Главной целью изучения английского языка в старших классах является развитие уже имеющихся знаний до уровня, который позволит потом школьникам в профильных учреждениях без проблем продолжить изучение иностранного языка с профильным уклоном, а также легко овладеть всем «повседневным» уровнем английского языка, который позволит ученикам спокойно путешествовать и обсуждать базовые темы. В этом ключе рекламные тексты представляют благодатный материал, ведь он соответствует всем запросам обучения ИЯ в старшей школе, а также повышают мотивационный аспект в обучении. Рекламные тексты несут в себе огромный лексический потенциал и применение их на уроках английского поможет сформировать у школьников полноценный активный и пассивный запас английских слов. Для обучения учителю необходимо всегда иметь актуальный материал на изучаемом языке, а именно тот, который отражает текущее состояние иностранного языка. Благодаря своей специфике, рекламные тексты являются одним из самых подходящих материалов для расширения словарного запаса на старшем этапе обучения в школе.
Все вышесказанное обусловливает актуальность данной работы.
Целью данного исследования является выявление и разработка методик для расширения словарного запаса английского языка у старшеклассников посредством рекламных текстов на старшем этапе обучения.
Овладение лексическим запасом является важной частью работы над коммуникативной компетенцией ученика. Владение лишь минимальным количеством языковых единиц может ограничить школьника в речевых навыках и усложнить дальнейший процесс развития иностранного языка. Поэтому очень важно на уроках английского регулярно и постоянно повышать лексический запас у школьников. Если брать во внимание педагогический процесс, то словарный запас принято делить на три категории: активный словарный запас, пассивный и потенциальный.
Главным различием активного пассивным и потенциального словарного запаса является то, что при владении пассивным и потенциальным словарным запасом школьник не может моментально извлечь из памяти слово и вывести его в речь, однако, может быстро его узнать в пассивных видах языковой деятельности (чтение, аудирование) Согласно исследованиям, пассивный и потенциальный словарный запас всегда больше, чем активный и имеет огромную значимость в дальнейшем развитии коммуникативных компетенций. Таким образом, обучение потенциальному и пассивному словарному запасу сводится, прежде всего, к самому овладению методикой и техникой распознавания незнакомых слов. Пассивный и потенциальный словарный запас очень сильно расширяет лексические возможности учеников старших классов при обучении рецептивным видам речевой деятельности. Перед тем, как перейти к приемам повышения лексического запаса у старшеклассников, необходимо разобрать принципы работы с лексическими заданиями. Прежде всего, необходимо помнить, что когнитивный процесс прямо пропорционально связан с усвоением лексических единиц, ведь такой процесс обеспечивает запоминание образа слова. Когнитивный процесс запоминания слов должен быть осознанным и постепенным. Механическое запоминание огромного объема лексических единиц не отвечает критериям работы когнитивного процесса у школьников и, вследствие этого, не является целесообразным [Щерба, 156 с.] Особенно нужно уделять большое внимание приемам отработки и практическим упражнениям на начальном этапе освоения иноязычной лексической единицы. Работа со словом должна осуществляться многократно, благодаря чему у школьников формируется знание лексических стереотипов. Выполнение таких упражнений как подстановка, соотношение, трансформация помогают школьникам понять зону применения слова, перевести его в оперативную память, понять его лексическое, грамматическое и контекстуальное употребление. После формирования когнитивного образа слова школьник учится осознанно, творчески, вариативно и оперативно использовать нужную лексическую единицу, выводя ее в активную речь. Поскольку у школьников старших классов уже давно сформировались все рецептивные и продуктивные навыки, то при работе с ними у учителя диапазон заданий значительно расширен, ведь здесь педагог может использовать такие приемы работы с лексикой, как дискуссия, проекты, творческие задания на базе составления рекламных текстов. Для наглядной демонстрации данной теоретической части был разработан ряд упражнений для расширения лексического запаса у школьников на основе рекламных текстов. Данные упражнения были успешно опробованы на уроках английского языка в МБОУ «ЦО» № 21 (г. Тула) среди учеников 11 «Г». Нижеперечисленные упражнения были основаны на методах Палмера, Гарольд П., Фриз Ч., и Ладо. При этом, согласно этим методам, все упражнения были проделаны устно, с восприятием материала на слух, его многоразовой имитацией и с исключением письменной формы работы. Только через устную речь лежит путь к освоению школьником лексического материала.
Например, для расширения лексики у школьников на уровень «В1-В2» можно использовать рекламную компанию напитка «Postum». Школьникам дается на ознакомление следующие слова с русским переводом и отрывок текста:
Read the following words: |
Read the following text and pay attention to the new words. |
|
«The World Wants Brainy Men «Brains» are always in demand and are paid a " premium», because brainy men do things. Brains wear out as certainly as the body if not properly nourished. Grape-Nuts is a true Brain and Body Food. It nourishes and strengthens the nerve centers — feeds the nerve cells. Daily wear and tear is replaced by the natural food elements stored by Nature in the Wheat and Barley of which Grape-Nuts is made. Grape-Nuts food does much to keep one right for business or frolic. «There's A Reason»» |
После прочтения и ознакомления с данными словами и данным отрывком, школьники по очереди должны будут задать вопросы с указанными словами и ответить на вопрос собеседника
Помимо устного метода Гарольда Палмера также комплекс упражнений для расширения словарного запаса учеников был основан на аудио-лингвальном методе Чарльа Фриза и Роберта Ладо
Данный метод предполагает всестороннее овладение лексическим аспектом английского языка и, как никакой другой, подходит возрасту старших школьников.
