Управление благополучием сотрудников как один из современных подходов в управлении персоналом | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №22 (417) июнь 2022 г.

Дата публикации: 04.06.2022

Статья просмотрена: 1071 раз

Библиографическое описание:

Таганова, Е. Н. Управление благополучием сотрудников как один из современных подходов в управлении персоналом / Е. Н. Таганова, К. А. Мусатова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 22 (417). — С. 225-227. — URL: https://moluch.ru/archive/417/92524/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье рассматриваются исследования ощущения человеком счастья и внутреннего благополучия, которые являются трендом в управлении персоналом, так как таким состоянием можно управлять в целях достижения бизнес-задач.

Ключевые слова: мотивация, управление, благополучие, сотрудники, ощущение статья, бизнес-задачи, программы благополучия.

По всему миру в последние годы наблюдается огромный интерес к теме благополучия. Это связано с тем, что в крупных странах, таких как США, в последние 50 лет идет резкое увеличение ВВП (практических в 3 раза), но при этом уровень удовлетворенности жизни у людей остается не очень высоким и возникает вопрос является ли рост общего материального благосостояния путем к счастью и удовлетворенности в жизни? А если нет, то что на это влияет? [1]

Ответы на эти и другие вопросы (что человека делает более счастливым? как работая с конкретным человеком сделать свою жизнь более полноценной, а его более продуктивным в работе?) стали изучать представители позитивной психологии. [2]

Исследования показывают, как внутренние ощущения человеком счастья влияет на его продуктивность в работе (рис. 1).

Продуктивность работы сотрудников, ощущающих себя счастливыми [2]

Рис. 1. Продуктивность работы сотрудников, ощущающих себя счастливыми [2]

Например, если человек счастлив (ощущает устойчивое ощущение счастья), то он обычно более продуктивен в работе. Обычно люди с таким отношением к жизни меньше болеют или прогуливают свою работу (в среднем на 16 дней). Кроме того, обычно таких людей продвигают по службе (примерно на 40 %) и как правило он больше зарабатывает. На 23 % меньше такие люди страдают от последствий стресса, что особенно актуально в настоящее время (особенно в период пандемии). Но, это не означает, что человек не впадает в стресс, это означает, что он быстрее восстанавливается, т. е. снова становится продуктивными, вовлеченными и активными в своей работе. Также счастливые люди в 3 раза креативнее в своей работе. [3]

В данной статье под «счастьем» подразумевается не то счастье, которое является сиюминутной эмоцией, так называемой «аффективное счастье», «счастье момента», а внутреннее ощущение устойчивого жизненного благополучия. Более того, такое счастье — это сочетание двух подходов: гедонистического — счастье от наслаждения того, что человек делает в жизни, например, своей работой, своей жизнью, семьей, отношениями, т. е. разными гедонистическими аспектами и эвдемонистический — наличие некого смысла, цели к деятельности.

Следовательно, счастливый человек — это деятельный человек, который имеет некую цель, смысл, который через эту деятельность ее достигает, но умеет наслаждаться жизнью, моментами и тем, что происходит вокруг него.

Компания Deloitte провела исследование, посредством опросов в компаниях первых лиц и директоров по персоналу, по результатам которого оказалось, что в приоритете у опрошенных на 2020/2021 годы [4]:

на 1-м месте — благополучие сотрудников в работе и в жизни, забота о благополучии — 80 % опрошенных;

на 2-м месте — важность и сопричастность людей к тому, что от персонального комфорта в целях получения чего-то для себя, люди хотят перейти к единению и личному вкладу в какое-то большое дело, в смысл деятельности — 79 % опрошенных.

По результатам исследования бизнес считал два брендаистал их реализовывать, как некую стратегию и некий подход:

  1. Программы поддержки благополучия персонала и подход связанный с управлением опытом человека (все, что вокруг него: все процессы, культура, отношения).
  2. Реализовывать программы, которые будут поддерживать жизнь человека, Well-being программы.

Такие программы очень позитивно влияют на корпоративную культуру компании, они дают ощущение, что компания заботится о сотрудниках, признает их заслуги, а также дают ощущение, что сотрудника ценят в организации, делают человека более лояльным к компании, позволяют человеку быть более продуктивным и сфокусированным на своей работе, так как компания многие вещи за него решает.

