Обеспечение эффективности развития относительной силы (силовых способностей) у самбистов 8–9 лет | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №22 (417) июнь 2022 г.

Дата публикации: 01.06.2022

Статья просмотрена: 267 раз

Библиографическое описание:

Ваньков, П. Ю. Обеспечение эффективности развития относительной силы (силовых способностей) у самбистов 8–9 лет / П. Ю. Ваньков, Л. В. Лагутенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 22 (417). — С. 123-125. — URL: https://moluch.ru/archive/417/92415/ (дата обращения: 19.12.2024).



В статье рассматриваются вопросы повышения относительной силы у самбистов 8–9 лет. На сегодняшний день на спортивных выступлениях наблюдается тенденция спада силовых способностей у детей младшего школьного возраста. Так как спортивная основа силовой подготовки закладывается в детском возрасте, важное значение имеет изучение и совершенствование силового потенциала детей, занимающихся самбо, поэтому данная тема актуальна.

Ключевые слова: самбо, дети 8–9 лет, относительная сила, силовые способности, специализированные физические упражнения.

Базовые двигательные способности для любого вида спорта закладываются именно в детском возрасте [1, 2].

Сила — одно из важнейших физических качеств, необходимых самбисту для достижения высоких спортивных результатов.

В ходе схватки борцу приходится выполнять силовые движения и действия при самых различных ситуациях, положениях тела на фоне большого утомления. Отсутствие достаточной силы, особенно силы мышц рук не позволит реализовать потенциальные возможности борца. Каждый спортсмен понимает, что тот, кто выигрывает захват, как правило, и побеждает в схватке [3].

В младшем школьном возрасте происходит естественный прирост показателей относительной силы, который, если подкрепить целенаправленными тренировками, покажет в дальнейшем хороший результат формирования силовых способностей борцов. Поэтому данная тема является актуальной и перспективной для нашего исследования [2].

Объект исследования — учебно-тренировочный процесс самбистов 8–9 лет.

Предмет исследования — методика силовой подготовки юных самбистов младшего школьного возраста.

Цель исследования — определить целесообразность и выявить эффективность специальных средств и способов повышения силы у детей 8–9 лет, занимающихся самбо.

Рабочая гипотеза исследования — предполагается, что развитию и совершенствованию силовой подготовленности и эффективности учебно-тренировочного процесса у борцов-самбистов 8–9 лет будет способствовать методика, включающая в себя специализированные упражнения, адекватные данному возрасту.

Исследование проводилось на базе спортивного клуба «Мужество», отделение самбо, г. Уссурийск Приморского края, с января по апрель 2022.

В поисках путей решения обозначенной проблемы в течение 4 месяцев была проведена исследовательская работа, в которой приняло участие 20 юных самбистов (10 человек — контрольная группа и 10 — экспериментальная).

Контрольная группа занималась по стандартной программе, а в экспериментальной группе были использованы специализированные силовые упражнения и комплексы упражнений, в основном, динамического характера с умеренными нагрузками, адекватные данному возрасту, а именно:

  1. Работа на гироскопическом тренажере powerball. Это кистевой тренажер для поддержания в тонусе всех мышц верхних конечностей, укрепляет мышцы запястья, рук и плеча, увеличивает силу хвата.
  2. Сгибание-разгибание пальцев (кстати, очень популярное в СССР). На слух простое упражнение, но если быстро сгибать-разгибать ладонь в течение 30–60 секунд, совсем не просто. Регулярное выполнение позволит увеличить силу хвата.
  3. Работа с борцовской резиной, как отработка трюков, так и средство для укрепления мышц плечевого пояса, что значительно увеличит силу хвата. Применялись следующие упражнения:

– Тяга жгута к коленям.

– Тяга назад на уровне плеча.

– Подход с выходом на бросок.

– Имитация прохода в ноги с резиной.

  1. Работа с кистевым эспандером:

– Сжимание в течение 1–1,5 минуты в максимально быстром темпе.

– Быстрые сжатия в течение минуты — максимальное напряжение минута.

– Максимальное напряжение в течение минуты — быстрые сжатия эспандера в течение минуты.

– Вис на перекладине.

– Лазание по канату (специализированный канат для борца — канат — шторка или канат — рукав).

– Упражнения на гимнастической стенке: разнообразные лазания и передвижения по ней.

– Подвижные игры: борьба руками, футбол с набивным мячом, борьба ногами лежа, «трофей», борьба нанайских мальчиков, борьба за мяч.

– Автономная гимнастика Владимира Георгиевича Фохтина (упражнения в самосопротивлении). В данном случае, главное не имитация схем упражнений, а полноценная интенсивная мышечная работа с нарастающим темпом и максимальной амплитудой. Гимнастика эффективна для рук, идеально укрепляет сухожильную пружину.

