Развитие внешнеэкономической деятельности способствовало формированию субъектов околотаможенной инфраструктуры, к числу которых относятся таможенные перевозчики. Рынок таможенных перевозок в ЕАЭС является популярным у предпринимателей, что определяет наличие стабильного роста количества организаций, зарегистрированных в реестре таможенных перевозчиков. Деятельность таможенных перевозчиков сопряжена с наличием ряда проблем, что определяет потребности в их анализе и решении. Статья посвящена рассмотрению некоторых проблем, мешающих развитию рынка таможенных перевозчиков в РФ.
Ключевые слова: таможенные перевозчики, объекты околотаможенной инфраструктуры, проблемы таможенных перевозчиков, таможенные услуги, ВЭД, развитие торговли, экономика, рынок перевозок.
Услуги объектов околотаможенной инфраструктуры пользуются стабильной популярностью у участников внешнеэкономической деятельности (далее ВЭД), не являются исключением и таможенные перевозчики, о чем свидетельствует ежегодный рост количества юридических лиц, которые включены в реестр таможенных перевозчиков [5].
Таможенные перевозчики обладают рядом преимуществ для клиентов, так как использование их услуг позволят осуществлять перевозку нерастаможенных грузов без обеспечения уплаты таможенных платежей. Для получения статуса таможенного перевозчика юридическое лицо должно соответствовать определенным требованиям, а также подать заявление на включение в реестр таможенных перевозчиков.
Таможенные перевозчики, могут быть квалифицированы как субъекты с пониженным уровнем риска. Развитие института таможенных перевозчиков способствует развитию экономики страны, внешнеэкономической деятельности. В последние годы таможенные перевозчики наряду с услугами перевозки предоставляют также услуги по таможенному декларированию товаров.
В то же время таможенные перевозчики сталкиваются с различными проблемами. Так, наиболее острой проблемой в настоящее время является санкционное давление, принятый в апреле 2022 г. пакет санкций в отношении Российской Федерации и Белоруссии определил наличие запрета на въезд перевозчиков данных стран на территорию Европейского союза, исключение было сделано лишь для некоторых категорий товаров, в том числе продовольствия и медикаментов [3].
В качестве ответной меры Российской Федерацией установлен запрет на въезд перевозчиков из Европейского союза. Санкции привели к тому, что на пунктах пропуска скопилось значительное количество грузовых автомобилей. Санкции не являются эффективным инструментом экономического и политического давления, а лишь вредят всем вовлеченным в их применение сторонам. Полагаем, что в ближайшее время взаимные санкции в отношении перевозчиков РФ и Европейского союза должны быть отменены. В противном случае все участники рынка неминуемо понесут серьезные финансовые затраты.
Регулирование деятельности таможенных перевозчиков осуществляется главой 56 ТК ЕАЭС в рамках наднационального законодательства. В тоже время данное регулирование реализуется и в рамках национальных законодательств стран-участниц ЕАЭС. Так, например, условия включения в реестр таможенных перевозчиков, регламентированные ст. 407 ТК ЕАЭС [4] представляют собой открытый перечень, так как данной статьей закреплена возможность установления дополнительных условий включения в реестр таможенных перевозчиков в соответствии с национальным законодательством страны-участницы ЕАЭС. Аналогично обстоит дело с другими аспектами деятельности таможенных перевозчиков. Регулирование их деятельности различными нормативно-правовыми актами в рамках ЕАЭС приводит к повышенной вероятности совершения ими правонарушений. Наличие возможности установления разных условий включения в реестр перевозчиков ставит таможенных перевозчиков разных стран-участниц ЕАЭС в неравное положение.
Решение указанной проблемы видится в необходимости согласования и закрепления странами-участницами ЕАЭС единых требований к таможенным перевозчикам вне зависимости от страны-участницы ЕАЭС, в которой перевозчик зарегистрирован. Необходимо также приведение в соответствие других условий работы перевозчиков, норм и порядка таможенного контроля и пр.
Безусловно, что согласование и закрепление единых требований для таможенных перевозчиков потребует значительных временных затрат, совершенствования информационного обмена и решения прочих организационных вопросов. В тоже время повышение единообразия таможенного законодательства стран-участниц ЕАЭС будет способствовать дальнейшему развитию экономического пространства в рамках данного союза.
Отдельного внимания заслуживает проблема закрытости рынка услуг таможенных перевозок, в частности отсутствия в свободном доступе информации о стоимости услуг таможенного перевозчика, возможности онлайн расчета и выбора наиболее подходящего перевозчика. Проведенный анализ интернет-ресурсов таможенных перевозчиков позволяет отметить, что таких данных нет в свободном доступе, получение информации о стоимости услуг перевозчика возможно только через специалистов организации-перевозчика после предоставления документов организации, на груз и пр. [1, 2].
Закрытость ценовой политики услуг таможенных перевозчиков в РФ вредит развитию рынка, снижает естественную конкуренцию, усложняет для предпринимателей поиск и выбор наиболее привлекательного по условиям таможенного перевозчика.
Таким образом, в рамках данной статьи затронуты лишь некоторые проблемы рынка услуг таможенных перевозчиков, которые необходимо решить в целях развития данного рынка. Полагаем, что повышение прозрачности рынка, качества правового регулирования, а также минимизация санкционного давления будут способствовать развитию услуг, предоставляемых таможенному перевозчику, усилению конкуренции на данном рынке от чего в результате получат выгоду все участники рынка.
Литература:
- Берег брокер. Услуги по таможенной перевозке грузов. — Текст: электронный //: [сайт]. — URL: https://bereg-broker.ru/tamozhennye-uslugi/ (дата обращения: 31.05.2022).
- ВДНК. Таможенные перевозки грузов. — Текст: электронный //: [сайт]. — URL: https://vdnk.ru/site/ru/customs-carrier (дата обращения: 31.05.2022).
- ЕС ограничил въезд фур с российскими и белорусскими номерами — комментарий ФТС России. — Текст: электронный //: [сайт]. — URL: https://customs.gov.ru/press/pressa-o-nas/document/335321 (дата обращения: 31.05.2022).
- Реестр таможенных перевозчиков РФ. — Текст: электронный //: [сайт]. — URL: https://customs.gov.ru/servisy-i-reestry-bazy-dannyx (дата обращения: 31.05.2022).
- Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (ред. от 29.05.2019). — Текст: электронный // Официальный интернет–портал правовой информации: [сайт]. — URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 31.05.2022).