В статье автор исследует роль теневизации экономики как угрозу экономической безопасности страны, определяет виды (части) теневого сектора экономики, устанавливает причинно-следственные связи роста теневого сектора экономики, а также вырабатывает рекомендации для борьбы с теневой экономикой.
Ключевые слова: теневая экономика, экономическая безопасность, угроза, кризисное состояние.
Теневизация экономики как результат несоответствия целей и путей развития государственного сектора экономики и интересов населения, является реальной угрозой для экономической безопасности государства.
В свою очередь, экономическая безопасность выступает как элемент системы национальной безопасности страны, который заключается в защищенности национальной экономики от внешних и внутренних угроз, обеспечении экономического суверенитета страны, единстве ее экономического пространства, а также создании приемлемых условий для реализации стратегических национальных интересов [1].
Понятие теневой экономики заключает в себе различные виды нелегальных экономических отношений в сфере производства, потребления и предоставления услуг, а также любое сокрытие доходов, приносимых этой деятельностью от налогообложения и операции с «черной наличкой» [2]. Любое сокрытие экономической деятельности хозяйствующего субъекта и хозяйственную деятельность, которая не имеет специальной регистрации уполномоченными органами, можно отнести к теневому сектору экономики.
Теневую экономику можно условно разделить на три части: неформальная экономика («серый рынок»); криминальная экономика («черный рынок»); фиктивная экономика.
К первой части относятся сделки, совершаемые на законных основаниях, но при этом их объёмы скрываются либо занижаются. Примером таких сделок могут послужить: репетиторство, частный извоз, помощь по уходу (сиделки) и т. д. Такая деятельность практически не подвергается особому контролю со стороны налоговых органов, поскольку не наносит существенного вреда экономике ввиду небольших сумм.
Ко второй части, т. е. к «черной экономике», относятся сделки или операции, запрещённые на законодательном уровне. Например, к таким сделкам относятся: наркобизнес, незаконная торговля оружием, проституция и т. д. Эти операции не вызывают интереса у налоговых органов, поскольку находятся в юрисдикции органов исполнительной власти.
Третья часть — фиктивная экономика, представляет собой предоставление различного рода взяток или привилегий, которые законодательно запрещены. К ним можно отнести: субсидии, льготы, квоты, которые непосредственно связаны с коррупционной деятельностью.
Причинами теневизации экономики государства служат активное вмешательство государства в экономику и кризисное (депрессивное) состояние национальной экономики [3].
Активное вмешательство государства в экономический сектор создаёт налоговое тяготы для малого и среднего предпринимательства, а огромное количество государственных служб, которые регистрируют официальную деятельность таких организаций, отнимает значительные финансовые ресурсы, которые могут быть направлены на развитие бизнеса. Следовательно, предпринимателю становится выгоднее уйти в теневой сектор экономики, чем заниматься официальным оформлением своей деятельности.
Экономический кризис вызывает депрессивные настроения населения, в том числе и предпринимателей, а так как административные барьеры довольно жесткие, предприниматели стараются их обходить (чтобы сохранить свой бизнес и не обанкротиться), а это и есть переход в теневой сектор и как результат рост теневой экономики.
Помимо этих причин, теневой сектор экономики растёт за счёт высоких налоговых ставок и различных недоработок в законодательстве, а также существенное влияние оказывает высокий уровень коррупции в государственном аппарате.
Последствия теневой экономики носят не только экономический, но и социальный, политический и институциональный характер, что создаёт целый комплекс угроз для экономической безопасности государства [4]. Ускоренный рост теневой экономики может послужить высокой напряженности в обществе, криминализацией экономических отношений, технологическим отставанием, оттоком капитала за границу и т. д. Все эти факторы послужат значительному ослаблению конкурентоспособности государства на мировой арене, ослаблению политической власти и утратой доверия населения по отношению к правительству.
Контролировать деятельность организаций, находящихся в теневом секторе, регулировать её и облагать налогами, крайне затруднительно. Бороться с теневым сектором нужно комплексно, воздействуя на его различные сферы. Следовательно, к методам борьбы можно отнести:
- Оптимизацию налогового администрирования в направлении упрощения и удобства уплаты налогов для вывода из тени нелегального бизнеса.
- Совершенствование инструментов и механизмов финансового контроля деятельности хозяйствующих субъектов.
- Совершенствование законодательства, в т. ч. для установления жёстких санкций за коррупционные преступления.
- Усиление финансового контроля во избежание оттока средств за пределы государства.
- Усиление контроля в органах государственной власти.
- Совершенствование методов противодействия нелегальным предприятиям.
- Совершенствование государственного контроля в сторону уменьшения количества органов контроля, а следовательно, и проверок.
Именно рациональная и справедливая политика способна противостоять теневизации экономики, а именно ее возникновению и прогрессирующему росту.
Литература:
- Анюкова Р. А., Мохов И. А. Теневая экономика и ее последствия для государства // В сборнике: Структурные преобразования экономики территорий: в поиске социального и экономического равновесия. — 2020. — С. 17–20.
- Зиберова О. С. Подходы к рассмотрению теневой экономики как явления // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. — 2020. — № 1 (59). — С. 50–55.
- Кузнецов А. А. Современные методологические принципы противодействия теневой экономике // В сборнике: Экономическая безопасность: теория, методология и практика. — 2020. — С. 107–112.
- Шляхова И. А. Сущность и влияние теневой экономики на экономическую систему России в целом // Студенческий форум. — 2021. — № 2- 4 (138). — С. 13–16.