Понятие «качество жизни» в социологии через соотнесение с категориями «уровень жизни», «стиль жизни» и «образ жизни» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №22 (417) июнь 2022 г.

Дата публикации: 05.06.2022

Статья просмотрена: 1654 раза

Библиографическое описание:

Резник, Ф. П. Понятие «качество жизни» в социологии через соотнесение с категориями «уровень жизни», «стиль жизни» и «образ жизни» / Ф. П. Резник. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 22 (417). — С. 637-639. — URL: https://moluch.ru/archive/417/92553/ (дата обращения: 16.11.2024).



Целью данной статьи является выделить основные различия между понятием качества жизни и близкими по области применения категориями из различных социальных наук.

Ключевые слова: качество жизни, уровень жизни, стиль жизни, образ жизни, доход, жизненный стандарт, социальный статус.

Начнем с центрального понятия, и рассмотрим следующие определения:

Качество жизни (англ. — quality of life, сокр. QOL) — категория, с помощью которой характеризуют существенные обстоятельства жизни населения, определяющие степень достоинства и свободы личности каждого человека [1].

Качество жизни (данное ВОЗ) — восприятие индивидуумом его положения в жизни в контексте культуры и системы ценностей, в которых индивидуум живет, и в связи с целями, ожиданиями, стандартами и интересами этого индивидуума [2].

То есть качество жизни характеризует уровень удовлетворения материальных, духовных и социальных потребностей человека, а также степень обеспечения комплексной безопасности жизни с учетом субъективной оценки индивида различных сторон жизни.

Теперь плавно перейдем к понятию «уровень жизни», чтобы найти отличия.

Существует непосредственно социологический подход к определению понятия «уровень жизни», но в зависимости от научного деятеля и школы, к которой он принадлежал, трактовки значительно варьируются. Поэтому далее мы будем пользоваться экономическим подходом к определению. На мой взгляд, он наиболее широко и понятно раскрывает данный термин.

Уровень жизни (экономический подход к определению) — это степень обеспеченности населения необходимыми для жизни материальными, духовными и социальными благами, совокупность условий жизнедеятельности людей [3].

В узком смысле уровень жизни понимают, как объем реальных доходов, определяющих объем и структуру фактического потребления конечных товаров и услуг» [4].

Экономисты выделяют 4 основных уровня жизни населения:

Достаток — пользование благами, обеспечивающими всестороннее развитие человека. Человек с достатком может позволить себе удовлетворение любых духовных и материальных потребностей, включая элементы роскоши.

Нормальный уровень — рациональное потребление по научно обоснованным нормам, обеспечивающее человеку восстановление его физических и интеллектуальных сил. От достатка отличается лишь отсутствием атрибутов престижа, стоимость которых не обоснована практическим преимуществом (золотые часы, брендовая одежда и т. д.).

Бедность — потребление благ на уровне сохранения работоспособности как низшей границы воспроизводства рабочей силы. Человек в бедности может позволить себе удовлетворение биологических и почти всех социальных потребностей, но духовные уже отходят на второй план.

Нищета — минимально допустимый по биологическим критериям набор благ и услуг, потребление которых лишь: позволяет поддержать жизнеспособность человека. От бедности отличается критически допустимой нормой, которая нежелательна для здоровья человека [5].

Настало время разобраться в отличиях. Так в чем же разница между уровнем и качеством жизни? Понятия действительно смежные, но их отличает следующее.

Уровень жизни подразумевает комплекс фиксируемых аспектов жизнедеятельности человека. У него есть определённый международный стандарт, позволяющий сравнивать различные показатели уровня жизни между двумя или более странами. Такие данные могут быть полезны для оценки эффективности работы государственных органов по распределению бюджетных средств. Например, сколько бензина для личного автомобиля в месяц может позволить себе приобретать среднестатистический гражданин России и такой же по уровню жизни гражданин США.

Про качество жизни такое сказать будет не совсем верно, потому что в данном понятии замешана также субъективная составляющая. Она заключается в восприятии собственного положения и ощущения разницы в случае его изменения. Причём, это рассматривается не только на индивидуальном уровне, но и в рамках одной социальной группы, которая исторически привыкла к определённому положению. Можно сказать, что качество жизни — это фактический уровень жизни, пропущенный через призму субъективного восприятия индивидом или группой лиц.

