В данной статье подчеркивается актуальный характер необходимости использования компьютерных игр в обучении при реализации требований ФГОС ООО, например, умение осуществлять поиск, анализ, оценку информации о событиях и фактах общественных явлениях и процессах, содержащейся в различных источниках, к числу которых относятся и наглядные источники. Автор предлагает различные игры и приемы работы с ними на уроках обществознания.
Ключевые слова: образование, обществознание, школа, федеральные государственные образовательные стандарты, компьютерные игры.
На сегодняшний день человек становится неотъемлемо связанным с миром образов, картинок и символов. Культура современного общества шаг за шагом толкает вперед растущую цифровизацию. В этом направлении становится перспективным применение компьютерных игр. Нам необходимо четко понимать в каком ключе можно выстраивать работу с ними. Давайте разберемся в приемах работы с компьютерными играми в урочной деятельности.
Поскольку неадаптированные, коммерческие игры чаще всего куда требовательнее к техническому оснащению и не приспособлены к сохранению прогресса сразу за несколькими учениками, мы предлагаем обратить внимание к образовательным игровым платформам, более доступным для обучающихся и для педагога.
Итак, стоит присмотреться к такой платформе, как Learnis [8], которая поможет учителю в виде игры сделать интерактивное видео, викторину, где учащимся придется сильно напрячься, чтобы достигнуть поставленной цели. Платформа проста в использовании, для помощи педагогам есть видеоинструкции имеет бесплатную и платную версию.
Отдельным достоинством данного сервиса является веб — квест, имитирующий довольно популярные игры в жанре «поиск предметов». Как это работает? Сначала учитель разрабатывает вопросы, оформляет их в одну единую презентацию. Все это отгружается на платформу, а затем формируется сам квест. Ученики же начинают с того, что попадает в комнату, из которой ему нужно выйти, но сделать это можно только с помощью специального кода, который нужно собрать из правильных ответов на подготовленные учителем вопросы. В комнате спрятаны специальные предметы, если их найти, на экране высвечивается один из вопросов. Если ответ правильный — нужно ввести код и выйти. Такого рода компьютерные игры и задания решают сразу несколько проблем: вовлекают учащихся в процесс через геймификацию, проверяют полученные знания и не отбирают слишком много времени.
Следующей мы бы хотели представить отечественную платформу LearningApps [9]. Большой выбор самых различных интерактивных упражнений, начиная от «Кто хочет стать миллионером», заканчивая «Скачками». Здесь все шаблоны уже представлены, поэтому преподавателю не составит труда сделать свою игру по любой теме и представить ее ученикам. Они могут соревноваться с компьютером или друг с другом, такие игры направлены скорее на оценку полученных знаний, чем на изучение новой темы, поэтому после прохождения учитель сразу сможет с помощью системы оценить каждого учащегося и выставить им соответствующие оценки.
Образовательные платформы в большей степени предоставляют возможность создания адаптированных компьютерных игр, которые разумно использовать для проверки пройденного материала, но существует опыт применения и неадаптированных компьютерных игр в обучении.
Весьма примечательной в этом аспекте является «Don’tStarveTogether» [4] — приключенческий боевик, цель — продержаться в случайно сгенерированном мире как можно дольше. Возраст: от 12 лет и старше, что позволяет использовать эту игру уже начиная с 6 класса. У персонажа есть параметры: здоровье, сытость и рассудок. Восполнять их можно различными путями: едой, собиранием цветов, изготовления лечебной мази, сном и т. д. Сбор различных предметов помогает в строительстве различных предметов для обустройства лагеря и путешествия. На примере данной игры учитель может изучать обширное количество тем, связанных с человеком и социумом: деятельность, потребности, общение, межличностные взаимоотношения, социальные роли и многое другое.
Интересно представить экономический и политический блок в обществознании поможет такая серия игр, как Civilization [3]. По жанру это пошаговая стратегия. Здесь ученик сможет выбрать одну из восемнадцати цивилизаций и попробовать самостоятельно управлять ее развитием на протяжении шести тысячелетий от каменного века до космической эры. Он управляет всеми сферами жизни государства, внешней и внутренней политикой. Задача игрока — привести цивилизацию к процветанию. Civilization дает представление о факторах развития цивилизаций, сильных и слабых сторонах тех или иных политических режимов и социально-экономических в простой форме.
Чаще всего мы наблюдаем то, что время внеурочной деятельности отводится различным кружкам и программам, способным дополнить и расширить знания преподаваемого курса определенного предмета. Конечно же, здесь стоит отдать предпочтение уже не столько платформам, сколько неадаптированным играм.
Весьма оригинальную идею высказывает в своем исследовании Соболева О. Б., предлагая применить популярную у молодого поколения игру, как TheSims 3 [5], если техническое оснащение позволяет, можно даже загрузить уже следующую часть TheSims 4 [6], потому что смысл и суть в данной серии не меняются.
После установки, ученикам дается время на ознакомление и на определенные задания, такие как: какие виды межличностных отношений представлены в игре? Проанализируйте круг общения вашего персонажа, почему именно эти люди? Как вам удалось добиться их расположения? То есть предложенный вариант Соболевой О. Б. ориентируется больше на рефлексивные вопросы, как «Приходилось ли вашему персонажу вступать в конфликт с другими симами? В чем причина этих разногласий?» [10] и в конце концов, как TheSims 3(4) может помочь человеку улучшить навыки общения в реальной жизни?
