцу с использованием формул письменного этикета,принятого в стране (странах) изучаемого языка;

– составлять план, аннотацию устного или письменного сообщения;

В целях формирования социокультурных компетенций, при изучении немецкого, как второго иностранного языка, необходимы:

– знание национально-культурных особенностей вербального и невербального поведения в своей стране и странах изучаемого языка; их применение в стандартных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;

– умение распознавать и использовать в устной и письменной речи основных норм речевого этикета (клише, наиболее распространенной оценочной лексики), принятых в странах изучаемого языка;

– знание общей фоновой лексики и реалий страны/стран изучаемого языка, некоторых распространенных примеров фольклора (скороговорки, поговорки, пословицы);

– знакомство с образцами художественной, публицистической и научно-популярной литературы;

– понимание роли знания нескольких иностранных языков в современном поликультурном мире;

– представление об особенностях быта, культуры стран второго изучаемого иностранного языка, о всемирно известных достопримечательностях, выдающихся людях и их вкладе в мировую культуру;

– иметь представление о сходстве и различии традиций своей страны и стран изучаемых иностранных языков.

Всё это должно способствовать общему образованию школьников, готовить их к жизни и деятельности в современном поликультурном мире.

Особенностью целей и планируемого результата при обучении второму иностранному языку является опора на опыт изучения первого иностранного языка. Таким образом, можно рассчитывать на большее развитие речевых способностей школьников, положительное воздействие обучения второму иностранному на изучение первого, и наоборот.

Взаимодействие контактирующих при обучении языков и культур, таким образом, вызывает синергетический эффект, и в еще большей мере способствует образованию, воспитанию и развитию личности учащегося.

Литература:

  1. Бим И. Л. Концепция обучения второму иностранному языку (немецкий на базе английского). Обнинск: Титул, 2002, с. 10
  2. Гальскова Н. Д. Гез Н. И. Теория обучения иностранным языкам/Лингвистика и методика.— М.: Академия. 2004. С. 145–159.
  3. Лебединская Б. С. Методика обучения лексике немецкого языка как второго иностранного при первом английском. АКД.— М., 1975, С.21
  4. Яковлева Л. Н. Межкультурная коммуникация как основа обучения второму иностранному языку.— ИЯШ, 2001, № 6. — С.4
Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, язык, второе, изучение второго, компетенция, немецкий язык, основное содержание, письменная речь, речевой этикет, современный поликультурный мир.


Похожие статьи

Роль иностранного языка в межкультурной коммуникации

В статье рассмотрена взаимосвязь специальных предметов и иностранного языка, определены новые подходы к обучению иностранного языка, рассмотрены требования к специалисту технического вуза, обозначена необходимость подготовки к профессиональной деятел...

Методологические основы развития межкультурной коммуникации в процессе обучения иностранному языку

В данной статье охарактеризованы методологические основы развития межкультурной коммуникации. Автор рассматривает возможность применения методов обучения межкультурной коммуникации на уроках иностранного языка в школе.

Развитие коммуникативной компетенции учащихся как катализирующий фактор обучения иностранному языку в средней школе

Статья посвящена роли коммуникативной компетенции при обучении иностранному языку, приведена актуальность проблемы недостаточного внимания к ее формированию в образовательном процессе, а также описан ряд универсальных способов ее развития с первых ур...

Учебный проект как средство достижения профессионального успеха

Статья посвящена вопросам методики обучения русскому языку в технических вузах Узбекистана, в частности, применения метода учебных проектов.

Ролевая игра как существенное дидактическое средство обучения иностранным языкам

В данной статье рассматривается важность и возможность использования одного из эффективных методов по обучению иностранному языку в условиях современных требований – ролевой игры.

Вопросы преподавания русского языка студентам инженерно-экономического вуза с узбекским языком обучения

В статье освещены приёмы и методы обучения русскому языку в группах с национальным языком обучения инженерно-экономического вуза в целях формирования навыков будущей профессиональной деятельности.