Например, за основу можно взять следующий рекламный текст
Read and translate the followings words: |
Read the following text and pay attention to the new words. |
Do the following task |
— to hire, — to save money, -to decide on, essentially, — well — thought, — to focus on, — skills required, —qualities, —responsibility. |
«Sample Nanny Job Post Finding a nanny can seem overwhelming. Who would you hire? How would you find great candidates? How can you save money? Now that you've decided on a nanny, and to let Nanny Lane help you, you need to create a nanny job post. It's essentially a well-thought out and structured job description. We recommend writing your nanny job post with your share-family, and focusing on five categories: Job Post Title, About Us, Hours, Qualities and Skills Required, and Responsibilities». |
|
Перед работой с данным текстом необходимо обратить внимание учеников на представленные лексические единицы. Затем учитель вместе с учениками читает текст вслух, производит семантизацию лексики и смысл самого текста. После закрытия пробелов в понимании текста ученикам необходимо перейти к тренировке рецептивных навыков и к запоминанию новых лексических единиц с помощью ряда следующих упражнений. К примеру, для начала работы с данными лексическими единицами можно использовать такое приложение, как «Quizlet». После ознакомления с флэш карточками ученики могут сделать ряд указанных выше заданий
Помимо устного метода Гарольда Палмера и аудио-лингвального метода Чарльза Фриза, при расширение словарного запаса у старших школьников можно использовать аудиовизуальный метод Риван и Губерина
Так, например, для отработки такого метода можно взять рекламные ролики. Именно рекламные ролики содержат живую речь и активную лексику, формируют фонетические умения. Рекламные видеоролики компании «Макдональдс» часто содержат диалоги бытового характера. Для расширения словарного запаса можно использовать задания, которые основаны на рекламном ролике 2013 года. Данный рекламный ролик включает диалог двух пожилых людей.
Скрипт диалога выглядит следующим образом: |
Работа с данным видео роликом будет проходить в несколько этапов: |
-Hey, you are late again. Four minutes ago. You are always late the exact amount of time —I am not late. —I know you are always late. Nine o’clock, nine o’clock. Don’t stare, you just took a quick look Watch me. —Hey, look, who is early for once— —look what the cat dragged in, yeah —Here is your paper. You can not stare at her dressed like that. Common. Shape up. —Wow, look at you. Something landed on your head. You were left right. —She is here again. She must have a reason. Who is that? not much of a_dresser. You know it is bad idea to get toupee for mail orders. —It is top of the link It cost a lot of money —Excuse me, it is so crowded. Would you mind terribly if I sat down here —Oh, no, go right ahead —My name is Jack by the way, what is yours —I am Grace —Glad to meet you —He does not even know her —Wow, you ordered the same that I did —Fate —Oh, yes —She must like bears. You should have put that thing on your chin instead the head |
1) Первичное прослушивание 2) Разбор сложных моментов, новых слов в устной форме 3) Повтор вместе с диктором 4) Имитация диалога учениками 5) Прослушать диалог и заполнить пропуски |
Помимо рекламных роликов можно использовать рекламные буклеты. Например, при создании разных упражнений можно использовать рекламный буклет продукции «сникерс» (текст представлен ниже).
Рекламный текст |
Задания |
«OH DEAR IT'S HARD TO SPEL WHEN YOUR HUNGRY IF YOU KEEP MAKING TYPING MISTAKES GRAB YOURSELF A SNICKERS FAST» |
|
При разработке данного исследования была поставлена цель, прежде всего, выявить и разработать методику для расширения словарного запаса английского языка на старшем этапе обучения у старшеклассников на основе упражнений с использованием рекламных текстов. Цель была достигнута
Представленные выше методы, на которых были разработаны специальные упражнения, показывают высокий прогресс среди школьников, а, значит, оправдывают свое использование.
Литература:
- Текст] / А. А. Леонтьев // Язык средств массовой информации: учеб. пособие, 2011, 296 с.
- [Текст] / А. Д. Кривоносов. — СПб.: Петербургекос Востоковедение, 2002, стр.121
- Quizlet [Электронный ресурс]. — Электрон. Текстовые, граф., зв. дан.и прикладная прогр. (76565 bytes). — Learning tools & flashcards — URL: https://quizlet.com/_b8cgd2?x=1jqt&i=3mk40f
- А. Леонтъев. — М.: Просвещение, 1969. 214 с.
- Азимов Э. Г. Новый словарь методических терминов и понятий: теория
- и практика обучения языкам — М.: ИКАР, 2010. — 446 с.
- Беляев Б. В. Очерки по психологии обучения иностранным языкам. М.,1965.
- Ванягина Марина Романовна. «Применение мнемотехники для обучения иноязычной лексике» Педагогика и психология образования, no. 3, 2019, pp. 71–85.
- Дорлигийн Амарзаяа. Современный русский политический дискурс Москва, 1999 129 с.
- Закон об образовании в Российской Федерации»: Пункт 6 Статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ
- И.Кувшинов В. И. О работе с лексикой на уроках английского языка // ИЯШ, № 5,1995.
- Индустрия рекламы . URL: https://adindustry.ru/doc/1121 ) // [Электронный ресурс]
- Кривобокова И. Я. Некоторые приемы работы над лексикой // ИЯШ, 1980.
- Пассов Е. И. Учебное пособие по методике обучения иностранным языкам. Воронеж, 1975.
- Пассов Е. И., Кузовлева Н. Е. Урок иностранного языка. М., 2010.
- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования [Электронный ресурс]: Приказ Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413. URL: ФГОС среднего общего образования (10–11 кл.)
- Щерба Л. В. Преподавание иностранных языков в средней школе.
- Общие вопросы методики — М.: Высшая школа. — 1974. — 112 с.