Постановка задачи. Выявить основные причины упадка системы домов культуры в России.
Результаты и выводы. Рассмотрены причины появления ДК в досоветском периоде, способы его адаптации в меняющийся советской системе и состояние на сегодняшний день.
Ключевые слова: архитектура, среда обитания, оборудование, строительные материалы, проектирование.
На данный момент десятки тысяч Домов и дворцов культуры советской эпохи, с их кружками, студиями, народными объединениями оказались неактуальны. Огромная часть советской эпохи и культуры просто не смогла вместиться в современную развитую инфраструктуру.
Большую конкуренцию составили торгово-развлекательные центры с многофункциональным наполнением, главной задачей которых является получение прибыли и коммерческая выгода. В итоге, много крепких зданий пришли в запустение без должного своевременного ухода, а главная идея советского ДК, подразумевающая «воспитание искусством» и «прививание культуры всем слоям населения» подверглась тотальному обесцениванию.
За последние 30 лет количество ДК сократилось более чем на 30 тыс. Если в 1991 году их было 72 тыс., то сейчас — не более 40 тыс. Разрабатываются новые проекты для реновации старых зданий, но их качество значительно хуже, чем в советский период. Такие проекты однотипны, не функциональны и не в полной мере учитывают потребности населения в данной местности.
Если раньше ДК были многопрофильными предприятиями, то сейчас стоит большой вопрос, насколько актуальна такая система организации, так как многие функции, такие как досуговые предприятия, спорт, концертные залы и т. д. имеют свои отдельные площадки и помещения.
История создания домов и дворцов культуры .
Система ДК возникла в России в конце 19 века. Тогда государство строило народные дома, в которых рабочие могли проводить свое свободное время, обучаться грамоте и общаться. Это был эксперимент, начатый с целью обеспечить каждому человеку, независимо от навыков и социального статуса доступ к получению дополнительного образования.
В каждый исторический период ДК играли немаловажную роль в развитии государства. Народные дома помогли России преодолеть социальный кризис 20 века, связанный с массовой урбанизацией.
Они помогли в борьбе с безграмотностью, за несколько десятилетий безграмотность снизилась с 80 до 10 процентов.
После революции 1917 года рабочие клубы стали первым местом коммуникации с населением. С помощью них распространялись новые представления об устройстве экономики, власти и общества. Народный дом был площадкой для дискуссий по самым животрепещущим вопросом, своего рода рупором нового времени.
Большим достижениям в спорте, искусстве и науке СССР обязана во многом домам культуры. Через секции и объединения, находящиеся на базе ДК, проходило много детей. Эти здания имели большую вместительность и давали возможность детям попробовать себя в разных направлениях и проявлять свои таланты. Многие из них после успехов в ДК связывали свою жизнь со спортом, наукой или искусством.
Сегодня народное искусство и фольклор в некоторых областях сохранились до сих пор только благодаря ДК, где это поддерживалось и развивалось на протяжении десятилетий.
В последние годы существования СССР система ДК начала переживать сильный кризис. Большинство домов культуры принадлежали промышленным предприятиям, и в период упадка заводы в первую очередь избавлялись от непрофильных активов — учреждений социальной направленности.
В лучшем случае они отдавались под управление городской администрации, в худшем отправлялись в частное владение, а частное лицо в свою очередь либо вообще не использовал здание по назначению, либо сдавал его в аренду под торговую площадь. С этих пор началось сильное сокращение ДК.
В 1930-х годах начинают массово строить города, и как их обязательный компонент- дома культуры. Индустриализация и коллективизация повлияла на число ДК, в этот период их число начало расти.
Тогда же формируется образ советского гражданина — это организованный, сознательный человек, который ставит общее выше частного и трудиться на благо общества. Он физически и интеллектуально развит, решителен и целеустремлен. Каждый сознательный коммунист стремился стать таким человеком-а ДК помогало ему в этом.
В этот период рабочие клубы получают новое название- дома и дворцы культуры. Образы дома и дворца появляются не случайно: дом уголок уюта и комфорта в новой городской среде; дворец грандиозное здание, которое до революции могли себе позволить только монархи или их приближенный. Теперь дворец был доступен каждому гражданину.
Меняются нюансы клубной работы и акценты в досуговой деятельности. Культура в этот период понимается, во-первых, как активная деятельность, во-вторых, как совокупность различных видов творчества. Время, проводимое ДК воспринимается не как отдых, а как тяжелый труд по самообразованию и самосовершенствованию.
В последнее время общество возвращается к созданию типовых проектов клубов. Их разработала в 1940-е годы группа архитекторов архитектурно — проектной мастерской Всесоюзного центрального совета профсоюзов. К строительству было отобрано несколько типов вместительности: 150, 300, 400 и 500 мест.
Несмотря на то, что здания были типовыми, их богато украшали элементами из архитектуры прошлой эпохи: портиками, мощеным фронтоном, колоннадой.
