Нормы закона, защищающего права потребителей в России, в отличие от международного [1], не представляет из себя четкое регулирование через специальный акт сделок, заключаемых и исполняемых дистанционно, а являет собой совокупность положений специального акта [2], общих норм гражданского законодательства, иных актов, распространяющихся на взаимоотношения участников. Между тем, все правила следует рассматривать в совокупности: например, гражданское законодательство регулирует заключение и исполнение соглашений между сторонами в общем случае, но положения Закона конкретизирует права, обязанности и ответственность в правоотношениях, одной стороной из которых является потребитель, а такие положения применяются в части, неурегулированной общими нормами [3]. Поэтому в настоящей статье попробуем выявить момент заключения договора на оказание услуг дистанционным способом, в том числе — с использованием метода аналогии норм.
Ключевые слова: дистанционный способ, публичный договор, момент заключения договора, акцепт потребителя, оказание услуг.
Если рассматривать нормы, регулирующие продажу и оказание услуг дистанционным способом, то в российском специальном законодательстве наблюдается значимый пробел, так как не закреплены законодательно нормы в этой нише — законодатель достаточно точечно установил правила оказания образовательных и медицинских услуг, телефонной связи и т. п., но не установлены, например, по оказанию образовательных или просветительских услуг дистанционным способом, что достаточно популярно в последнее время и имеет значение ввиду фактического согласования существенных условий конклюдентными действиями потребителя. При этом наибольший вопрос вызывает момент возникновения прав и обязанностей или установления правоотношений.
Дистанционная продажа товара происходит с регулированием по статье 497 Гражданского кодекса РФ и статье 26.1 Закона, но законодателем не установлен дистанционный способ реализации услуг, а регулирование дистанционной реализации услуг можно провести через аналогию права. Так, гражданские права и обязанности возникают в силу закона или действий сторон.
Стороны вправе заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законодательными актами. Но имея ввиду дистанционный способ заключения, можно прийти к усложнению конструкции соглашения, поэтому важно понимать возможность применения действующих норм.
При этом, заключая договор, стороны свободны в волеизъявлении по всем существенным условиям такого договора [4], поэтому ввиду специфики дистанционного соглашения информация должна быть предоставлена потребителю в полном объеме до момента его заключения.
Законодатель также допускает заключение с потребителями публичного договора-оферты, устанавливающего обязательства исполнителя и подлежащие выполнению в рамках складывающихся отношений. При этом потребитель фактически должен присоединиться к такому договору, размещенному на соответствующем ресурсе компанией.
Еще Президиум ВАС РФ отмечал, что договор оказания услуг можно считать заключенным, когда в нем устанавливаются действия, которые должен выполнить исполнитель, в том числе, если эти действия следуют из результата переписки или переговоров сторон [5].
Так, договор являет собой соглашение двух или более лиц, устанавливающее изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей, при этом договор должен обладать признаками совпадающего волеизъявления сторон, как сути самой сделки (способ достижения цели), и установлением между участниками отношений в результате его заключения, выраженных в определенной форме, т. е. юридический факт обязательственных правоотношений, а любую сделку можно считать договором, как сделку, заключенную между сторонами в определенной форме. Волеизъявление при этом может быть выражено разными способами — устно, письменно либо совершением конклюдентных действий [6].
С другой стороны, заключение сделки в письменной форме (фактически — стандартного договора) нормируется положениями статьи 160 ГК РФ.
Отдельно отметим, что под электронной подписью законодатель понимает электронную информацию, присоединённую к другой, подписываемой, информации и идентифицирует подписанта. Таким образом, отметим, что сделка, совершенной дистанционно фактически является конклюдентной [7], заключенной в письменной форме с использованием некого аналога электронной подписи.
По другим признакам все соглашения можно разделить на консенсуальные (порождающие гражданские правоотношения, вступающие в силу с момента заключения) и реальные (совершение определенных действий — например, момент уплаты, пусть даже без выдачи документа, который подтверждает ее, передачу имущества и тому подобное). Например, обычная сделка купли-продажи с участием потребителя будет являться реальной, в то время, когда дистанционная, скорее будет консенсуальной.
Момент заключения важен, так как фактически при нажатии определенных ссылок/разделов на сайте потребителем происходит заключение договора (акцептование) и порождает обязательство исполнителя (оферента).
