В данной статье рассматривается причина дорожно-транспортных происшествий, связанная с плохим состоянием здоровья водителей в пути следования. Автор провел анализ влияния ухудшения самочувствия человека на его восприятие и реакцию во время управления транспортным средством. В ходе изложения статьи было предложено мероприятие по контролю здоровья водителя в течение рабочей смены с использованием онлайн-мониторинга.
Ключевые слова: водитель, состояние здоровья, дорожно-транспортное происшествие, автомобильный транспорт.
Все процессы работы автомобильного транспорта в настоящее время модернизируются для повышения качества работы и снижения ущерба от дорожно-транспортных происшествий. Все ученые мира стремятся усовершенствовать действующие системы по надзору и контролю работы автотранспорта. Требуется разрабатывать новые технологии и использовать уже изученные для снижения численности ДТП и соответственно пострадавших в них граждан.
Автомобильный транспорт является экономически важным для страны, так как является связующим элементом всех отраслей производства. По показателям Росстата 2020 года на автомобильный транспорт приходиться 67,9 % всех грузоперевозок и 61,6 % всех пассажирских перевозок [1]. Данный процент показывает значимость и востребованность данного вида транспорта. Но так, же существует негативное воздействие на общество и экономику страны. Речь идет о капитальных затратах на устранение последствий аварий, случающихся на автотранспорте. Также высокая смертность и травматизм у населения пострадавших в ДТП приводит к ухудшению экономического роста страны. Стоит отметить, что большая часть погибших и раненых приходиться на трудоспособное население.
С 2012 года в Российской Федерации продолжается тенденция снижения основных показателей дорожно-транспортной аварийности. В 2020 году на территории страны также отмечено снижение всех трех основных показателей аварийности. Всего на улицах и дорогах страны зарегистрировано 145073 (-11,7 %) дорожно-транспортных происшествия, в которых погибли и (или) были ранены люди. В данных ДТП погибли 16152 (-4,9 %) человека и получили ранения 183040 (-13,2 %) [2, стр. 4]. Более наглядная динамика показана на рисунке 1.
Рис. 1. Динамика основных показателей аварийности с 2012 по 2020 год [2, стр. 4]
Основной причиной значительной минимизации ДТП в 2020 году считают распространение новой коронавирусной инфекции COVID-19. Можно предположить, что при переводе граждан на дистанционную работу и учебу способствовало снижению автолюбителей на дорогах. Значит, данные показатели нельзя считать правдоподобными и при переводе на процентное соотношение загруженности автодорог к аварийности можно получить достаточно негативный показатель.
Необходимо более детально изучить человеческий фактор, как основную причину дорожно-транспортных происшествий. В системе ВАДС на водителя отводят 60 % причин ДТП [3, с.151], а это достаточно высокий показатель. Для того чтобы найти способы уменьшения данных показателей необходимо выявить основную причину их возникновения.
В процессе исследования были выявлены основные причины ДТП по вине водителей, а именно: нарушение правил дорожного движения, потеря бдительности, состояние здоровья, недостаток опыта. Большая часть причин зависит от личностных качеств водителя, примером которых могут быть: избыточная или недостаточная самоуверенность, незнание правил и законов, употребление алкогольных и наркотических веществ, рассеянность и т. д. То состояние здоровья водителя можно отнести к непредвиденным обстоятельствам. Сейчас при осуществлении перевозок обязательно, перед выходом на линию, водитель проходит медицинский осмотр. На данном мероприятии измеряют давление, сердцебиение, содержание алкоголя в организме и внешний осмотр. При обследовании обязательно участвует квалифицированный медицинский сотрудник, который фиксирует допуск водителя до управления транспортным средством в путевом листе. Но в дальнейшем водитель на протяжении всей рабочей смены не фиксирует состояние здоровья.
С 2019 года в России был увеличен пенсионный возраст на 5 лет, который составил для женщин с 55 до 60 лет, а для мужчин с 60 до 65 лет. Что привело к увеличению работников автомобильного транспорта возрастного критерия. Если обратить внимание на статистику ДТП в зависимости от возраста водителей можно обратить внимание, что с увеличением возраста повышается аварийность. Сравнение с предыдущим годом в процентном соотношение можно наблюдать в таблице 1 [2, стр.27].
Таблица 1
Распределение ДТП от возраста водителей.