Проанализируем модель счастья PERMA Мартина Селигмана, которая дает понять через что и как можно влиять на вышеописанные ощущения у человека.

Модель PERMA представляет собой пять главных элементов счастья и благополучия [5].

Аббревиатура PERMA расшифровывается следующим образом [5]:

  1. Positive Emotion — позитивные (положительные) эмоции , которые достигаются хорошими отношениями с коллегами, руководителями, т. е. комфортная внутренняя среда взаимодействия, это радость от выполняемой работы, от достижения результата, умения проживать этот результат, от полученного вознаграждения. Следовательно, всем перечисленным можно управлять, так как все это является частью системы мотивации.
  2. Engagement — вовлеченность , которая подразумевает отдачу, включенность человека в рабочий процесс на 100 %.
  3. Relationships — взаимоотношения с другими людьми . Подразумевает помощь сотрудникам в выстраивании отношений с другими людьми (со своими коллегами, подчиненными, начальниками, клиентами и т. д.), например, посредством организации мероприятий в рамках нематериальной мотивации (тимбилдинг или какие-либо корпоративные мероприятия). Кроме того, следует отметить, что, человек, который помогает другим людям развивать отношения становиться за счет этого еще более счастливым.
  4. Meaning — смысл , т. е. человеку важно понимать смысл того, что он делает и осознавать важность своей работы.
  5. Accomplishments — достижения, т. е. умение чего-либо достигать повышает у человека самооценку и уверенность в том, что он чего-то стоит и, следовательно, когда человек чего-то добивается, он начинает чувствовать себя хорошо, т. е. у него возникает ощущение счастья, в результате чего человек начинает хотеть делать еще больше и лучше.

Следовательно, если имеются все эти пять составляющих, то компания получает более счастливый персонал и видит, как все это можно направить на достижение бизнес-задач. Это общий концептуальный подход, позволяющий посмотреть, на счастье под другим углом. Но, на практике рекомендуется разрабатывать программу благополучия на основе модели Gallup, — комплексной модели управления благополучием сотрудников, которая говорит о том, что человеку нужно для достижения его внутреннего равновесного состояния подходить к своей жизни комплексно и уделять внимание разным аспектам.

Приведем аспекты, положенные в программу Gallup: [6]

1) профессиональное благополучие, т. е. профессиональная реализация в области своей работы, которая имеет непосредственное отношение к тому что и как делает человек.

2) социальное благополучие, т. е. благополучие во взаимоотношении с другими людьми (с семьей, с коллегами, друзьями, партнерами).

3) общественное благополучие, проявляется в том, что человек делает для общества, для людей, т. е. какие-то полезные вещи через свою работу или какую-либо дополнительную волонтерскую деятельность.

4) финансовое благополучие, подразумевает уверенность человека в завтрашнем дне, т. е. компании посредствам управления доходами и расходами человека могут стимулировать его производительность.

5) физическое и ментальное благополучие, т. е. состояние здоровья, разума и психики человека, от которых напрямую зависит то, как он будет работать.

Эти пять благополучий можно положить в программу управления благополучием сотрудников — Well-being программу.

Перечислим этапы разработки wellbeing-программы: [2]

  1. Поставка задачи: что важно для компании?
  2. Анализ профилей сотрудников по разным аудиториям: что для них важно?
  3. Анализ культуры компании.
  4. Разработка программы поддержки благополучия с учетом текущих бенефитов.
  5. Разработка программы по внутренним сообществам как инструменту поддержки активностей на местах.
  6. Реализация, поддержка и развитие программы. На этом этапе важны коммуникации (необходимо рассказывать о программе) и анализ программы.

В результате проведенного исследования приведем следующие наиболее популярные элементы программ благополучия:

— Профессиональное: краудсорсинг идей — возможность предложить свою идею; киноклуб и книжный клуб; программы развития и обучения на основе внешних источников или внутренних платформ; клуб внутренних тренеров; профессиональные конкурсы и премии.

— Социальное: клубы по интересам (в т. ч. онлайн): игры — настольные, компьютерные; мероприятия по разным поводам (день семьи, здоровья, день улыбки и т. п.); развитие внутренних сообществ по зонам интереса; флешмобы и марафоны.

