В статье представлен анализ психолого-педагогической, научной и специальной литературы по проблеме особенностей произвольной памяти в старшем дошкольном возрасте. Рассмотрены и обобщены труды отечественных учёных.
Ключевые слова: произвольная память, память, старшие дошкольники, дошкольный возраст.
Память является фундаментом для формирования интеллектуальных способностей дошкольника, от развития которого строятся другие познавательные процессы и качества личности (П. П. Блонский, Л. С. Выготский, Л. В. Занков, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, С. Л. Рубинштейн, А. А. Смирнов и др.).
В дошкольном возрасте происходят значительные изменения в мнемической деятельности. Поскольку память активно развивается в этом возрасте и включается в процесс формирования личности, она становится доминирующей функцией и становится в центр сознания ребёнка. [2] В этом возрасте дети очень быстро начинают овладевать знаниями, умениями и навыками. Это свидетельствует о том, что в памяти ребёнка происходят важные изменения в качественно-количественных характеристиках.
Дошкольное детство — возраст, наиболее благоприятный период для развития памяти. Ни до, ни после дошкольного возраста ребенок не запоминает различную информацию с такой же лёгкостью. Ребенок без усилий способен запомнить большое количество сказок, стихотворений и другой информации. Запоминание часто происходит без волевых усилий и значительно увеличивается объём запоминаемого материала. [6]
У младших дошкольников память носит преимущественно непроизвольный характер. Ребёнок не ставит перед собой цель запомнить информацию и не использует специальные приёмы, чтобы её запомнить. Однако непроизвольное запоминание может быть достаточно прочным и точным. Легко запечатлеваются события, образы, действия, которые вызывают интерес у ребёнка. Также легко запоминается словесная информация, если она вызывает эмоциональный отклик у дошкольника. Эффективность непроизвольного запоминания только увеличивается на протяжении дошкольного возраста. [2]
Важнейшее изменение в памяти состоит в том, что в среднем дошкольном возрасте, примерно в 4–5 лет, она приобретает элементы произвольности. Целенаправленное запоминание и припоминание в среднем дошкольном возрасте появляются только эпизодически. Обычно они включаются в различные виды деятельности, поскольку запоминать что-либо нужно и в игре, и при выполнении заданий взрослых, а также во время подготовки детей к обучению в школе.
Леонтьев А. Н. отмечал, что в старшем дошкольном возрасте память превращается в особую мнемическую деятельность, которая подчинена особой цели — запомнить информацию. Прежде память обслуживала другие психические процессы; в данном же возрасте запоминание становится особым целенаправленным процессом: оно превращается во внутреннее действие и занимает новое место в структуре деятельности ребенка. [4] Память всё больше объединяется с речью и мышлением, благодаря этому она приобретает интеллектуальный характер. В этом возрасте ребёнок учится ставить перед собой цель запомнить, а также использовать простейшие приёмы запоминания .
Произвольная память не просто возникает на базе непроизвольной, для её развития требуется специальное обучение приемам запоминания и помощь со стороны взрослых. Специальные приёмы и способы запоминания ребёнок не изобретает сам. Мухина В. С. отмечает, что их дошкольнику в той или иной форме подсказывают взрослые. Для развития произвольности памяти, взрослому необходимо стимулировать ребенка к целенаправленному воспроизведению своего опыта в игре, продуктивной и речевой деятельности, при пересказе, заучивании, рассказывании, сочинении историй и сказок, т. е. ставить цель дошкольнику вспомнить что-либо. Ребёнок со временем сам начинает осмыслять, повторять материал. И в конце концов дети сами начинают осознавать значимость использования специальных техник для того, чтобы запомнить информацию. [5] Важнейшей оценкой развития произвольной памяти у старших дошкольников является способность выделять мнемические цели и контролировать их достижение, т. е. осуществлять самоконтроль.
Таким образом, в овладении элементами произвольной памяти можно выделить несколько этапов:
- Взрослым формируется словесная постановка цели на запоминание.
- Появление у ребёнка под воздействием взрослых намерение что-либо запомнить для того, чтобы припомнить это в будущем.
- Осознание и выделение мнемической цели, которая наблюдается;
а) когда ребёнок оказывается в таких ситуациях, которые требуют от него активного запоминания и припоминания;
б) когда мотив, побуждающий ребёнка к деятельности, является значимым для него, происходит принятие цели.