Возраст водителя |
ДТП, кол-во |
± % |
Погибло, чел. |
± % |
Ранено, чел. |
± % |
Тяжесть последствий |
До 15 лет |
926 |
+30,1 |
42 |
+7,7 |
1158 |
+27,1 |
3,5 |
16–17 лет |
1083 |
+14,2 |
102 |
+18,6 |
1463 |
+9,5 |
6,50 |
18–19 лет |
3983 |
+0,5 |
397 |
+9,7 |
5680 |
+0,7 |
6,50 |
20–24 года |
13772 |
-12,7 |
1487 |
-2 |
19203 |
-13,8 |
7,2 |
25–29 лет |
15727 |
-15,4 |
1704 |
-11,4 |
20970 |
-17 |
7,5 |
30–34 года |
18651 |
-14,8 |
1978 |
-8,2 |
24798 |
-16,3 |
7,4 |
35–39 лет |
16696 |
-8,5 |
1829 |
+0,8 |
22062 |
-10,2 |
7,7 |
40–44 года |
13067 |
-10,6 |
1437 |
-4 |
17128 |
-12,6 |
7,7 |
45–49 лет |
10689 |
-11,2 |
1056 |
-13,2 |
14047 |
-12,4 |
7 |
50–54 года |
8483 |
-14,1 |
892 |
-15,2 |
11053 |
-15,3 |
7,5 |
55–59 лет |
8042 |
-16,1 |
882 |
-16,4 |
10479 |
-17,2 |
7,8 |
60–64 года |
6202 |
-12 |
720 |
-8,4 |
8125 |
-12,7 |
8,1 |
65–69 лет |
3729 |
-9,9 |
420 |
+1,2 |
4714 |
-14,3 |
8,2 |
70–74 года |
2082 |
+1,4 |
232 |
+31,8 |
2674 |
-2,6 |
8 |
75–79 лет |
646 |
-25,8 |
64 |
-22 |
843 |
-24,4 |
7,1 |
80 лет и старше |
650 |
-4 |
87 |
-5,4 |
806 |
-4,3 |
9,7 |
Полученные данные нельзя учитывать достоверно, так как исследуемый период был рассмотрен во время карантина, и граждане в возрасте 60+ находились в зоне риска, были отстранены от работы, многие водители других возрастов также пребывали на дистанционной форме учебы и работы. Но все же можно сделать вывод, что тяжесть последствий с возрастом увеличивается.
С возрастом, в большей степени у мужчин, повышается риск развития заболеваний сердечно-сосудистой системы провоцирующих риск возникновения сердечных приступов, инфарктов, инсультов, тромбов. Данные заболевания можно продиагностировать, но точность очень низкая и с условиями откровенных патологий. Все люди в возрасте 40+ склонны к обострениям ухудшения состояния здоровья. Но трудовой возраст обязывает работать до 60–65 лет. Сердечно-сосудистые заболевания могут быть непредсказуемыми, это связано с посторонними факторами, исходящими из внешних воздействий, таких как стресс, утомление, изменение погодных условий, тяжелые рабочие условия, последствие других заболеваний и т. д. Все данные факторы воздействия на человека присуще профессии шафера. Точно определить, что может вызвать резкое изменение давления или сердцебиения невозможно. При отправлении из парка водитель был здоров и хорошо себя чувствовал, но спустя некоторое время может его состояние испортиться, многие водители не обращают внимание на данное происшествие или пытаются перебороть свой «временный» недуг продолжают работать, что очень часто приводит к летальному исходу. Самое страшное в данном происшествии, что это происходит за рулем автотранспортного средства, например: автобуса с пассажирами или многотонного грузовика. Данное ДТП соответственно способно нанести колоссальный урон с большим количеством жертв.
Что бы избежать такого поворота событий, предлагается внедрить Онлайн-мониторинг состояния здоровья водителя в пути следования при обеспечении перевозок. Для осуществления контроля водителя на линии можно использовать браслеты с возможностью измерения пульса, давления и уровнем кислорода в крови. Сбор данной информации должен происходить в реальном времени, для точных данных. У данного прибора должна быть система оповещения и предупреждения, как самого водителя, так и диспетчера, который проводит мониторинг всех автомобилей на линии. При получении данных, об ухудшении здоровья водитель должен прибегнуть к обязательной остановке, и диспетчер должен убедиться в безопасности водителя, при необходимости вызвать скорую помощь и подменный автомобиль или водителя по данным GPS навигации. Стоит отметить, что данное мероприятие направлено на повышение безопасности дорожного движения при перевозочном процессе. Благодаря данной разработке можно спасти множество жизней, снизить риск возникновения аварийный ситуация, повысить сохранность грузов и пассажиров, соответственно снизить возможные задержки в пути следования.
Литература:
- Федеральная служба государственной статистики// [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/statistics/transport , свободный. — Загл. с экрана;
- Дорожно-транспортная аварийность в Российской Федерации за 2020 год. Информационно-аналитический обзор. — М.: ФКУ «НЦ БДД МВД России», 2021.
- Горев А. Э. Организация автомобильных перевозок и безопасность движения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А. Э. Горев, Е. М. Олещенко. — 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2008. — 256 с.;