Разница так же хорошо заметна на примере. Допустим, в отношении гражданина «N» мы можем классифицировать его уровень жизни как низкий (на уровне бедности или даже нищеты), но, если гражданина устраивает его собственное положение в социальной структуре, то относительно него самого уровень жизни будет достаточно высокий. Таким образом, качество и уровень жизни могут не совпадать в некоторых ситуациях.

Теперь обратимся к ещё одной паре смежных терминов. А именно речь пойдёт об образе жизни и стиле жизни. Термины очень близки по смыслу, но нужно научиться их различать.

Образ жизни — это динамический социокультурный «портрет» членов общества, представленный через процессы их жизнедеятельности в определенных условиях, целостность, обладающая культурным смыслом и обусловленная способностью человека к результативной активности.

Категория «образ жизни» подразумевает внимание не только к способам организации людьми своей повседневной жизни. Она связана также и с выявлением социокультурной значимости оценок представителями различных социокультурных групп своего собственного образа жизни, образа жизни других людей, а также текущего состояния общественной и культурной жизни вообще [6].

Стиль жизни — это совокупность устойчиво воспроизводимых образцов поведения, социальных и культурных практик, которые обладают типичностью для определенных социальных общностей и принудительно воздействуют на эти общности и включенные в них личности как рамки повседневной жизни

Хотя стиль жизни регулируется ограничивающими выбор рамками, он, тем не менее, выступает как презентация свободного выбора индивидом своего повседневного поведения и формой проявления самореализации личности.

Стиль жизни очень тесно связан с процедурой потребления. Можно даже сказать, что стиль жизни определяется теми внешними атрибутами, которые добровольно приобретает человек на заработанные деньги.

Акцент на слове «добровольно» сделан не зря, потому что стиль — это не принудительная категория. Человек осознанно совершает действия, чтобы соответствовать определенному стилю жизни.

К слову, Макс Вебер считал, что стиль жизни должен обязательно соответствовать предписанному статусу определённой социальной группы. Например, для рабочего завода типичным будет носить практичную одежду, увлекаться спиртными напитками, любить шумные компании и т. д. [7].

Также можно отметить, что известный французский социолог Ж. Бодрийяр сравнивал стили жизни с меню, которое общество предлагает индивиду. Он выбирает те пункты, которые кажутся ему привлекательными и далее он решает в каком направлении ему стоит двигаться. Какие вещи носить, с кем проводить время, как в целом распоряжаться досугом и т. д. [8].

Теперь мы плавно переходим к вопросам. В чем связь понятий образ жизни» и «стиль жизни», а главное, чем они отличаются по своей сути?

Рассмотрим это на социальной группе студентов. Для них будет характерен сидячий образ жизни, частая работа на дому (ведь объем работы на порядок выше, чем в школе, например), работа с интернет-источниками (как самый эффективный способ поиска информации) и прочее. Всё это является исторически обусловленными признаками среднего студента. А значит, мы можем с большой долей вероятности предположить, что подобный образ жизни будет характерен для подавляющего числа обучающихся в ВУЗах, во всяком случае в рамках РФ.

Стиль же жизни будет представлять из себя не практически необходимые аспекты жизнедеятельности, а уже личную инициативу индивидов по преображению себя и своего быта. Важно отметить, что пусть это и добровольное решение каждого, оно все равно носит групповой характер. Ведь определенные модели поведения и потребления товаров утверждены заранее какой-либо тематической группой, к которой себя желает относить индивид. Стиль жизни в таком случае демонстрирует причастность человека к этой самой группе. Например, студент N имеет страсть к компьютерным играм. Его стиль жизни, в данном случае, будет соответствовать людям со схожими интересами — геймерам. Его обыденное потребление сведется к покупке различных компьютерных девайсов и самих игр. Для него отойдут на второй план брендовые вещи или, допустим, спортивный инвентарь, потому что они не являются обязательными составляющими его стиля жизни, а это, в свою очередь, будет выделять его на фоне студентов с иными увлечениями.

