Российская Федерация 29 декабря 2010 г. ратифицировала соглашение и стала одним из учредителей Международной антикоррупционной академии. В нее вошли порядка 50 государств. 8 марта 2011 г. Международная академия [1] получила статус международной организации и приступила к полноценной работе. Академия проводит регулярные стажировки специалистов государственных органов в области противодействия коррупции. В процессе развития антикоррупционного законодательства в России и зарубежных странах были приняты международные правовые стандарты антикоррупционного законодательства:
– Конвенция ООН против коррупции от 31.10.2003 г.
– Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию от 27.01.1999 г.
– Конвенция Совета Европы «Об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности» от 8.11.1990 г.
– Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности;
– Конвенция Совета Европы о гражданско-правовой ответственности за коррупцию от 4.11.1999 г.
– Межамериканская конвенция о борьбе с коррупцией, принята Организацией американских государств 29.03.1996 г.
– Конвенция о борьбе с коррупцией, затрагивающая должностные лица Европейский сообществ или должностных лиц государств — членов ЕС, принята 26.05.1997 г.
Первые четыре конвенции были ратифицированы Россией. Конвенции устанавливают следующие стандарты:
– принцип строгого следования равенства всех перед законом; проведение государством последовательной антикоррупционной политики; признание предметом взятки (подкупа) преимуществ нематериального характера (льготы, услуги и пр.); ограничение прав и свобод государственных должностных лиц в случаях, предусмотренным законом и др.
Обратимся к анализу борьбы с коррупцией в тех или иных странах.
В ФРГ под коррупцией понимается злоупотребление служебным положением как на государственной службе, так и в частном секторе.
Коррупция в Японии — это противоправное деяние, которое выражается в умышленном использовании должностными лицами своего служебного статуса для противоправного получения имущественных и неимущественных благ и преимуществ, а равно и подкупу этих лиц.
В Хорватии антикоррупционную деятельность выполняет Управление Государственной прокуратуры по предупреждению организованной преступности.
В соответствии с законодательством Сингапура под коррупцией понимается явление, при котором одно лицо взаимодействует с другим в целях получения любого вознаграждения, а также за действия любого другого чиновника или служащего государственного учреждения…» Такое определение коррупции применимо и сферу предпринимательства [2, c.7–8].
Субъектом коррупционного правонарушения выступают не только должностные лица, но и все государственные служащие. Это соответствует рекомендациям VIII Конгресса ООН (1990 г. Гавана, Куба) по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями и интересам борьбы с коррупцией в мире и в России.
Некоторые страны приняли специальные законы, законы–кодексы чести. В США — это принципы этического поведения правительственных чиновников. В Великобритании. Общие принципы поведения государственных служащих. В ФРГ — Федеральный закон о дисциплинарном режиме государственной службы и др. Акты декларируют высокую моральную ответственность перед Отечеством.
Среди стран, продемонстрировавших значительные успехи в противодействии коррупции, стоит отметить Гонконг и Сингапур.
Если более подробно рассматривать опыт Сингапура, важно отметить, что борьба с коррупцией в этой стране легла в основу становления одной из самых прогрессивных экономик мира, которая по уровню безработицы (не более 2,2 %, грамотности количеству собственников жилья (90 % населения) и целому ряду других показателей является одним из самых успешных государств мира.
В структуру управления данного государства были включены органы по противодействию коррупции. Такими органами стали специальные независимые комиссии, которым был придан полностью независимый статус, поставлены четкие антикоррупционные задачи и переданы соответствующие ресурсы. Создание этих комиссий, вместе с отменой многих регулирующих актов и повышением прозрачности действующих законов позволили этим государствам перейти из разряда «сравнительно коррумпированных» в разряд «относительно чистых», что означает значительное повышение «антикоррупционного статуса» [3].
Административная и правовая система противодействия коррупции в Соединенных Штатах Америки также представляет интерес для анализа. американское уголовное законодательство очень отличается уникальной структурой. Федеральное уголовное законодательство и уголовные кодексы штатов в целом предусматривают ответственность за схожие виды коррупционных преступлений [4, c. 95].
Ответственности и соответствующим санкциям за дачу взятки подлежит каждый, кто каким-либо образом оказывается замешан в коррупционном преступлении или его отдельной составляющей, а именно выносит предложение, дает либо обещает полномочному лицу неправомерное вознаграждение в целях:
1) повлиять на его любые официальные действия, то есть на решение, которое находится в его ведении тяжбы, дела, вопроса, производства;
2) оказать прямое влияние на само должностное лицо с тем, чтобы помочь совершить, совершить, сговориться, разрешить любые обманные действия или создать какие-либо возможность для совершения обмана;
3) склонить ответственное должностное лицо к бездействию или действию в нарушение его законных обязанностей.
