В статье авторы пытаются определить влияние метода проектной деятельности на развитие детей с особыми возможностями здоровья в детском саду.
Ключевые слова: дошкольное образование, проект, проектная деятельность, дети с особыми возможностями здоровья.
Мир XXI века переживает кардинальные изменения в сфере образования. Ведущей тенденцией педагогики третьего тысячелетия признана ориентация на личностное начало человека.
Создание современной системы дошкольного образования, ориентированного на полноценное развитие личности каждого ребенка, выдвигает постоянно повышающиеся требования к воспитательно-образовательному процессу. Пересматриваются прежние ценности и приоритеты, цели и педагогические средства. Перед нами, как педагогами, работающими с детьми с особыми возможностями здоровья [ОВЗ], задачами педагогической деятельности становятся воспитание личности, способной успешно социализироваться в обществе, позитивно вести себя в нем, самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, а не только воспроизводить их.
Одним из эффективных средств решения данных задач, на наш взгляд, является метод проектной деятельности как одна из форм планирования и организации воспитательно-образовательной работы в соответствии с основными требованиями к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования.
Проект как метод обучения приобрел на сегодняшний день огромную популярность. Проектная деятельность способствует формированию коммуникативных навыков, повышению активности, конкурентоспособности личности. Всё это, безусловно, очень важно при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Посредством применения метода проектов у детей с ОВЗ активизируется познавательный интерес и коммуникативная деятельность, стимулируется речевое развитие, успешно решаются проблемы социализации и психологической направленности (повышение самооценки, преодоление робости, неуверенности в себе).
Кроме того, использование метода проекта является подготовительным этапом для дальнейшей его реализации на следующей ступени образования.
Анализ литературы показал, что существуют разные классификации проектов в детском саду, в зависимости от критерия, лежащего в основе систематизации.
Это могут быть монопроекты и межпредметные проекты. По числу участников, участвующих в проекте: индивидуальные и групповые.
Мы рассмотрим типы проектов, где основным критерием служит доминирующий вид детской деятельности в ходе реализации проекта.
Именно дети, формулируя проблему, определяя задачи и конкретные шаги (подзадачи) для их решения, самостоятельно презентуют свой проект.
Исходя из этого, все детские проекты делятся на: исследовательский, информационный, практико-ориентированный, творческий, игровой.
Практико-ориентированные проекты — это проекты, четко нацеленные на социальный результат (социальный заказ), затрагивающий непосредственные интересы участников проекта, либо направленный на решение общественных проблем . Результатом может быть изделие, удовлетворяющее конкретную потребность. Здесь важна не только хорошо продуманная структура проекта, но и хорошая организация координационной работы по корректировке совместных и индивидуальных усилий, организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, а также организации внешней оценки проекта. Применяется в работе с детьми со среднего дошкольного возраста.
Отличительной особенностью исследовательских проектов является наличие гипотезы, которая или подтверждается или опровергается в ходе исследовательской деятельности проекта. Такие проекты требуют четкой структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования для всех участников, продуманных методов обработки результата. Может использоваться с детьми со старшего дошкольного возраста.
Целью информационного проекта является собрать информацию о каком-то объекте, явлении, а потом ознакомить с ней участников, проанализировать и обобщить наблюдаемые факты. Структура информационного проекта- это получение и обработка информации. В результате выполнения задач проекта у детей формируются умения обобщать и анализировать, работать с информацией, делиться полученными сведениями о явлении или объекте с остальными. Данный тип проекта применяется в работе с детьми со среднего возраста.
Структура игровых (ролевых) проектов только намечается, участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием, поэтому результат может быть открытым до конца проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения в придуманных ситуациях. Степень творчества в таких проектах высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является игровая. Применяется в работе с детьми с младшего возраста.
Творческие проекты нацелены на определенный конечный продукт. Данные проекты не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников, так как она развивается, подчиняясь конечному результату, интересам участников проекта. Воспитатели и дети договариваются о форме представления (презентации) результатов (сказка, фильм, драматизация, праздник, оформление интерьера). Творческие проекты разнообразны, могут использоваться в работе с детьми как самостоятельный вид проекта, так и как часть (этап) других проектов. По содержанию они отражают взаимоотношения: ребенок — семья; ребенок — природа; ребенок — рукотворный мир; ребенок — общество и его культурные ценности. Используются в практике работы, начиная с младшего возраста.
Нами был реализован детский творческий проект, направленный на сохранение и транслирование памяти о героическом прошлом участников Великой Отечественной Войны, родственников семей воспитанников, формирование чувства сопричастности, интереса к истории семей дошкольников в годы ВОВ посредством изготовления интерактивной книги памяти.
В преддверии празднования 77-летия со дня Победы мы с ребятами говорили о том, что такое война, сколько горя принесла она нашему народу, вспоминали тех, кто сражался за Родину и кто трудился в тылу, приближая победу. В ходе подготовки акции «Бессмертный полк» выяснилось, что не все дети имеют представления о судьбах своих прадедов и прабабушек, участвовавших в ВОВ. Да и некоторые родители дошкольников недостаточно знают о боевом пути своих родственников, их дальнейшей судьбе, наградах.
Таким образом, детьми была обозначена проблема, определяющая актуальность данного проекта: что может помочь сохранить память о подвиге родственников-участников в годы ВОВ?
Все дальше уходят в прошлое годы войны, почти не осталось в живых свидетелей тех страшных событий. Но пока потомки будут интересоваться историей своей семьи, своего народа, пока будут хранить память о героическом прошлом своих родственников не только в фотографиях, но и в личных рассказах, семейных историях, книгах…. память о героях будет жива, а дети станут достойными гражданами и патриотами свой страны.
В данной книге памяти были размещены страницы (индивидуально оформленные в различных техниках, с фотографиями, озвученными рассказами) из истории военных лет семей дошкольников группы. Озвучить страницы книги помогла специальная говорящая ручка с МР3 плеером и диктофоном.
На основании выявленной проблемы была сформулирована цель творческого проекта: создать интерактивную книгу памяти «Мы помним».
Задачи творческого проекта были направлены на
— сбор информации о книге памяти;
— разработку макета для создания книги;
— оформление страниц с использованием документов, фотоматериалов из семейных архивов.
Результатом детского проекта явилась интерактивная книга памяти.
После завершения проекта ребята смогли:
— поделиться историями о боевых и трудовых подвигах родных в годы ВОВ с детьми других групп д/с, с родственниками других детей из группы;
— на время передать как экспонат в музей боевой славы д/с;
— использовать на празднике, посвященном ВОВ.
Таким образом, все представленные выше типы детских проектов могут и должны использоваться в работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, так как являются эффективным средством для их успешной социализации, активизации речевого, познавательного развития, коммуникативной деятельности, решения проблем психологического характера.
Литература:
1. Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников: методические рекомендации/Н. В. Алешина. — М.: ЦГЛ, 2005.
2. Веракса Н. Е. Проектная деятельность дошкольников: пособие для педагогов дошкольных учреждений/ Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. — М.: издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008.
3. Кондрыкинская Л. А. Дошкольникам о защитниках Отечества: методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ/. Л. А. Кондрыкинская. — М.: ТЦ Сфера, 2006.
4. Нечаева В. Г., Макарова Т. А. Нравственное воспитание в детском саду [текст]: для педагогов дошкольных учреждений/ В. Г. Нечаева, Т. А. Макрова — М.: Просвещение, 1984.
5. А. П. Казакова, Т. А. Шорыгина. Детям о Великой Победе– М.: 2010.
6. Т. А. Шорыгина. День победы. — М.: 2010.