Итак, все перечисленные понятия имеют свои задачи и области применения. Мы развели все смежные понятия, которые могут вызвать затруднения при употреблении в научном тексте и повседневности. Но чтобы окончательно разобраться в отличии и взаимосвязи данных понятий, обратимся к схеме. (см. рисунок 1.)

Сопоставление терминов.

Рис. 1. Сопоставление терминов.

Исходя из неё можно сделать следующие выводы. Образ и стиль жизни наиболее тесные понятия и, как правило, индивид выбирает одно исходя из другого. Иногда образ жизни диктует человеку иметь подобающий стиль, но бывает и наоборот. Затем исходя из наличия знаний о реальных доходах гражданина, его образе и стиле жизни, исследователь может сделать вывод и классифицировать его уровень жизни.

Смоделируем ситуацию. Есть господин N, у нас есть данные о его реальных доходах, что позволяет охарактеризовать его уровень жизни как «бедность». В дополнение он увлекается лотереей и букмекерскими ставками, это полноценная часть его стиля жизни. На это занятие у него уходит большая часть зарплаты, но получает с этого он меньше, чем вложил. Из-за этого ему приходится жить в съёмной квартире и некачественно питаться. Таким образом, стиль жизни может снижает общий уровень жизни человека. А если к тому же наш герой стремится к стилю жизни, предполагающему регулярные заграничные путешествия, распитие дорогих напитков, владение собственным загородным домом и содержанием декоративной собаки, то на основе того, что перечисленные атрибуты пока не доступны гражданину, это означает то, что его качество жизни, в данный момент, находится на низком уровне, что вполне характерно для членов социальных групп, к которым он причастен.

Литература:

  1. Владимир Живетин «Управление этико-правовыми рисками» 2017 г. 82 стр.
  2. А. В. Бирюкова «Понятие «качество жизни»: структура показателей для подростковой молодежи» 3 стр.
  3. Экономика и социология труда: теория и практика: учебник для бакалавров / И. В. Кохова и др.; отв. ред. В. М. Маслова. М.: Издательство Юрайт, 2016. — 539 стр.
  4. Курс экономической теории / М. И. Плотницкий, Э. И. Лобкович, М. Г. Муталимов и др.; Под ред. М. И. Плотницкого. — Минск: «Интерпрессервис»; «Мисанта», 2003.
  5. Степанов Владимир Владимирович «Современные проблемы определения уровня жизни» 1 стр.
  6. Романова И. В. Категория «образ жизни» в отечественной и зарубежной научной литературе. 66 стр.
  7. Вебер, М. Основные понятия стратификации // Социол. исслед. 1994. № 5. 169–183 стр.
  8. Бодрийяр, Ж. Система вещей. М.: Рудоми-но, 1995.173 стр.
Основные термины (генерируются автоматически): стиль жизни, качество жизни, уровень жизни, образ жизни, QOL, индивид, повседневная жизнь, собственное положение, социальная группа, экономический подход.


Похожие статьи

Эмоциональная компетентность сотрудников службы ЗАГС с разной степенью психологического благополучия

В статье рассматривается определение, структура и характеристики эмоциональной компетентности, а также соотношение понятием эмоциональный интеллект. Также в статье представлены результаты исследования взаимосвязи между психологическим благополучием и...

Качество жизни и кризис: две оставляющие социально-экономического положения малого города

В данной статье рассматривается проблема влияния кризиса на качество жизни жителей малого города.

Различия между мотивацией и стимулированием персонала предприятия

В данной статье рассматривается сущность понятий мотивация и стимулирование персонала, анализируются типичные ошибки, связанные с трактованные этих понятий. После сравнения понятий приводится ряд отличий между мотивацией и стимуляцией.

Влияние социально-психологического климата на удовлетворённость трудом

В статье раскрываются понятия «социально-психологический климат» и «удовлетворённость трудом». Социально-психологический климат рассматривается как один из факторов удовлетворённости трудом. Проведённое в статье исследование показывает степень важнос...

Междисциплинарный подход к пониманию категорий «ценность» и «ценностная ориентация»

В статье отмечается зависимость ценностей общества от социально-экономической формации. Рассматриваются философский, социологический, психологический и педагогические подходы к пониманию ценностей. Также раскрывается понятие «ценностные ориентации» и...

