Прокурорский надзор на стадии возбуждения уголовного дела является средством обеспечения прав и свобод человека и гражданина, обеспечения законности действий органов, принимающих решения на данной стадии [2].
Для предупреждения, пресечения нарушений закона на данной стадии необходимо постоянное совершенствование уголовно-процессуального законодательства в области прокурорского надзора, которое должно основываться на практическом взаимодействии прокурора с органами предварительного расследования. Побуждением к совершенствованию уголовно-процессуального закона, в котором закреплены надзорные полномочия прокурора, может являться наличие пробелов в правовом регулировании прокурорского надзора на стадии возбуждения уголовного дела, которые по-прежнему требуют внимания.
Следователь, дознаватель, убедившийся в том, что в поступившем сообщении о преступлении содержатся признаки преступления и отсутствуют правовые основания к отказу в возбуждении уголовного дела, принимает решение о возбуждении уголовного дела, выносит постановление о возбуждении уголовного дела, уведомляет об этом заявителя и незамедлительно направляет копию постановления прокурору.
Для удостоверения законности и обоснованности возбуждения уголовного дела прокурору необходимо проанализировать и оценить информацию, содержащейся в соответствующем решении уполномоченного лица и материалах доследственной проверки. В. В. Стрельников считает, что прокурорский надзор на данной стадии уголовного процесса представляет собой аналитическую деятельность, осуществляемую на постоянной основе и связанную с принятием мер прокурорского реагирования по результатам выявления нарушений законности [5].
Очевиден тот факт, что прокурору для проведения всестороннего анализа и оценки информации, содержащуюся в решении уполномоченного лица и материалах доследственной проверки, необходимо ознакомление со всеми материалами проверки сообщения о преступлении. Уголовно-процессуальный закон устанавливает такое требование к органам предварительного следствия, как незамедлительное направление копии постановления о возбуждении уголовного дела, но не требование представлять прокурору материалы, на основании которых ими принято решение о возбуждении уголовного дела (ч. 4 ст. 146 УПК РФ), что затрудняет деятельность прокурора в части оценки законности и обоснованности возбуждения уголовного дела. Необходимо отметить, что в п. 1.2. Приказа от 05.09.2011 г. № 277 Генеральный прокурор требует уделять особое внимание проверке достоверности документов и результатов проверки сообщений о преступлениях. Данные обстоятельства наводят на вопрос — когда прокурор должен получить материалы проверки сообщения о преступлении, чтобы в срок не позднее 24 часов с момента их получения, отменить постановление о возбуждении уголовного дела, если возникнет необходимость признать его незаконным и необоснованным? Ответа на данный вопрос уголовно-процессуальный закон в себе не содержит.
В дополнение можно сказать, что прокурор может удостоверить факт разъяснения лицам, участвующим в производстве процессуальных действий при проверке сообщения о преступлении, их прав и обязанностей, предусмотренных уголовно-процессуальным законом только при изучении материалов проверки сообщения о преступлении, поскольку невозможно убедиться в обеспечении прав и законных интересов лиц, вовлеченных в сферу уголовного судопроизводства, без ознакомления с материалами проверки сообщения о преступлении.
Учитывая то, прокурорский надзор направлен на соблюдение прав и свобод человека и гражданина при разрешении и рассмотрении сообщений и заявлений о преступлениях, данный пробел в уголовно-процессуальном законе необходимо разрешать, поскольку такое положение привело к сужению полномочий прокурора по защите конституционных прав и свобод граждан.
Таким образом, предполагается разумным предусмотреть в ст. 37 УПК РФ право прокурора в императивной форме истребовать материалы проверки сообщения о преступлении с целью принятия им решения в разумные сроки. Указанное право прокурора должно возложить на органы дознания и предварительного следствия обязанность безотлагательно предоставлять по поступившему от прокурора письменному запросу материалы, послужившие основанием для вынесения решения в порядке ст. 145 УПК РФ.
Литература:
- Артамонов А. Н. Полномочия прокурора при надзоре за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия [Электронный доступ] / А. Н. Артамонов // Законодательство и практика. — 2016. — № 1. — С. 73–80. — Режим доступа: https://www.elibrary.ru
- Епанешников, А. С. Защита прав и законных интересов подозреваемого и обвиняемого в российском досудебном производстве: автореф. дис.... канд. юрид. наук: 12.00.09 / Епанешников Александр Сергеевич. — Челябинск. — 2003. — 25 с.
- Исламова, Э. Р. Проблемы обеспечения законности в стадии возбуждения уголовного дела [Электронный доступ] / Э. Р. Исламова // Сибирские уголовно-процессуальные и криминалистические чтения. — 2014. — С. 58–64. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru.
- Логинов, Н. А. Прокурорский надзор за реализацией права на защиту в стадии возбуждения уголовного дела (по законодательству России и иных государств-участников СНГ) [Электронный доступ] / Н. А. Логинов // Вестник МГОУ. Серия: Юриспруденция. — 2018. — № 1. — С. 160–170. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru.
- Стрельников В. В. К вопросу об осуществлении прокуратурой уголовного преследования // Право и безопасность. — 2012. — № 1 (41). — 178 с.
- Манова Н. С. Проверка заявлений и сообщений о преступлении: новые возможности и новые проблемы // Вопросы правоведения. — М.: Междунар. исслед. ин-т. — 2013. — № 2. — С. 363–374
- Ахматов А. А. О совершенствовании модели уголовно-процессуальных отношений между властными субъектами в стадии возбуждения уголовного дела / А. А. Ахматова // Вестник ЮУрГУ. — 2012. — № 43. — С. 97–98.