В статье автор рассматривает вопросы диагностики и развития познавательной активности воспитанников. Представлены результаты эксперимента по формированию познавательной активности детей младшего дошкольного возраста, проведенного в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 25 города Северска Томской области».
Ключевые слова: познавательная активность, диагностика, ограниченные возможности здоровья, младший дошкольный возраст, лего дупло.
Вопросы, связанные с познавательной активностью детей, рассматривались еще в середине прошлого столетия выдающимися учеными: Выготским Л. С., Леонтьевым А. Н., Поддъяковым Н. Н., Шамовой Т. И., Ананьевым Б. Г. Развить в ребенке стремление учиться, преодолевая на пути различные трудности, прилагать максимум усилий и энергии в умственной работе — это залог успеха всего педагогического процесса.
На сегодняшний день перемены, происходящие в обществе, нацеливают педагогов на повышение качества образования, воспитание творческих, конкурентоспособных и целеустремленных личностей. Познавательная активность становится необходимой основой, базой для формирования такой личности. Многие из авторов говорят о важности возраста с 3-х до 5-ти лет, называя его сензитивным периодом для процесса формирования познавательной активности. Однако, стоит отметить, что большая часть разработок по формированию познавательной активности нацелена на старший дошкольный и младший школьный возраст, тогда как средства для формирования данного вида активности, которые можно использовать в работе с детьми младшего дошкольного возраста не столь обширны. С еще большими проблемами сталкиваются педагоги в условиях формирования познавательной активности детей с ограниченными возможностями здоровья младшего дошкольного возраста.
В МБДОУ «Детский сад№ 25» города Северска Томской области, ставшем базой нашего исследования, функционируют 20 групп, 12 из которых имеют общеразвивающую направленность и 8 групп компенсирующую направленность. Ограниченные возможности здоровья, в соответствии с заключением ПМПК, имеют 32 воспитанника, посещающие группы общеразвивающей направленности, и 80 воспитанников групп компенсирующей направленности. Анализ данных воспитанников, в том числе и возрастных, показывает увеличение числа детей младшего дошкольного возраста, имеющих статус ОВЗ.
Использование в серии специально организованных наблюдений наиболее эффективных в младшем дошкольном возрасте средств, способствующих познавательному развитию детей (природных материалов (вода, песок), материалов для творчества (бумага, карандаши, пластилин), материалов для конструирования) выявило более стойкий интерес к конструкторам лего, в частности — лего дупло.
Исходя из наличия проблемы и выявленных предпочтений воспитанников, тема нашего исследования, о котором коротко будет рассказано в данной статье, сформулирована следующим образом: «Формирование познавательной активности детей младшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в процессе работы с лего дупло».
Проблема исследования заключается в поиске способов формирования познавательной активности, подходящих для детей младшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Одним из методов может стать использование конструктора лего дупло.
Исследование включает в себя три этапа. Первый этап — констатирующий, на котором была проведена начальная диагностика уровня познавательной активности детей младшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Второй этап — формирующий, на котором нами была проведена работа в виде занятий с использованием конструктора лего дупло. Третий — контрольный этап, в рамках которого была проведена повторная диагностика уровня познавательной активности воспитанников экспериментальной и контрольной групп и проведен анализ полученных результатов.
Констатирующий этап нашего эксперимента поставил перед нами задачу подбора методик диагностики познавательной активности с учетом особенностей воспитанников младшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. При выборе методик диагностики для данной категории детей нами учитывалось, что использование опросных методов в исследуемый возрастной период затруднено из-за слабой способности воспитанников понимать свои состояния, анализировать их, а также присущей детям, в силу особенностей развития, недостаточной речевой активности и отклонений в сроках становления речи.
Исходя из описанных ограничений, предпочтение отдано методам, не требующим речевой активности, основанным на наблюдении; опросный метод использовался при работе с имеющими отношение к воспитанию и обучению взрослыми: педагогами и родителями.
Констатирующий этап эксперимента продемонстрировал наличие недостаточной сформированности познавательной активности и ее компонентов у большинства воспитанников участвующих групп. Воспитанникам с низким уровнем (40 % в экспериментальной группе и 39 % в контрольной) характерно аморфное отношение к деятельности, пассивное отношение к занятиям, отсутствие интереса к ним. Дети проявляют любопытство лишь к отдельным эмоционально-окрашенным явлениям, внимание привлекает только яркое и необычное, посторонние предметы отвлекают. Воспитанники, имеющие средний уровень (43 % в экспериментальной группе и 42 % в контрольной), демонстрируют фрагментарный интерес к каким-либо объектам или явлениям, избирательное отношение к разным видам деятельности — интерес к одним и пассивность к другим; не отвлекаются, только если занимаются интересным им делом. Лишь 17 % воспитанников экспериментальной группы и 19 % воспитанников контрольной имеют достаточно широкий диапазон интересов, акцент на определенных видах деятельности, интересуются свойствами объектов и явлений, проявляют инициативу.
