В статье представлены теоретические положения об учебной мотивации; возрастные особенности ее формирования у младших школьников. Раскрываются теоретические аспекты такого средства как ситуация успеха. Экспериментально доказывается его положительное влияние на формировании учебной мотивации у учеников третьих классов.
Ключевые слова: учебная мотивация, ситуация успеха.
К определению понятия учебная мотивация мы подошли с точки зрения автора, писавшего о мотивации в 20 веке, Гинзбург М. Р., он говорил, что это «показатель результативности деятельности образовательного учреждения, совокупности ведущих мотивов» [4, с. 12].
Обратились к работам нейропсихолога XXI века Ксениии Вотяковой, она говорит, что учебная мотивации — это «система психических и психофизиологических процессов, которые отвечают за побуждение и направление деятельности, за настойчивость и за способность долго концентрироваться на предмете деятельности» [5, с. 134].
А также, мы обратились к статье зарубежных авторов. В ней написано, что мотивацию «можно интерпретировать как движущую силу, возникающую у учащихся, которая приводит к учебной деятельности, обеспечивая непрерывность обучения…» [10, с. 53]
Из определений можно сделать вывод, что учебная мотивация это:
1) это один из видов мотивации;
2) направляющий обучающегося (движущая сила) на решения учебных задач;
3) под влияние внешних и внутренних факторов (учитель, образовательная среда, организация учебного процесса).
Учебную мотивацию многие авторы классифицируют, опираясь на различные характеристики.
Например, Ильина Т. А за основу классификации берет характеристику побуждений. Отсюда она выделяет следующие мотивы: «1) Мотивы, непосредственно побуждающие (зависят от личности и деятельности; опираются на непроизвольное внимание и положительные эмоции); 2) Мотивы, перспективно побуждающие (связаны с личными целями ученика; опираются на произвольное внимание, связанное с сознательно поставленной целью); 3) Мотивы интеллектуального побуждения (связаны с интересом к процессу умственной деятельности)» [6, с. 47].
Другой психолог, Божович Л. И., отталкивается от характеристики направленности деятельности учащихся. Она делит мотивы на «познавательные мотивы (порождаемые учебной деятельностью, связанные с содержанием и процессом учения) и социальные мотивы (порождаемые всей системой отношений существующих между ребенком и окружающей его действительностью)» [3, с. 36].
Следуя той же логике, классифицирует мотивы Маркова А. К. Но она вносит изменения в этот подход, разделяя познавательные мотивы на «1) Широкие познавательные мотивы (ориентация школьников на овладение новыми знаниями); 2) Учебно-познавательные мотивы (ориентация школьников на усвоение способов добывания знаний); 3) Мотивы самообразования (направленность на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний) [9, с. 7]. А социальные на «1) Широкие социальные мотивы (стремление получать знания, чтобы быть полезным Родине, обществу, понимание необходимости учиться и в чувстве ответственности); 2) Узкие социальные или позиционные мотивы (стремление занять определенную позицию, место в отношениях с окружающими, заслужить у них авторитет)» [9, с. 8].
Рассмотрим особенности мотивов младших школьников, их приоритетность в зависимости от возраста.
По Марковой А. К. мы можем» проследить общую динамику учебной мотивации с 1 по 3 класс. Она говорит, что «вначале у школьников преобладает интерес к внешней стороне пребывания в школе, затем возникает интерес к первым результатам учебного труда и лишь после этого к процессу, содержанию учения, а еще позднее — к способам добывания знаний» [9, с. 44].
Разграничим возрастные изменения по классификации мотивов. Изменение познавательных мотивов происходит так «от интереса к отдельным фактам к интересу к закономерностям, принципам» [9, с.44]. Примерно в 9 лет у «может закладываться и интерес к способам приобретения знаний» [9, с. 44].