Эффективность внедрения экспериментальной методики была подтверждена результатами тестирования силовых способностей занимающихся.

Для оценки уровня развития относительной силы были применены следующие тесты:

Тест 1. Кистевая динамометрия правая/левая, которая измеряет силовые показатели мышц-сгибателей запястья и пальцев.

Тест 2. Становая динамометрия — показатель общей силы спортсмена.

Тест 3. Подтягивание на низкой перекладине из виса лежа.

Тест 4. Сгибание-разгибание рук в упоре лежа.

Анализ данных силовой подготовленности юных самбистов в начале педагогического эксперимента не выявил значимых различий в среднегрупповых показателях силовых способностей у самбистов обеих исследуемых групп — контрольной (КГ) и экспериментальной (ЭГ).

Анализ данных силовой подготовленности юных самбистов после проведенного педагогического эксперимента показал, что в экспериментальной группе произошли значительные изменения по всем тестам. В контрольной группе так же произошло улучшение результатов, но оно менее ощутимое (табл. 1).

Таблица 1

Динамика среднегрупповых силовых показателей самбистов 8–9 лет контрольной и экспериментальной групп в ходе реализации экспериментальной методики

Оцениваемые показатели

Контрольная группа

Экспериментальная группа

исходный

итоговый

исходный

итоговый

Кистевая динамометрия правая/левая (кг)

14,4

15,7

14,8

18,5

13,5

14,6

13,8

16,0

% прироста

9,0/8,1

25,0/15,9

Становая динамометрия (кг)

37,5

40,2

37,2

44,0

% прироста

7,2

18,3

Подтягивание на низкой перекладине из виса лежа (раз)

8

9

8

11

% прироста

12,5

37,5

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (раз)

14

15

13

16

% прироста

7,1

23,1

Разработанная методика применения рациональных средств и методов в тренировочном процессе позволила повысить уровень силовой подготовленности самбистов младшего школьного возраста, что подтвердило нашу гипотезу.

Эффективность внедрения экспериментальной методики подтверждена следующими фактами: методически правильно организованный процесс позволил повысить силовые способности юных самбистов, о чем свидетельствуют результаты тестов: у экспериментальной группы в среднем прирост относительной силы по всем тестам составил — 24,8 %, в то время как в контрольной группе — 8,8 %.

Литература:

  1. Авилов, В. И. Новые возможности в технике борьбы самбо. Специальные подготовительные упражнения / В. И. Авилов. — Москва: Профит Стайл, 2020. — 815 c. — Текст: непосредственный.
  2. Лури, Ю. Ф. Физическое воспитание детей школьного возраста / Ю. Ф. Лури. — Москва: Феникс, 2003. — 137 c. — Текст: непосредственный.
  3. Хорунжий, А. Н. Развиваем силу / А. Н. Хорунжий. — Текст: непосредственный // Физическая культура в школе. — 2014. — № 6. — С. 39–41.
Основные термины (генерируются автоматически): контрольная группа, младший школьный возраст, относительная сила, экспериментальная группа, самбист, сила хвата, силовая подготовленность, течение минуты, экспериментальная методика, Максимальное напряжение.


Ключевые слова

самбо, силовые способности, дети 8–9 лет, относительная сила, специализированные физические упражнения

Похожие статьи

Развитие выносливости у детей 9–10 лет, занимающихся плаванием, в рамках дисциплины «Физическая культура»

Статья посвящена исследованию развития выносливости у детей 9–10 лет, занимающихся плаванием, в рамках дисциплины «Физическая культура». В работе рассматриваются теоретические основы выносливости и особенности плавания как средства ее развития. Описа...

Развитие скоростных способностей детей младшего школьного возраста, занимающихся в секции «Хоккей с шайбой»

Развитие скоростных способностей особенно важно в младшем школьном возрасте, так как в зрелые годы это происходит сложно и малоэффективно. В статье рассматриваются различные формы проявления скоростных способностей (скорость передвижения, быстрота вы...

Воспитание гибкости у спортсменов, занимающихся мини-футболом, на этапе начальной подготовки

В статье рассматривается значимость и актуальность воспитания гибкости у спортсменов, занимающихся мини-футболом, на этапе начальной подготовки, приводятся результаты исследования включения в тренировочный процесс упражнений, направленных на воспитан...

Эффективные методы повышения мотивации детей младшего школьного возраста при занятиях физической культурой

Данная статья посвящена проблеме мотивации детей младшего школьного возраста при занятиях физической культурой. Данная проблема считается актуальной, в связи с тем, что на данный момент укрепление и сохранение здоровья детей является одной из важнейш...

Роль и значение секции дзюдо в физическом развитии детей дошкольного возраста

В статье рассматривается значение занятий по дзюдо для физического развития детей дошкольного возраста, а также возможности организации секции дзюдо в дошкольной образовательной организации. Отмечаются особенности воспитания интереса к дзюдо и формир...