На формирующем этапе с воспитанниками экспериментальной группы проводились занятия с использованием конструктора лего дупло в следующих формах:
— ознакомительное занятие: знакомство с новым набором конструктора, выбор и знакомство с методом работы в зависимости от набора;
— тематическое занятие: конструирование на определенную тему по карточке-подсказке, видео- или фотоинструкции;
— занятие-проект: конструирование на определенную тему с самостоятельным выбором направления работы (каждый ребенок рассказывает о ходе выполнения задания, выказывает свое отношение к выполненной работе);
— конкурсное игровое занятие: соревнование в игровой форме для стимулирования творчества детей;
— итоговое занятие: подведение итогов работы участников проекта за определенный период в виде мини-выставок.
На контрольном этапе нами было проведено повторное исследование по тем же методикам, что и на констатирующем этапе в контрольной и экспериментальной группе. Анализ показал более высокий уровень развития познавательной активности детей из экспериментальной группы по сравнению со сверстниками из контрольной группы. Воспитанникам экспериментальной группы демонстрируют более яркое внешнее выражение положительных эмоций в процессе деятельности, положительное отношение к занятиям; наблюдаются проявления настойчивости, увеличение концентрации внимания, степени самостоятельности, стойкого интереса. Скорость и качество деятельности заметно увеличились. По мнению воспитателей экспериментальной группы, увеличилось количество детей, занимающихся какой-либо деятельностью достаточно долго, прилагающих усилия в работе, проявляющих положительное эмоциональное отношение к занятиям.
В экспериментальной группе количество воспитанников, имеющих высокий уровень развития познавательной активности, повысилось на 15 %, средний — на 14 %. Количество воспитанников с низким уровнем снизилось с 40 % в начале эксперимента до 11 % на контрольном этапе (динамика 29 %).
У воспитанников контрольной группы динамика высокого уровня познавательной активности составила 9 %, среднего — 2 %, количество воспитанников с низким уровнем снизилось с 39 % в начале эксперимента до 28 % на контрольном этапе (динамика 11 %).
Таким образом, исходя из результатов нашего исследования, можно сделать вывод, что занятия с использованием конструктора лего дупло является достаточно эффективным средством формирования познавательной активности детей младшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
Литература:
- Гаврилушкина, О. П. Обучение конструированию в дошкольных учреждениях для умственно отсталых детей: Кн. для учителя / О. П. Гаврилушкина. — М.: Просвещение, 1991. — 91, [3] с. — ISBN 5–09–003455–9.
- Лашкова, Л. Л. Современные подходы к организации познавательной деятельности дошкольников / Л. Л. Лашкова, С. М. Зырянова, А. Р. Филиппова // Познавательно-речевое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС дошкольного образования. — Москва:Издательский Дом «Академия Естествознания», 2015. — 142с. — ISBN: 978–5-91327–333–8.
- Осипенко, Н. В. LEGO-конструирование как средство создания образовательной среды, ориентированной на интересы ребенка, в том числе и с ограниченными возможностями здоровья / Н. В. Осипенко, Ю. В. Волкова. — Текст: непосредственный // Образование и воспитание. — 2017. — № 1.1 (11.1). — С. 17–20. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/52/1774/ (дата обращения: 01.04.20022).
- Осипова, С. И. Познавательная активность как объект педагогического анализа / С. И. Осипова,Н. С. Агишева — // Гуманизация образования. — 2016. — № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/poznavatelnaya-aktivnost-kak-obekt-pedagogicheskogo-analiza (дата обращения: 07.02.2022).
- Сафонова, О. В. Развитие познавательной активности младших школьников в процессе обучения / О. В. Сафонова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 20 (206). — С. 418–421. — URL: https://moluch.ru/archive/206/50319/ (дата обращения: 02.06.2022).
- Стребелева, Е. А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии: книга для педагога-дефектолога / Е. А. Стребелева. — Москва: ВЛАДОС, 2016. — 180 с. — ISBN: 978–5-691–00605–0.