В целом хорошо давать дифференцированные домашние задания, чтобы получать максимальную пользу из компьютерных игр не только в развлекательном плане, но и обучая анализировать и находить новые смыслы.
Схожей с по возрастному рейтингу и геймплею Civilization является AgeofEmpiresII: DefinitiveEdition [2], где нужно выбрать одну из двенадцати цивилизаций и пройти с ней определенный отрезок времени. Необходимо исследовать мир, управлять финансовыми ресурсами, в том числе особое время уделять сельскому хозяйству и политике.
Мы предлагаем педагогам иметь в запасе несколько схожих игр. Зачем это нужно? Множество вариантов не позволят ученикам потерять интерес к такому способу обучения. Учитель через разные игры может раскрывать любые темы. Разнообразие позволяет педагогу и ученикам формировать эстетический вкус, свое мнение и в последующем более разумно подходить к отбору досуга.
Очень хорошо иллюстрирует производственные и экономические связи, разделение труда и общественный прогресс игра «Веселая ферма: возвращение» [7]. Достаточно детская игра, где основной вид управления — клик мышкой. Игрок начинает с кусочка земли и парой куриц, которых необходимо кормить, а полученные яйца продать или произвести муку. Полученные деньги должны расходоваться с умом: покупка еще одной курицы, другого животного или же улучшение оборудования. Обучающийся должен применить логику, потому что уровень не бесконечный, а с ограничением во времени.
Здесь учитель вместе с учениками может вспомнить о межпредметных связях и предложить поразмышлять о том, как развивалось производство до современных роботизированных конвейеров. Задавать уточняющие вопросы: как ты пришел к такой успешной стратегии? Почему не стоит копить деньги на самое дорогое животное, когда нет нужного оборудования для получаемого сырья? Уместны творческие задания на предмет разработки дизайна своего бизнеса или первоначальной бизнес-стратегии. Главное во всем этом помнить о том, что при внедрении данного элемента в свою практику педагогу с точки зрения исследователя Бибарисова Д. А. следует обратить свое внимание первым делом на «излишнее применение игр в качестве средства повышения мотивации» [1, с. 127]. Будучи увлеченным живым откликом от учащихся, можно легко переборщить и приучить их к упрощенному способу получения информации из — за чего позже возникнут проблемы с усвоением, восприятием материала более сложного порядка.
Таким образом, существует множество способов внедрить в свою практику самые разнообразные компьютерные игры, начиная от головоломок и заканчивая приключенческими боевиками с великолепными стратегиями. От более легких в плане дизайна и требований к техническому оснащению к более сложным многоплановым. Мы бы хотели порекомендовать для начала именно адаптированные образовательные игры, чтобы понимать, какое количество времени необходимо разным классам и все ли классы справятся с совершенно другими видами, а еще из — за упрощенного способа оценивания знаний в условиях строго определенного времени на уроке.
Касательно неадаптированных компьютерных игр, следует проводить тщательный отбор и критерии оценивания учеников, не забывать о рефлексии и скрывающимися неточностями за красивой красочной картинкой, уделять этому особое внимание. Наиболее желательной формой закрепления являются не тесты, а устные опросы и творческие задания, как индивидуальные, так и групповые на проект, эссе, особенно с упором на межпредметные связи по истории, литературе, географии и т. д.
Литература:
- Бибарсов, Д. А. Использование коммерческих компьютерных игр в обучении обществознанию / Д. А. Бибарисов // Преподавание истории в школе. 2021. № 3. С. 122–130.
- Официальный сайт разработчиков «Age of Empires». [Электронныйресурс] URI: https://www.ageofempires.com/. Дата обращения: 31.05.2022.3. Крючкова Е. А. Приемы работы с текстами в социально-гуманитарных дисциплинах (обществознание, история, география) // Наука и школа. 2018. № 4. С. 133–141.
- Официальный сайт разработчиков «Civilization». [Электронный ресурс] URI: https://civilization.com/ru-RU/. Дата обращения: 29.05.2022.
- Официальный сайт разработчиков «Don’t Starve Together». [Электронный ресурс] URI: https://www.klei.com/games/dont-starve-together . Дата обращения: 28.05.2022.
- Официальный сайт разработчиков «The Sims 3». [Электронный ресурс] URI: https://www.ea.com/ru-ru/games/the-sims/the-sims-3 . Дата обращения: 30.05.2022.
- Официальный сайт разработчиков «The Sims 4». [Электронный ресурс] URI: https://www.ea.com/ru-ru/games/the-sims/the-sims-4 . Дата обращения 30.05.2022.
- Официальный сайтигры «Веселая ферма». [Электронный ресурс] URI: https://www.alawar.ru/game/farm-frenzy-refreshed-collectors-edition/ . Дата обращения: 31.05.2020.
- Сайт платформы LearningApps. [Электронный ресурс] URI: https://learningapps.org/ . Дата обращения: 20.05.2022.
- Сайт платформы Learnis. [Электронный ресурс] URI: https://www.learnis.ru/ . Режим доступа: 15.05.2022.
- Соболева О. Б. Использование коммерческих компьютерных игр в обучении обществознанию. Преподавание истории в школе. 2021. № 3. С. 83.