В число федеральных должностных преступлений включаются и действия служащих банков, причиняющие ущерб федеральной банковской системе.
Чтобы избежать распространения скрытой формы незаконного использования должностного положения для личного обогащения, законодательство и ведомственные правила описывают ситуации, которые определяются в американской правовой системе как «конфликт интересов»: который может возникнуть:
1) в процессе осуществления уполномоченным государством должностным лицом своих обязанностей;
2) как результат неправомерных действий лица, ранее обладавшего соответствующими полномочиями.
США стали первой страной, которая приняла закон «О зарубежной коррупционной практике» (1977 г.), запрещающий подкуп иностранных чиновников [5, c.100].
Особый акцент сделан на данный процесс в рамках работы канадского парламента и правительства. Взяточничество приравнено к антиконституционным преступлениям и определяется как «государственная измена». Уголовному наказанию подлежит как получившее взятку лицо, так и тот, кто её дал. Парламентарию грозит лишение воли сроком до 14 лет, причём виновный автоматически лишается своего депутатского мандата со дня признания его вины в суде. Конституционное право Канады также содержит свод правил и рекомендаций, которые касаются поведения парламентариев при столкновении их экономических и политических интересов, которые вытекают из прежних занятий депутатов разными видами предпринимательской деятельности.
В некоторых странах выработаны особые подходы к противодействию коррупционным явлениям, связанные не с правовой стороной жизни общества и не особенностями функционирования органов власти, а с моралью и этикой. Такие страны, как Швеция, Нидерланды или Дания, демонстрируют пример воспитания в общественном сознании вызывающего уважение образа чиновника как человека, который посредством осуществления своей деятельности выполняет важные государственные функции и по-настоящему служит народу.
Примерами такой политики могут послужить следующие подходы. Коррупция полностью осознаётся правительствами этих стран как очень серьёзная проблема для национальной безопасности. При этом коррупция также рассматривается как внутренняя и внешняя угроза. Чётко разделяются 2 важных аспекта коррупции: экономический и политически. С точки зрения политики, четко осознается явная угроза функционированию всех структур политической власти, уважения и доверия к власти. Коррупция с точки зрения экономики существенно снижает эффективность регулирующей деятельности государства и рыночных институтов.
Опыт заимствования зарубежной практики подсказывает, что любые позитивные начинания противостояния негативным явлениям, происходящим за рубежом, необходимо оценивать комплексно и в разрезе конкретно-исторических условий, в рамках которых осуществляются те или иные действия. При этом, детальный анализ аспекта противодействия коррупции в государственных органах власти подсказывает, что успешные начинания почти всегда имеют за собой три крайне важных составляющих, включая: 1. Политическую; 2. Административно-правовую; 3. Идеологическую.
Для борьбы с коррупцией необходимо принимать стратегические решения, предпринимаемые меры должны представлять собой единый комплекс решений. Анализируя опыт зарубежных стран, можно сделать вывод, что самые действенные методы применяют такие страны как Китай, США, Италия и др. Таким образом, международный опыт противодействия коррупции развитых стран наглядно демонстрирует необходимость сочетания всех трех ключевых элементов — политического, административно-нормативного и идеологического. Работа во всех трех направлениях доказала свою эффективность путем радикального снижения уровня коррупции во многих странах вне зависимости от особенностей, связанных с деятельностью государственных органов власти тех или иных государств.
Литература:
- Международная Антикоррупционная Академия URL: http://www.iaca-info.org/ (дата обращения: 22.04.2022 г.)
- Ноздрачев А. Ф. Коррупция как правовая проблема в вопросах и ответах // Адвокат. 2017. № 10. — С. 7–8.
- Гладченко Л. В. Об опыте Сингапура по противодействию коррупции // Проблемы национальной стратегии. № 3 (24). 2014 — С.30
- Николайчик В. М. Профилактика коррупции в полиции США // США. Канада. 2019. № 10. — С. 93–99.
- Кузнецов Ю. А., Силинский Ю. Р., Хомутова А. В. Российское и зарубежное законодательство о мерах противодействия коррупции. Владивосток, 2019. — С. 98–102.