Последние несколько лет в нашей стране, упорно идет формирование построение правового государства. Формирование правовой среды внутри образовательной системы, является одной из важнейших задач государства.
Ключевые слова: сфера образования, правовое регулирование, образовательная организация, образовательный процесс.
Сфера образования, является одной из самых важных и развивающихся в нашей стране. Главная цель образования, это передача знаний детям, их воспитание и развитие. Грамотную политику в сфере образования и ее развитие, можно считать инвестициями в будущие.
Сфера образования, как и любая другая общественная сфера, имеет свою правовую составляющую. Вопросы правового регулирования в сфере образования регулирует закон «Об образовании в Российской Федерации». Предметом регулирования данного Федерального закона являются общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование. [2]
Для формирования механизма правового регулирования в сфере образования, необходимо четко определять, чем являются общественные отношения, с какими правовыми сферами они взаимодействуют и каким образом политика государства в сфере образования, влияет на это самое образование.
Под правовым регулированием можно подразумевать деятельность государства, государственных органов и уполномоченных организаций по регулированию общественных и социальных отношений путем разработки и установления необходимых правовых норм.
Правовое регулирование — это сложный и многогранный процесс, часть системы социального регулирования, которая взаимодействует со всеми сферами жизни общества, цель которого регулирование и защита интересов разных сторон социальных отношений.
Предметом регулирования правовых отношений в сфере образования, выступают общественные отношения, которые появляются в сфере образования в связи с реализацией права на образование, создание условий для реализации права на образование, а также обеспечение и регулирование вопросов развития и стабильного функционирования образовательной системы. Правовые отношение в сфере образование тесно связаны с правовыми отношениями других сфер общества. Сфера образования так же взаимодействует с отношениями в политической, социальной, экономической и духовной сфере.
Помимо сферы правового регулирования, существует еще одно понятие, которое играет важную роль — это пределы правового регулирования. Они устанавливают и регулируют границы, в рамках которых происходит правовое регулирование отношений.
Пределы правового регулирования зависят, прежде всего, от предмета правового регулирования. Общественные отношения, не подвергающиеся внешнему контролю, не могут регулироваться правом. Пределы бывают 2 видов:
- Объективные — определяются самими общественными отношениями, зависят от тех факторов, которые делают невозможным воздействие на предмет права;
- Субъективные — определяются самим законодателем, а именно его волей и желанием.
Важную роль при установке границ правового регулирования играет субъект. В качестве субъекта может выступать: государство, общественные организации, образовательные учреждения и т. п.
Правоотношениями принято называть разновидность общественных отношений в сфере права, регулируемые нормами права. Правоотношения представляют собой юридическую связь между субъектами, возникающую на основе права.
В Российской Федерации систему правового регулирования отношений в сфере образования составляет централизованное и децентрализованное регулирование.
Под термином «централизованное регулирование» понимается регулирование, осуществляемое органами государственной и муниципальной власти посредством принятия нормативных актов и применения нормативных актов судами в случае возникновения спора между субъектами образовательных правоотношений. [3]
Нормативно правовые акты, входящие в систему правового регулирования образовательных отношений, можно разделить по нескольким критериям:
- нормативные правовые акты, в которых закреплено право граждан на образование;
- нормативные правовые акты, регулирующие вопросы по реализации права на образование и оказанию образовательных услуг, регулируют принцип работы образовательной системы;
- нормативные правовые акты, которые регулирую финансовую часть и занимаются вопросами обеспечения, а также регулируют вопросы кредитования.
Право на образование входит в международные стандарты прав человека, что закреплено в ч. 1 ст. 26 Всеобщей декларации прав человека, ч. 1 ст. 13 Международного пакта «Об экономических, социальных и культурных правах», ст. 2 Протокола № 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ст. 14 Хартии Европейского Союза об основных правах. Конституция РФ закрепила право каждого на образование в ст. 43.
Конституция РФ относит вопросы образования и воспитания к деятельности как Российской Федерации, так и ее субъектов. Данная норма позволяет регулировать вопросы правового регулирования образовательной деятельности, как на государственном, так и на местном уровне. На федеральном уровне принимаются федеральные законы, задается курс и направления развития образования, трактуются и разъясняются общие вопросы сферы образования, которые получат дальнейшие развитие в виде нормативных актов субъектов РФ, что позволяет принимать во внимание региональные и этнические особенности различных регионов. [2]
Нормативно-правовые акты включают в себя нормы и учитывают интересы субъектов правовых отношений и координируют их в зависимости от сложившейся политической, экономической и социальной ситуации.
Нормативно-правовой акт занимает лидирующую позицию среди источников права. В нем закреплены установленные правила и нормы поведения, охраняемые и поддерживаемые государством.
Согласно ст. 30 ФЗ «Об образовании в РФ» образовательная организация принимает локальные нормативные акты по основным направлениям деятельности образовательной организации, ее осуществления и т. п. Так же в сферу деятельности образовательной организации входит решение вопросов по организации приему учеников, определение и составление режима занятий учеников, его форма и периодичность. Другой компетенцией образовательной организации, является контроль успеваемость, промежуточная аттестация, решение вопросов перевода, отчисления и восстановления обучающихся.
Система законодательных актов об образовании в Российской Федерации включают в себя Конституцию РФ, Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» и законы об образовании, принимаемые субъектами Российской Федерации. Конституция РФ имеет высшую юридическую силу и в ней закреплено право на образование (ст. 43) и ряд других прав, способствующих его реализации, а также в соответствии с принципом федерализма устанавливает федеральный и региональный уровни правового регулирования отношений, возникающих в сфере образования. Законы федерального уровня включают в себя общее направление развития и регулируют вопросы сферы образования, которые получают дальнейшее развитие в законодательных актах субъектов Федерации с учетом положения и особенностей того или иного региона. [3]
Федеральный Закон «Об образовании в РФ», вступил силу 1 сентября 2013. Данный закон регулирует управленческие и финансово экономические отношения в сфере образования, а также определят сущность и содержание образовательного процесса, а также права и обязанности участников образовательного процесса.
В соответствии с законом «Об образовании в РФ» структура образования в РФ состоит из общего образования, профессионального образование, дополнительного образование и профессионального обучения.
Отличительной особенностью правовых отношений в сфере образования, является наличие у обоих сторон одновременно полномочий и обязательств. Образование играет огромную роль в развитии общества, как социального института, влияет на развитие государства, способствует созданию новых рабочих кадров, сохраняет культурное наследие и позволяет развиваться, как отдельному человеку, так и человечеству в целом. Для эффективного и стабильного развития и функционирования образования, оно должно быть упорядоченно и регламентировано. От эффективности и продуманности законов, регулирующих образовательную систему, зависит эффективность и качество уровня образования в стране.
Литература:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» (в редакции от 31 декабря 2014 года) // СЗ РФ. 31 декабря 2012 года. № 53 (часть первая). Ст. 7598.
- Матюшева Т. Н. Образование как общая ценность международного права // Теория и практика общественного развития. 2014. № 14.
- Толстик В. А., Дворников Н. Л., Каргин К. В. Системное толкование норм права. М.: Юриспруденция, 2010. с.136.