— Общественное: благотворительные акции; эко-поведение: меньше выбрасываемой еды (к примеру); избавление от ненужных вещей; волонтерство.

— Финансовое: курсы финансовой грамотности; программы поддержки в сложных ситуациях; партнерские программы с банками и страховыми компаниями; совместные закупки.

— Физическое и ментальное: психологическая поддержка; клубы/сообщества по спортивным активностям (корпоративный спорт); работа со стрессом — оценка уровня, профилактика и работа со стрессовыми состояниями, психологическая поддержка; марафоны здоровья (здоровое питание, борьба с вредными привычками, сон и т. п.); медицинские осмотры, вакцинация, медитация, йога. [7]

В заключении отметим, что управление благополучием сотрудников, а именно его системный комплексный подход, позволяет посмотреть на мотивацию несколько под другим углом, с точки зрения человека, возможности помочь ему добиться результатов, которые нужны компании и бизнесу, так как успех бизнеса во многом зависит от того, как будут работать сотрудники, а то как они будут работать связано с тем, как выстроена в компании система материальной и нематериальной мотивации персонала.

Литература:

1. Кислицына О. А. Измерение качества жизни / благополучия: международный опыт. — М.: Институт экономики РАН, 2016. — 62 стр.

2. Институт директора по персоналу. Курс повышения квалификации для специалистов по управлению персоналом, специалистов по компенсациям и льготам. 2021. [Электронный ресурс]. URL: https://1idpp.ru/kompensacii-i-lgoty (дата обращения: 23.09.2021).

3. Энни МакКи. На работе важно чувствовать себя счастливым. [Электронный ресурс]. URL: https://hbr-russia.ru/karera/professionalnyy-i-lichnostnyy-rost/p14975/ (дата обращения: 05.04.2022).

4. Международные тенденции в сфере управления персоналом. Deloitte. 2020. [Электронный ресурс]. URL: Международные тенденции в сфере управления персоналом — 2020 | «Делойт», СНГ (deloitte.com) (дата обращения: 05.04.2022).

5. Что такое модель PERMA? 05.2020. [Электронный ресурс]. URL: Что такое модель PERMA? | Технология тренинга (trainingtechnology.ru) (дата обращения: 06.04.2022).

6. Культура Well-Being: зачем и как управлять благополучием сотрудников. 2021. [Электронный ресурс]. URL: Культура Well-Being: зачем и как управлять благополучием сотрудников | Общество | Селдон Новости (myseldon.com) (дата обращения: 06.04.2022).

7. Журнал «Льготы и Бенифиты». Программы здоровья и благополучия для работников (WELL-BEING). 2020. [Электронный ресурс]. URL: https://perkbenefits.ru// (дата обращения: 06.04.2022).

Основные термины (генерируются автоматически): PERMA, работа, благополучие сотрудников, жизнь, компания, благополучие, отношение, ощущение человеком, программа благополучия, психологическая поддержка.


Ключевые слова

мотивация, управление, сотрудники, благополучие, ощущение статья, бизнес-задачи, программы благополучия

Похожие статьи

Мотивация персонала в организации в условиях изменений

В данной статье рассматривается система общения и мотивирования персонала в условиях изменения. Способность к изменениям является конкурентным преимуществом всех успешных компаний, а сотрудники — ее важной частью. Поэтому важно уделять большое вниман...

Материальная и нематериальная мотивация как элемент эффективного управления персоналом

В современных условиях мотивация, вовлеченность и стимулирование сотрудников играют важную роль в экономическом прогрессе. Позитивная мотивация персонала является одним из факторов обеспечения конкурентных преимуществ и стратегической устойчивости ко...

Управление человеческими ресурсами и мотивация персонала в банках

В статье рассматриваются теоретические аспекты управления человеческими ресурсами банками и мотивация персонала, которая подчеркивает важность этих двух аспектов в эффективной работе любого банка.

Роль системы вознаграждения и мотивации персонала в системе управления персоналом

Эффективное управление персоналом играет решающую роль в успехе организаций. В данной научной статье исследуется значение внедрения системы вознаграждения и мотивации персонала в систему управления персоналом. Исследование анализирует, как эти фактор...

Модели развития персонала

Целью статьи является выявление современных альтернативных моделей развития персонала, которые могут стать новыми действенными способами максимального использования ресурсов знаний, навыков и социальных компетенций сотрудников и реализации долгосрочн...