- Осознание и использование ребёнком некоторых приёмов запоминания, которые выделяются из знакомых видов деятельности.
- Появление действий самоконтроля, которые впервые появляются примерно в четырёхлетнем возрасте.
Исследованием сравнительной эффективности произвольного и непроизвольного запоминания на разных этапах дошкольного возраста изучались П. И. Зинченко. Исследование показало, что в младшем дошкольном возрасте эффективность непроизвольного и произвольного запоминания одинакова. Только в младшем школьном возрасте эффективность этих видов запоминания сближается, и в дальнейшем эффективность произвольного запоминания становится выше, чем непроизвольного. [1]
Исследованием возникновения и развития произвольных форм запоминания у детей занимался отечественный психолог А. Н. Леонтьев. Давая детям дошкольного возраста для запоминания слова, он предлагал им в качестве вспомогательного средства картинки. У старших дошкольников использование картинок в качестве вспомогательного средства существенно повышает эффективность запоминания. Если у младших дошкольников запоминание слов с помощью картинок и без них не различается, то у старших дошкольников эффективность запоминания при помощи картинок повышается в 2 раза. Всё это указывает на существенное развитие произвольной памяти у старших дошкольников. [7]
Исследованием произвольной памяти дошкольников занималась З. М. Истомина. Она ставила задачу дошкольникам разного возраста запомнить ряд слов в условиях лабораторных опытов и в ситуации игры. Одной из целей эксперимента было исследование эффективности памяти детей в условиях различной мотивации, т. е. в лабораторных опытах и в игре. Как показывают данные исследования, эффективность запоминания в ситуации игры заметно выше. Отмечается, что превращение процессов памяти в целенаправленные процессы, происходит у младшего дошкольника легче в игре, чем в лабораторных опытах. Детям это возраста легче выделяет цель запомнить. Однако у детей 6–7-ми летнего возраста заметной разницы между эффективностью запоминания в ситуации игры и в лабораторных опытах не выявлено. [3]
З. М. Истомина выделила 3 типа поведения детей при запоминании, которые соответствуют разным уровням развития произвольной памяти. З. М. Истомина выделила следующие уровни развития произвольной памяти дошкольников:
– низкий уровень, характеризующийся тем, что дошкольники не ставят цели запоминать и припоминать что-либо;
– средний уровень, который отличается наличием у детей цели запомнить и припомнить что-либо, но отсутствием использования специальных приёмов запоминания;
– высокий уровень, который характеризуется как наличием цели запомнить или припомнить, так и использованием специальных способов и приёмов для её достижения. [3]
По исследованиям З. М. Истоминой был сделан вывод, что у старших дошкольников преобладает второй и третий уровень развития произвольной памяти, причём большая часть детей была отнесена к группе с третьим уровнем развития памяти. Дети ставят себе цели запомнить информацию, используют для её осуществления различные способы запоминания. Также отмечено, что у старших дошкольников начинают совершенствоваться приёмы запоминания, дети начинают делать попытки образовывать внутренние связи между словами, что показывает переход произвольной памяти на более высокие уровни. По результатам исследования, можно сделать вывод, что к концу дошкольного возраста повышается эффективность произвольного запоминания, объём запоминаемой информации увеличивается, ошибок при воспроизведении становится меньше. [3]
Несмотря на видимые успехи в развитии произвольной памяти в старшем дошкольном возрасте, основной путь своего развития она проходит на следующих возрастных этапах.
Литература:
- Зинченко П. И. Непроизвольное запоминание / Акад. пед. наук РСФСР. О-во психологов. — Москва: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1961. — 562 с.
- Кулагина И. Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет / Ун-т Рос. акад. образования. -5-е изд. — М.: Изд-во УРАО, 1999. 175 с. — 368 с.
- Леонтьев А. Н., Запорожец А. В. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста: Сб. ст./Под ред. Леонтьева А. Н. и Запорожца А. В. -М.: Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1995. — 144с.
- Леонтьев А. Н. Развитие высших форм запоминания / Избранные психологические произведения. Т.1. — М.: Педагогика, 1983. — 391с.
- Мухина В. С. Возрастная психология. М.: Изд. Академия, 1998. 456 с
- Урунтаева Г. А. Практикум по психологии дошкольника. М.: Академия, 2012.
- Эльконин Д. Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д. Б. Эльконин; ред.-сост. Б. Д. Эльконин. — 4-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 384 с.