Как отмечено в постановлении Правительства РФ, если оферта (публичный договор) исполнителя не содержит иного условия о моменте возникновения обязательств у последнего, то подтверждением заключения договора будет момент отправки исполнителем идентификационного номера заказа заказчику (потребителю), в котором одновременно предоставляется информация об условиях договора (кроме размещенного публично договора-оферты) [8].
С другой стороны, потребитель осуществляет присоединение к публичному договору, на условия и положения которого он не оказывает влияние. А так как некачественно оказанные услуги гораздо проблематичной доказать, чем недостатки товара, то остро встает вопрос о возможности оспаривания условий публичного договора, размещенного исполнителем на сайте, т. е. на сколько акцепт полный и безоговорочный в такой ситуации.
Таким образом, после получения от исполнителя подтверждения заказа у потребителя часто возникают проблемы по оспариванию условий такого публичного договора или, как следствие, по одностороннему расторжению заключенной сделки, и, если последнее не вызывает трудностей на основании статьи 32 Закона.
Однако, из сложившейся судебной практики явно следует, что в том числе при дистанционном способе заключения договора/ присоединения к публичной оферте в отношении потребителей условия оферты могут быть оспоримы по статье 16 Закона [9], то есть, если в публичный договор включены условия, которые акцептовались потребителем, ущемляют его права в сравнении с установленными законодателем правилами в сфере защиты прав потребителей, а именно, если: вследствие исполнения такого договора потребитель понес расходы; в оферту включено обусловленное обязательство приобретения иных услуг (товаров); ограничено право на гарантийное устранение недостатков результатов услуг; исполнителем производится взимание оплаты за услуги, не являющиеся целью заключения договора потребителем (иной предмет договора), то такие положения можно признать недействительными.
Литература:
- Типовой закон ЮНСИТРАЛ «Об электронной торговле». — Текст: электронный // Комиссия Организации Объединенных Наций по праву международной торговли: [сайт]. — URL: https://uncitral.un.org/en/texts/ecommerce/modellaw/electronic_commerce (дата обращения: 02.06.2022).
- Закон РФ от 07.02.1992 N 2300–1 (ред. от 11.06.2021) «О защите прав потребителей». — Текст: электронный // СПС Консультант: [сайт]. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_305/ (дата обращения: 02.06.2022).
- Пункт 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей». — Текст: электронный // СПС Консультант: [сайт]. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_131885/ (дата обращения: 02.06.2022).
- Постановление Конституционного Суда РФ от 23.01.2007 N 1-П «По делу о проверке конституционности положений пункта 1 статьи 779 и пункта 1 статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобами общества с ограниченной ответственностью «Агентство корпоративной безопасности» и гражданина В. В. Макеева». — Текст: электронный // СПС Консультант: [сайт]. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_65713/ (дата обращения: 02.06.2022).
- Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 29 сентября 1999 г. N 48 «О некоторых вопросах судебной практики, возникающих при рассмотрении споров, связанных с договорами на оказание правовых услуг». — Текст: электронный // СПС Консультант: [сайт]. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_24669/ (дата обращения: 02.06.2022).
- Пункт 2 статьи 158 Гражданского кодекса Российской Федерации. — Текст: электронный // СПС Консультант: [сайт]. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/ (дата обращения: 02.06.2022).
- Определение Верховного Суда РФ от 14.01.2022 N 308-ЭС21–27921 по делу N А32–12937/2018. — Текст: электронный // СПС Консультант: [сайт]. — URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ARB&n=697246#6SQ0d7TymrMvpPMW1 (дата обращения: 02.06.2022).
- Пункт 14 Постановления Правительства РФ от 31.12.2020 N 2463 «Об утверждении Правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование потребителя о безвозмездном предоставлении ему товара, обладающего этими же основными потребительскими свойствами, на период ремонта или замены такого товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации». — Текст: электронный // СПС Консультант: [сайт]. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_373622/ (дата обращения: 02.06.2022).
- Решение Городищенского районного суда Волгоградской области от 22.02.2022 по делу N 2–278/2022. — Текст: электронный // СПС Консультант Плюс: [сайт]. — URL: https://cloud.consultant.ru/cloud/cgi/online.cgi?req=doc&ts=Sae1d7TdYgOeyTX5&cacheid=C37C0D99AEF86592A419B44A56AECA53&mode=splus&rnd=Wj8xaA&base=AOUG&n=7281050#KRf1d7TG9ODtVkYz (дата обращения: 02.06.2022).