Стандартизация как важный инструмент управления качеством на предприятии

В данной статье рассмотрены показатели качества и их классификация, дано определение понятию управление качеством продукции, также рассмотрено понятие стандартизация и её взаимосвязь с управлением качеством товара.

Дифференциация правового регулирования труда женщин

В данной статье рассмотрены нормы, регулирующие труд особых категорий работников, среди которых есть и женщины, что обусловлено дифференцированным подходом. Под дифференциацией применительно к праву следует понимать инструмент, посредством которого т...

Экономическая эффективность: понятие и сущность

В статье рассматриваются точки зрения российских и зарубежных авторов на такие понятия, как «экономическая эффективность», «эффективность», «эффект» и «результативность». На основе обзора экономической литературы разрабатывается собственное понятие э...

Эмоциональные состояния личности: понятия, сущность, классификация

В статье рассматриваются эмоциональные состояния личности, раскрывается понятие и сущность данного психологического феномена. Цель исследования: определение общего понятия «эмоциональное состояние». Для достижение данной цели большее место в работе о...

Самоотношение студентов с разным уровнем удовлетворенности жизнью

В статье рассматриваются особенности самоотношения студентов с различным уровнем удовлетворенности жизнью. Исследуются взаимосвязи между самоотношением и удовлетворенностью жизнью, а также влияние этих факторов на психологическое благополучие студент...

Похожие статьи

Эмоциональная компетентность сотрудников службы ЗАГС с разной степенью психологического благополучия

В статье рассматривается определение, структура и характеристики эмоциональной компетентности, а также соотношение понятием эмоциональный интеллект. Также в статье представлены результаты исследования взаимосвязи между психологическим благополучием и...

Качество жизни и кризис: две оставляющие социально-экономического положения малого города

В данной статье рассматривается проблема влияния кризиса на качество жизни жителей малого города.

Различия между мотивацией и стимулированием персонала предприятия

В данной статье рассматривается сущность понятий мотивация и стимулирование персонала, анализируются типичные ошибки, связанные с трактованные этих понятий. После сравнения понятий приводится ряд отличий между мотивацией и стимуляцией.

Влияние социально-психологического климата на удовлетворённость трудом

В статье раскрываются понятия «социально-психологический климат» и «удовлетворённость трудом». Социально-психологический климат рассматривается как один из факторов удовлетворённости трудом. Проведённое в статье исследование показывает степень важнос...

Междисциплинарный подход к пониманию категорий «ценность» и «ценностная ориентация»

В статье отмечается зависимость ценностей общества от социально-экономической формации. Рассматриваются философский, социологический, психологический и педагогические подходы к пониманию ценностей. Также раскрывается понятие «ценностные ориентации» и...

Стандартизация как важный инструмент управления качеством на предприятии

В данной статье рассмотрены показатели качества и их классификация, дано определение понятию управление качеством продукции, также рассмотрено понятие стандартизация и её взаимосвязь с управлением качеством товара.

Дифференциация правового регулирования труда женщин

В данной статье рассмотрены нормы, регулирующие труд особых категорий работников, среди которых есть и женщины, что обусловлено дифференцированным подходом. Под дифференциацией применительно к праву следует понимать инструмент, посредством которого т...

Экономическая эффективность: понятие и сущность

В статье рассматриваются точки зрения российских и зарубежных авторов на такие понятия, как «экономическая эффективность», «эффективность», «эффект» и «результативность». На основе обзора экономической литературы разрабатывается собственное понятие э...

Эмоциональные состояния личности: понятия, сущность, классификация

В статье рассматриваются эмоциональные состояния личности, раскрывается понятие и сущность данного психологического феномена. Цель исследования: определение общего понятия «эмоциональное состояние». Для достижение данной цели большее место в работе о...

Самоотношение студентов с разным уровнем удовлетворенности жизнью

В статье рассматриваются особенности самоотношения студентов с различным уровнем удовлетворенности жизнью. Исследуются взаимосвязи между самоотношением и удовлетворенностью жизнью, а также влияние этих факторов на психологическое благополучие студент...

Задать вопрос