Актуальность использования игровых технологий в формировании межкультурно-коммуникативной компетенции учащихся

Целью статьи является обоснование использования игровых технологий на уроках иностранного языка как эффективного средства формирования у школьников иноязычной коммуникативной компетенции.

Использование лингвосоциокультурного метода в обучении иностранному языку в техническом вузе

В статье рассматривается особенности лингвосоциокультурного метода в обучении иностранному языку и обосновывается его эффективность в формировании языковой и социокультурной компетенции у будущего специалиста технического профиля.

Потенциал второго иностранного языка (немецкого) как фактора всестороннего развития личности учащихся

В статье рассматриваются предпосылки для изучения второго иностранного языка и освещаются вопросы личностно-формирующего потенциала многоязычного образования, а также описывается актуальное положение немецкого языка в мире.

Обучение диалогической речи в контексте профессионально-ориентированного обучения иностранным языкам

В статье рассматриваются психологические особенности диалогической речи, ее лингвистический компонент, виды диалога, а также подходы к обучению диалогической речи в условиях профессионально-ориентированного обучения иностранным языкам в нефилологичес...

Похожие статьи

Роль иностранного языка в межкультурной коммуникации

В статье рассмотрена взаимосвязь специальных предметов и иностранного языка, определены новые подходы к обучению иностранного языка, рассмотрены требования к специалисту технического вуза, обозначена необходимость подготовки к профессиональной деятел...

Методологические основы развития межкультурной коммуникации в процессе обучения иностранному языку

В данной статье охарактеризованы методологические основы развития межкультурной коммуникации. Автор рассматривает возможность применения методов обучения межкультурной коммуникации на уроках иностранного языка в школе.

Развитие коммуникативной компетенции учащихся как катализирующий фактор обучения иностранному языку в средней школе

Статья посвящена роли коммуникативной компетенции при обучении иностранному языку, приведена актуальность проблемы недостаточного внимания к ее формированию в образовательном процессе, а также описан ряд универсальных способов ее развития с первых ур...

Учебный проект как средство достижения профессионального успеха

Статья посвящена вопросам методики обучения русскому языку в технических вузах Узбекистана, в частности, применения метода учебных проектов.

Ролевая игра как существенное дидактическое средство обучения иностранным языкам

В данной статье рассматривается важность и возможность использования одного из эффективных методов по обучению иностранному языку в условиях современных требований – ролевой игры.

Вопросы преподавания русского языка студентам инженерно-экономического вуза с узбекским языком обучения

В статье освещены приёмы и методы обучения русскому языку в группах с национальным языком обучения инженерно-экономического вуза в целях формирования навыков будущей профессиональной деятельности.

Актуальность использования игровых технологий в формировании межкультурно-коммуникативной компетенции учащихся

Целью статьи является обоснование использования игровых технологий на уроках иностранного языка как эффективного средства формирования у школьников иноязычной коммуникативной компетенции.

Использование лингвосоциокультурного метода в обучении иностранному языку в техническом вузе

В статье рассматривается особенности лингвосоциокультурного метода в обучении иностранному языку и обосновывается его эффективность в формировании языковой и социокультурной компетенции у будущего специалиста технического профиля.

Потенциал второго иностранного языка (немецкого) как фактора всестороннего развития личности учащихся

В статье рассматриваются предпосылки для изучения второго иностранного языка и освещаются вопросы личностно-формирующего потенциала многоязычного образования, а также описывается актуальное положение немецкого языка в мире.

Обучение диалогической речи в контексте профессионально-ориентированного обучения иностранным языкам

В статье рассматриваются психологические особенности диалогической речи, ее лингвистический компонент, виды диалога, а также подходы к обучению диалогической речи в условиях профессионально-ориентированного обучения иностранным языкам в нефилологичес...

Задать вопрос