В данном исследовании описан опыт организации и реализации современного подхода к использованию игрового метода на уроках физической культуры в начальной школе. Цель настоящей статьи — определить эффективность современного подхода в использовании игрового и проблемного метода на уроках физической культуры учащихся начальной школы. Обосновано использование игрового метода в виде современных подходов, таких, как использование игровых и носящих проблемный характер заданий. Научная новизна настоящей работы заключается в создании сводной классификации подвижных игр, включающей разработку содержания игровых и проблемного характера заданий предмета «Физическая культура», направленной на совершенствование физических качеств младших школьников.
Ключевые слова: подвижные игры, начальная школа, обучающиеся, игровой метод, игровые задания, современный подход в обучении, урок физической культуры.
Для детей младшего школьного возраста, игры имеют значимое место в развитии комплекса физических качеств: скорость, координация, сила, гибкость и выносливость. Большинство игр строятся по принципу проявления быстроты и проявление быстрой реакции на различные сигналы. Сменяющаяся игровая ситуация, требующая от игроков мгновенного перехода от одних действий к другим, способствует воспитанию координационных способностей [4].
Подвижные игры помогают развитию самосознания, в связи с возникающими в процессе игры, разнообразными задачами, которые требуют своевременной оценки ситуации, принятия решения и его выполнения. Игры приучают к логическому мышлению и наблюдательности. Так же развиваются организаторские способности (в зависимости от роли в игре) [22,1].
Правильное управление игрой, оказывает положительное влияние на мышечную, сердечно сосудистую, дыхательную и другие системы организма. Подвижные игры повышают функциональную деятельность, вовлекают в динамическую работу мелкие и крупные мышцы тела, увеличивают подвижность в суставах [1].
Цель статьи — выделить и определить эффективность современного подхода в использовании игрового и проблемного метода на уроках физической культуры учащихся начальной школы.
Материалы и методы. Для определения эффективности современного подхода в использовании игрового и проблемного метода на уроках физической культуры (ФК) использовались методы исследования: теоретический анализ научно-методической литературы; педагогическое наблюдение, с целью выбора подвижных игр и содержания игровых заданий; методика тестирования физической подготовленности детей; педагогический эксперимент, заключался в изучении влияния одного фактора (использования современного подхода игрового метода на уроках физической культуры) на другой (уровень физической подготовленности младших школьников и формированию интереса к уроку физической культуры).
Результаты и обсуждение результатов. Основное направление работы с детьми младшего школьного возраста — это создание комфортных условий для всестороннего развития личности с учетом индивидуальных, психических и интеллектуальных возможностей ребенка.
Работа проводилась в различных формах:
– занятия, направленные на решение задач тренировочного и оздоровительного характера;
– соревновательные формы занятий (соревнования, контрольные нормативы, элементы спортивных игр, подвижные игры и задания).
Подвижные игры — доступное и эффективное средство физического воспитания, дающее возможность воздействовать на ребенка при активности. Такие игры, особенно с элементами соревнования, воздействуют лучше, чем другие формы физической культуры, так как соответствуют потребностям растущего организма. Каждая игра проводится по правилам, а это способствует воспитанию честности, выдержки и дисциплинированности [7].
При отборе игрового материала и его проверке была определена моторная плотность каждой игры или ее физиологическая стоимость по частоте сердечных сокращений (ЧСС). С этой целью они ориентировочно классифицировались по степени интенсивности двигательной деятельности на низкую, среднюю и высокую степень нагрузки.
За основу взяты показатели увеличения частоты сердечных сокращений относительно исходного уровня в процентах. Для игр низкой интенсивности свойственна ЧСС, не превышающая 30 % от показателей в покое. Увеличение ЧСС от 30 до 50 % соответствовало подвижным играм средней интенсивности, а превышение пульса от исходного уровня на 50–90 % характерно играм высокой интенсивности. На рис. 1 показана физиологическая характеристика подвижных игр:
– «Собери» (желтый график)
– «Вызов номеров» (фиолетовый график)
– «Хвостики» (голубой график)
– «Паучки» (оранжевый график)
– «Юбочки» (синий график).
Рис. 1. Пульсометрия
В ходе проведенного исследования полученные результаты позволяют проследить за изменением ЧСС учащихся младшего школьного возраста во время проведения подвижных игр. Для повышения скоростных качеств игры с бегом и прыжками находятся в пределах 159–190 уд. /мин, что позволяет говорить о высокой (тренирующей) нагрузке. Нагрузка, направленная на развитие силовых качеств, находится в 3–4 пульсовой зоне.Игры на растягивание находится в пределах 132–120 уд. /мин, что позволяет говорить о низкой (восстанавливающей) нагрузке.
В организации учебного процесса использовались подвижные игры:
- Коллективные подвижные игры без разделения на группы (команды).
- Коллективные подвижные игры с разделением на группы (команды).
- Игры для развития быстроты движений.
- Игры для развития мелкой моторики.
- Игры с произношением стихотворных речитативов.
- Игротерапия.
Проанализировав школьную программу, нами было выявлено следующее. В младшем школьном возрасте игровая деятельность является ведущим видом деятельности, но подвижные игры, которые нам рекомендуют в программах, учебниках из года в год повторяются. С развитием общества и потребностями необходимо использование подвижных игр, с учетом интересов современного поколения учащихся. Нами на уроки ФК были внесены игровые задания — это локальная форма проявления игровых действий, в том числе носящих проблемный характер.