Влияние секционных занятий плаванием на физическую подготовленность детей с нарушением слуха

В статье проведен теоретический анализ влияния секционных занятий плаванием на физическую подготовленность детей младшего школьного возраста с нарушением слуха. Известно, что школьники с нарушением слуха по уровню развития физических качеств отстают,...

Плавание как способ развития физических качеств студентов в вузах

В данной статье автор исследует роль плавания в развитии физической культуры студентов. Автор представляет важность плавания в общем развитии студентов и анализирует его влияние на физическое развитие и здоровье. Также в статье рассматриваются такие ...

Возрастные особенности развития детей младшего школьного возраста, занимающихся академической греблей

В статье рассматриваются возрастные особенности детей младшего школьного возраста, которые необходимо учитывать тренеру по академической гребле при работе с данным контингентом. Отмечены психологические особенности развития внимания, мыслительных про...

Формирование физических качеств у учащихся кадетских полицейских классов на уроках по физической культуре с использованием прикладных видов спорта и военно-спортивных игр

Настоящая статья посвящена эффективности использования прикладных видов спорта и военно-спортивных игр для формирования физических качеств у учащихся кадетских полицейских классов. Статья отражает значимость физических качеств, которые имеют огромное...

Лапта как средство развития скоростно-силовой выносливости у детей младшего школьного возраста

Статья посвящена изучению лапты как средства развития скоростно-силовой выносливости у детей младшего школьного возраста. В статье рассмотрены особенности лапты как вида спортивной деятельности, а также методы воспитания скоростно-силовых способносте...

Похожие статьи

Развитие выносливости у детей 9–10 лет, занимающихся плаванием, в рамках дисциплины «Физическая культура»

Статья посвящена исследованию развития выносливости у детей 9–10 лет, занимающихся плаванием, в рамках дисциплины «Физическая культура». В работе рассматриваются теоретические основы выносливости и особенности плавания как средства ее развития. Описа...

Развитие скоростных способностей детей младшего школьного возраста, занимающихся в секции «Хоккей с шайбой»

Развитие скоростных способностей особенно важно в младшем школьном возрасте, так как в зрелые годы это происходит сложно и малоэффективно. В статье рассматриваются различные формы проявления скоростных способностей (скорость передвижения, быстрота вы...

Воспитание гибкости у спортсменов, занимающихся мини-футболом, на этапе начальной подготовки

В статье рассматривается значимость и актуальность воспитания гибкости у спортсменов, занимающихся мини-футболом, на этапе начальной подготовки, приводятся результаты исследования включения в тренировочный процесс упражнений, направленных на воспитан...

Эффективные методы повышения мотивации детей младшего школьного возраста при занятиях физической культурой

Данная статья посвящена проблеме мотивации детей младшего школьного возраста при занятиях физической культурой. Данная проблема считается актуальной, в связи с тем, что на данный момент укрепление и сохранение здоровья детей является одной из важнейш...

Роль и значение секции дзюдо в физическом развитии детей дошкольного возраста

В статье рассматривается значение занятий по дзюдо для физического развития детей дошкольного возраста, а также возможности организации секции дзюдо в дошкольной образовательной организации. Отмечаются особенности воспитания интереса к дзюдо и формир...

Влияние секционных занятий плаванием на физическую подготовленность детей с нарушением слуха

В статье проведен теоретический анализ влияния секционных занятий плаванием на физическую подготовленность детей младшего школьного возраста с нарушением слуха. Известно, что школьники с нарушением слуха по уровню развития физических качеств отстают,...

Плавание как способ развития физических качеств студентов в вузах

В данной статье автор исследует роль плавания в развитии физической культуры студентов. Автор представляет важность плавания в общем развитии студентов и анализирует его влияние на физическое развитие и здоровье. Также в статье рассматриваются такие ...

Возрастные особенности развития детей младшего школьного возраста, занимающихся академической греблей

В статье рассматриваются возрастные особенности детей младшего школьного возраста, которые необходимо учитывать тренеру по академической гребле при работе с данным контингентом. Отмечены психологические особенности развития внимания, мыслительных про...

Формирование физических качеств у учащихся кадетских полицейских классов на уроках по физической культуре с использованием прикладных видов спорта и военно-спортивных игр

Настоящая статья посвящена эффективности использования прикладных видов спорта и военно-спортивных игр для формирования физических качеств у учащихся кадетских полицейских классов. Статья отражает значимость физических качеств, которые имеют огромное...

Лапта как средство развития скоростно-силовой выносливости у детей младшего школьного возраста

Статья посвящена изучению лапты как средства развития скоростно-силовой выносливости у детей младшего школьного возраста. В статье рассмотрены особенности лапты как вида спортивной деятельности, а также методы воспитания скоростно-силовых способносте...

Задать вопрос