Маркова А. К. пишет, что «социальные мотивы развиваются от общего недифференцированного понимания социальной значимости учения… к более глубокому осознанию причин необходимости учиться, к пониманию смысла учения «для себя». Позиционные социальные мотивы в этом возрасте представлены желанием ребенка получить главным образом одобрение учителя. Отношение младшего школьника к учителю в целом доброжелательное и доверчивое, хотя его огорчает получение плохих отметок. Уже появляется стремление занять определенное место и в коллективе сверстников, ориентировка на мнение товарищей» [9, с. 44].
И самое важное, что пишет Маркова А. К. «положительное отношение к учению несколько снижается к концу начальной школы… Интерес к учебной деятельности по сравнению с другими интересами учащихся планомерно возрастает в I-II классах и заметно снижается в III классе…» [9, с. 45]. Поэтому для своего исследования мы выбрали учеников третьих классов.
Теперь остановимся на средстве формирования учебной мотивации — ситуации успеха. По Безруковой В. С. « это такая совокупность обстоятельств и действий учителя и ученика, действуя согласно которым ученик достигает успеха в решении учебных задач» [1, с. 732].
Здесь же, считаем нужным рассмотреть условия использования ситуации успеха «…создание доброжелательной атмосферы в классе; снижение страха, психологической зажатости, повышение уверенности у учеников» [2, с. 30].
Далее перейдем к методике создания ситуации успеха на уроках. Лисицына Е. А и Еремина О. В. предлагает следующий алгоритм:
- «установка на деятельность (эмоциональная подготовка, проба, напоминание — мотивационный этап);
- обеспечение деятельности (создание условий для успешного решения задания — организационный этап);
- сравнение полученных результатов с ожиданиями учащегося — (результативный этап)» [7, с. 16].
Основываясь на вышеизложенном теоретическом материала, мы составили экспериментальную программу, состоящую из 22 уроков по математике и первичной и вторичном проведении диагностик (методики М. Р. Гинзбурга «Изучение учебной мотивации», «Лесенка побуждений» Елфимовой Н. В. и «Оценка уровня школьной мотивации» Н. Г. Лускановой). На каждом урока нами использовался один прием создания ситуации успеха (проблемная ситуация, дидактические игры, мобилизация активности + опора на жизненный опыт, дифференциация заданий по уровню сложности ил количеству, «Найди ошибку», «Обмен ролями», «Педагогический рисунок», «Даю шанс»), а также вербальные и невербальные, групповые и индивидуальные (персональная исключительность, высокая оценка деталей).
Мы проводили исследование в двух классах: контрольный (3 «В») и экспериментальный (3 «А»).
При анализе результатов по методике Н. Г. Лускановой «Оценка уровня школьной мотивации» мы получили следующие данные: увеличилось желание идти в школу, делать домашнее задание; уменьшилось количество учеников, которые хотят только одни перемены и отмены уроков. А также, стало больше детей, которым симпатизируют одноклассники. В табл. 1 представлены количественные данные.
Таблица 1
Результаты анкетирования по методике Н. Г. Лускановой «Оценка уровня школьной мотивации»
Уровень мотивации |
До |
После |
||
ЭК (3 «Г») |
КС (3 «В») |
ЭК (3 «Г») |
КК (3 «В») |
|
Высокий |
8 |
10 |
14 |
6 |
Средний |
10 |
10 |
9 |
8 |
Низкий |
11 |
11 |
6 |
12 |
При анализе полученных данных с помощью U-критерия Манна-Уитни мы получили следующие выражения:
Uэмп = 346 > Uкр = 278, при p≤0.05 (ЭК 3 «Г» и КК 3 «В»)
Uэмп = 244 < Uкр = 278, при p≤0.05 (ЭК 3 «Г» и КК 3 «В»)
Так как Uэмп меньше, то статистически значимые различия между выборками выявлены.
При анализе результатов по методике М. Р. Гинзбурга «Изучение учебной мотивации» мы получили следующие данные. Во-первых, увеличилось количество учеников, которые ходят в школу, потому им нравится учиться, или они хотят получить профессию, то есть мы можем сказать, что преобладают познавательные и социальные мотивы. Во-вторых, уменьшилось количество детей, которые учатся ради оценок, похвалы со стороны учителя, родителей и получения авторитета у сверстников, то есть мы говорим о снижение преобладания мотивов оценки и внешнего мотивы (отрицательная мотивация). В табл. 2 представлены количественные данные.