На наш взгляд, основное отличие подвижной игры от игровых заданий заключается в том, что игровое задание обладает четко поставленной задачей и соответствующим ей результатом, который направлен на познавательные способности детей.
Нами проанализированы классификации подвижных игр таких авторов как: Р. В. Климкова (2007), И. М. Коротков, М. Н. Мельникова и Л. В. Былеева (2009), и составлена сводная классификация подвижных игр с включением заданий игрового и проблемного характера. (Рис.2)
Рис. 2. Классификация подвижных игр и игровых заданий (по классификациям Р. В. Климковой 2007, И. М. Короткова, М. Н. Мельниковой и Л. В. Былеевой 2009).
В классификацию вошли часто используемые учителями ФК подвижные игры на уроках физической культуры для разделов школьной программы. В сводную классификацию нами добавлены игровые задания, применяемые во всех известных подвижных играх и игры, носящие проблемный характер.
Отличительная черта и основной признак игровых заданий — наличие в них активных двигательных действий при решении конкретной частной задачи, благодаря чему они являются средством и методом физического воспитания и развития.
При использовании подвижных игр и игровых заданий ставится не только задача развития физических, но и интеллектуальных качеств, а также таких психических процессов, как внимательность, память, мышление. В сюжетных играх и заданиях развивается воображение, артистизм детей, при использовании музыкального сопровождения и элементов танца, формируется эстетическое мировосприятие.
При планировании игровой деятельности нужно учитывать общую нагрузку урока и определять цель, время и место среди других используемых упражнений и учебных заданий. Уровень трудности по физической нагрузке и сложности игрового взаимодействия участников должен соответствовать возрасту. В процессе практического проведения запланированных подвижных игр серьезное внимание необходимо уделять строгому соблюдению общепринятых на уроках физкультуры норм и правил техники безопасности как самих играющих, так и освобожденных от уроков детей.
Выводы. Особенности предполагаемого нами современного подхода в процессе уроков физической культуры следующие:
– на занятиях по физической культуре большая часть нагрузки была преподнесена через подвижные игры и игровые задания;
– игры не только развивают физические качества, но и влияют на развитие мышления, ловкости, морально волевых качеств;
– подвижные игры с правилами — это сознательная, активная деятельность ребенка, для которой характерно своевременное и точное выполнение заданий, связанных с правилами, обязательными для всех участников;
– из-за эмоциональной насыщенности при игре, дети не всегда могут контролировать состояние, может быть перевозбуждение или переутомление. В связи с этим в уроки нами были включены игровые задания, благодаря которым мы могли целенаправленно контролировать нагрузки. Также регулировать нагрузку в процессе игры можно различными способами: сокращением длительности, введением перерывов, изменение количества играющих, уменьшение игровой площадки, изменение правил, смена ролей участников;
– в игровых заданиях дети переносят нагрузку легче, чем в упражнении, которое направлено на развитие какого-либо качества;
– Многие игры и игровые задания не носят соревновательного характера, они направлены на коммуникации, формирование навыков коллективного взаимодействия и т. п. При объявлении результатов игры даётся её краткий разбор, анализ ошибок, к такому анализу можно привлечь детей, это способствует развитию внимательности, приучает к осмыслению действий и сознательной дисциплине.
Таким образом, рациональный подбор и организация подвижных игр c учетом физической нагрузки дает возможности для совершенствования физических и функциональных возможностей, а также укрепления их здоровья. Использование подвижных игр с включением в уроки физической культуры игровых заданий и заданий проблемного характера положительно влияют на развитие физических качеств, тем самым, повышая показатели физической подготовленности младших школьников, и интерес детей к урокам физической культуры.
Литература:
- Богданова, В. В. Подвижные игры и их влияние на эмоциональную сферу старших дошкольников [Текст] / Богданова В. В., Лобанкина Т. В. // В сборнике: Теоретико-методологические и прикладные аспекты социальных институтов права, экономики, управления и образования Материалы Всероссийской научной конференции с международным участием. Гуманитарно-социальный институт. 2016. С. 204–208.
- Енченко, И. В. Реализация ВФСК «Готов к труду и обороне» в Российской Федерации [Текст] / И. В. Енченко // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. — 2018. — № 7 (161). — С. 74–79.
- Загороднева, Н. П. Музыкально-подвижная игра в воспитании дошкольника. [Текст] / Н. П. Загороднева // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития. 2016. № 4 (11). С. 145–147.
- Кенеман, А. В. Детские народные подвижные игры [Текст] / А. В. Кенеман, Т. И. Осокина. — М.: Просвещение, 2016. — 239 с.
- Мальченко, А. Д. Подготовка к сдаче норм ВФСК ГТО на предметной основе легкой атлетики [Текст]: учебн. пособие / А. Д. Мальченко, О. В. Погорелова. — М.: РУДН, 2017. — 148 с.
- Николаева, Е. Е. Подвижные игры в жизни дошкольника [Текст] / Е. Е. Николаева // Вопросы дошкольной педагогики. 2017. № 2 (8). С. 36–37.
- Проблемы школьного физкультурного образования: теория и практика: монография [Текст] / О. В. Булдашева, Г. М. Бурков, Л. Г. Буркова; под ред. И. С. Осиповой. — Новосибирск: ЦРНС, 2016. — 176 с.