Специалисты адаптировали типовые проекты ДК под каждый населенный пункт. Профессиональные местные или приглашенные скульпторы и художники создавали элементы декора. Так типовые проекты превращались и индивидуальные и отражали идентичность местности.
Первое десятилетие после смерти Сталина традиционно принято называть оттепелью. Этот период характеризуется относительной либерализацией политической и общественной жизни, освобождением политических заключённых, первым шагом навстречу западному миру. С приходом к власти Леонида Брежнева начнётся эпоха застоя — период двадцатилетней стагнации экономики.
Учёный — новый герой 1960-х. С 1950 по 1965 год число учёных и исследовательских должностей в СССР выросло с 162 000 до 665 000. Научно-техническая интеллигенция станет новым советским средним классом. Как следствие, ДК начинают проводить дни науки и техники, организуют работу технических кружков, кабинетов научно-технического прогресса.
Десталинизация коснётся и архитектуры: в 1950-х и 1960-х происходит переосмысление общественных пространств в сторону удобства. Продолжается массовая застройка ДК по послевоенным типовым проектам. Планировочных откровений в клубном строительстве в этот период не возникнет. Общество будет работать над технологией строительства, строительными материалами и оптимизацией.
При Хрущеве продолжают строить по послевоенным типовым проектам, но лишают их «архитектурных излишеств» на фасадах. Новые типовые проекты в этот период похожи больше на рабочие клубы, чем на клубы Бартошевича: форма плана не компактная, фасадное решение чистыми формами и большим остеклением отсылает к эстетике авангарда. Появляются типовые проекты домов культуры большей вместимости: с залом на 800 и 1000 мест — как запрос времени на возможность проводить массовые мероприятия для большой аудитории. В типовых проектах возникает баланс между клубной и зрелищной частями: клубная часть, которой так не хватало в послевоенных проектах, становится больше, что делает работу кружков комфортнее.
Типизация общественных зданий иногда встречала критику архитекторов. Общественные здания строились реже, чем жилые, ввиду чего параметры типовых проектов могли потерять актуальность до того, как по проекту будет построено ещё одно здание.
В этот период проходят конкурсы на разработку генпланов ряда городов и появляется концепция микрорайонов. Теперь цель не в том, чтобы просто построить как можно больше ДК, а в том, бы создать инфраструктуру культуры — сеть учреждений, находящихся в шаговой доступности.
Можно сказать, что территория считалась культурно обустроенной, если соблюдалась норма «полметра культуры на одного жителя». В начале 1980-х годов в сознании советского человека происходит некоторый сдвиг: система, которая раньше казалась невероятно прочной, перестает казаться таковой. Появляется ощущение скорых неизбежных перемен. С этого момента роль ДК в жизни людей постепенно будет становится всё менее и менее значимой.
С принятием закона «О предприятиях и предпринимательской деятельности в РСФСР» и ещё ряда законов в 1991 году началась приватизация. Она коснулась промышленных и сельскохозяйственных предприятий, жилфонда и учреждений культуры. Ранее принадлежавшие предприятиям ДК продавались и либо сдавались в аренду коммерческим организациям, либо просто переставали работать.
У приватизации не было цели ослабить систему, скорее даже наоборот — она рассматривалась как возможность привлечения в культуру дополнительных финансовых источников в виде частных капиталов. Однако на деле это обернулось большими трудностями для домов культуры, многие из которых просто не смогли восстановиться после наступившего упадка.
В 1980-е и 1990-е годы в системе происходят кардинальные изменения. Перестройку и распад СССР дома культуры переживают с трудом: с изменением общественных взглядов и настроений ДК постепенно теряют свою актуальность для молодёжи и людей трудоспособного возраста, а после распада СССР переживают приватизацию и муниципализацию. Опыт приватизации учит нас тому, что без поддержки государства структура ДК существовать не может, а частная инициатива должна быть исключительно добровольной. На наш взгляд, в отношении ДК оптимальным был бы формат государственно-частного партнёрства.
Заключение
Сегодня мы находимся в поиске способа модернизировать систему ДК. За последние 20 лет государством было предпринято несколько попыток создать новые типологии созидательного досуга, однако примеры переосмысления и перезапуска системы ДК так и остались единичными явлениями, и ни одной тиражируемой практики или подхода к модернизации системы, который стал бы массовым, создано не было. Таким образом, в каждый исторический период перед ДК ставились цели общегосударственного уровня, анализировались потребности людей, тестировались разные способы им соответствовать, и в конечном счёте происходила адаптация ДК под запросы общества.
Дома и дворцы культуры — это уникальная доступная система созидательного и образовательного досуга, созданная в России. Это единственна сеть в мире социокультурных зданий такого масштаба. Дома культуры есть в каждом регионе и почти в каждом поселке России.