Обзор метода и критериев эффективности обучения персонала

В статье рассматривается тема, которая является актуальной и востребованной, так как основным вектором развития в бизнесе является человеческий ресурс. Долгосрочное планирование в развитии персонала компании имеет важный стратегический ход для успеха...

Планирование и развитие карьеры в современной организации

В статье рассматриваются современные тенденции развития карьеры. Актуальность и практическая значимость проблемы планирования карьеры сотрудников в организациях определяется динамическими процессами, происходящими в социальной среде, что требует от к...

Технология управления талантами персонала как инновационный метод повышения конкурентоспособности организации

Поиск и привлечение талантливых сотрудников на рабочие места является не единственным фактором успешной деятельности организации. Необходимо осуществлять беспрерывный процесс совершенствования системы управления талантами. В статье основное внимание ...

Влияние мотивации сотрудников на эффективность предприятия

Целью этого исследования является изучение взаимосвязи между самооценкой и мотивацией сотрудников в компании и изучение того, как мотивация сотрудников влияет на производительность компании. В этой статье рассматриваются способы определения влияния м...

Теоретическая модель влияния корпоративной культуры и лояльности персонала на эффективность стратегического управления персоналом организации

Целью данного исследования является разработка теоретической модели, объясняющей взаимосвязь между корпоративной культурой, уровнем лояльности персонала и эффективностью стратегического управления персоналом в организации. Статья основывается на обзо...

Похожие статьи

Мотивация персонала в организации в условиях изменений

В данной статье рассматривается система общения и мотивирования персонала в условиях изменения. Способность к изменениям является конкурентным преимуществом всех успешных компаний, а сотрудники — ее важной частью. Поэтому важно уделять большое вниман...

Материальная и нематериальная мотивация как элемент эффективного управления персоналом

В современных условиях мотивация, вовлеченность и стимулирование сотрудников играют важную роль в экономическом прогрессе. Позитивная мотивация персонала является одним из факторов обеспечения конкурентных преимуществ и стратегической устойчивости ко...

Управление человеческими ресурсами и мотивация персонала в банках

В статье рассматриваются теоретические аспекты управления человеческими ресурсами банками и мотивация персонала, которая подчеркивает важность этих двух аспектов в эффективной работе любого банка.

Роль системы вознаграждения и мотивации персонала в системе управления персоналом

Эффективное управление персоналом играет решающую роль в успехе организаций. В данной научной статье исследуется значение внедрения системы вознаграждения и мотивации персонала в систему управления персоналом. Исследование анализирует, как эти фактор...

Модели развития персонала

Целью статьи является выявление современных альтернативных моделей развития персонала, которые могут стать новыми действенными способами максимального использования ресурсов знаний, навыков и социальных компетенций сотрудников и реализации долгосрочн...

Обзор метода и критериев эффективности обучения персонала

В статье рассматривается тема, которая является актуальной и востребованной, так как основным вектором развития в бизнесе является человеческий ресурс. Долгосрочное планирование в развитии персонала компании имеет важный стратегический ход для успеха...

Планирование и развитие карьеры в современной организации

В статье рассматриваются современные тенденции развития карьеры. Актуальность и практическая значимость проблемы планирования карьеры сотрудников в организациях определяется динамическими процессами, происходящими в социальной среде, что требует от к...

Технология управления талантами персонала как инновационный метод повышения конкурентоспособности организации

Поиск и привлечение талантливых сотрудников на рабочие места является не единственным фактором успешной деятельности организации. Необходимо осуществлять беспрерывный процесс совершенствования системы управления талантами. В статье основное внимание ...

Влияние мотивации сотрудников на эффективность предприятия

Целью этого исследования является изучение взаимосвязи между самооценкой и мотивацией сотрудников в компании и изучение того, как мотивация сотрудников влияет на производительность компании. В этой статье рассматриваются способы определения влияния м...

Теоретическая модель влияния корпоративной культуры и лояльности персонала на эффективность стратегического управления персоналом организации

Целью данного исследования является разработка теоретической модели, объясняющей взаимосвязь между корпоративной культурой, уровнем лояльности персонала и эффективностью стратегического управления персоналом в организации. Статья основывается на обзо...

Задать вопрос