Таблица 2
Результаты анкетирования по методике М. Р. Гинзбурга «Изучение учебной мотивации»
Уровень мотивации |
До |
После |
||
ЭК (3 «Г») |
КС (3 «В») |
ЭК (3 «Г») |
КК (3 «В») |
|
Высокий |
15 |
14 |
19 |
8 |
Средний |
8 |
9 |
8 |
9 |
Низкий |
6 |
3 |
2 |
9 |
При анализе полученных данных с помощью U-критерия Манна-Уитни мы получили следующие выражения:
Uэмп = 324,5 > Uкр = 278, при p≤0.05 (ЭК 3 «Г» и КК 3 «В»)
Uэмп = 268 < Uкр = 278, при p≤0.05 (ЭК 3 «Г» и КК 3 «В»)
Так как Uэмп меньше, то статистически значимые различия между выборками выявлены.
Анализ результатов по методике Н. В. Елфимовой «Лесенка побуждений» показал, что увеличилось количество учеников с гармоничным сочетанием мотивов, при этом на первом месте стоят широкие социальные и познавательные. Ученики хотят все знать и быть полезными людям. На втором месте стоят процессуальный и учебно-познавательный мотивы. Т. е. ученики заинтересованы процессом обучения; им нравится решать задачи, искать информацию в разных источниках, узнавать новое. В табл. 3 представлены количественные данные.
Таблица 3
Результаты анкетирования по методике Н. В. Елфимовой «Лесенка побуждений»
Сочетание мотивов |
До |
После |
||
ЭК (3 «Г») |
КС (3 «В») |
ЭК (3 «Г») |
КК (3 «В») |
|
Гармоничное сочетание мотивов |
5 |
3 |
10 |
8 |
Доминирование познавательных мотивов |
17 |
17 |
16 |
17 |
Доминирование социальных мотивов |
13 |
11 |
7 |
6 |
Таким образом, можно сделать вывод о том что, использование ситуации успеха на уроках может способствовать формированию учебной мотивации у младших школьников. Это повысить уровень мотивации, и поставит во главу социальные и познавательны мотивы, что будет говорить о том, что формируется положительная (внутренняя) мотивация.
Литература:
- Безрукова, В. С. Основы духовной культуры / В. С. Безрукова. — Екатеринбург: Деловая книга, 2000. — 937 c.
- Белкин А. С. Ситуация успеха. Как ее создать: Кн. для учителя / А. С. Белкин. — М.: Просвещение, 1991. — С. 168.
- Божович Л. И. Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под редакцией Божович Л. И. и Л. В. Благонадежной. — М., 2010. — 256с.
- Гинзбург М. Р. Развитие мотивов учения у детей 6–7 лет // Особенности психологического развития детей 6–7 летнего возраста. — М.: 1988.
- Вотякова К. «Учебная мотивация школьника: 4 главные причины исчезновения», 2021. URL: https://teacher.yandex.ru/post/uchebnaya-motivatsiya-shkolnika-4-glavnye-prichiny-ischeznoveniya
- Ильина Т. А. Педагогика: Курс лекций. [Для пед. ин-тов] / Т. А. Ильина. — М.: Просвещение, 1984. — 495 с.
- Лисицына Е. А., Еремина О. В. Создание ситуации успеха как фактор мотивации к обучению //ББК 74.04 С 56. — 2020. — С. 17. URL:https://emc21.ru/wpontent/uploads/2020/03/Sbornik_Sovremennye-tendentsii.pdf#page=17
- Маркова А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя. –– М.: Просвещение, 1983. — 96 с.
- Puspitarini Y. D., Hanif M. Using Learning Media to Increase Learning Motivation in Elementary School //Anatolian Journal of Education. — 2019. — Т. 4. — №. 2. — С. 53–60. URL: https://eric.ed.gov/?id=EJ1244451