В данной статье рассматриваются теоретические аспекты проблем финансирования бюджетных учреждений сферы образования: финансово-правовой аспект. Также обозначается то, с чем связано их появление. Предлагаются пути решения данных проблем, с помощью которых возможны позитивные изменения финансирования образования.
Ключевые слова: финансирование, проблемы финансирования, бюджетные учреждения, образование, бюджетные учреждения сферы образования.
Российская Федерация в соответствии со статьей 7 Конституции, провозглашается социальным государством, то есть государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека. Эффективное управление бюджетными учреждениями и рациональное использование как бюджетных, так и внебюджетных средств обуславливает необходимость организации экономического анализа. Актуальность темы заключается в том, что система образования в Российской Федерации требует реформирования процесса финансирования средних школ.
Бюджетные организации являются важными субъектами производственных и финансово-экономических отношений в любой экономической системе и при любой модели государственного управления. Они предназначены для удовлетворения ряда социально значимых потребностей, таких как образование, здравоохранение, научные исследования, социальная защита, культура, государственное управление и т. д. Бюджетные организации — одна из самых многочисленных групп организаций, действующих в нашем государстве. Это учреждения и организации, содержание которых обеспечивается за счет средств федерального, регионального и местного бюджетов. Более половины финансовых ресурсов, созданных в стране, мобилизуется в государственную бюджетную систему. Эти средства в значительной степени проходят по сметам бюджетных организаций. Это определяет большое значение финансов бюджетных организаций в экономике страны. Что касается правоохранительных органов, то стабилизация правового статуса органов внутренних дел, повышение эффективности их деятельности в современных условиях необходимы для создания правопорядка в стране и условий для достойной жизни и свободного развития граждан. Успешное решение государством правоохранительных задач возможно только тогда, когда органы внутренних дел способны выполнять свои функции, что напрямую зависит от их кадрового, финансового и материального обеспечения, а это, в свою очередь, требует нормативной базы, адекватной требованиям сегодняшнего дня, эффективной работы всех элементов механизма финансового правового регулирования.
Сегодня государственный бюджет удовлетворяет потребности школьных образовательных учреждений в финансировании лишь на 60–70 процентов. Этих средств едва хватает на поддержание минимального уровня жизни учителей и учащихся, они лишь частично покрывают содержание текущей деятельности школ. У школьных учреждений нет денег на приобретение учебно-методической литературы, новое строительство, приобретение нового оборудования. К сожалению, в нынешних условиях система финансирования образования, несмотря на декларирование новых принципов, осталась по сути прежней, не учитывающей реальный уровень потребности. Острая нехватка средств в этой ситуации приводит к тому, что образовательные учреждения ориентируются на объемы работ, вызванные отсутствием спроса населения на образовательные услуги, и обеспечиваются финансированием. Поэтому, исходя не из потребности, а на основе финансовых прогнозов, планируются объемы образовательных услуг, производственных мощностей, персонала и т. д.
В настоящее время финансирование образовательных учреждений является одной из главных проблем на пути реального социально-экономического развития практически всех субъектов Российской Федерации. На данном этапе образовательные услуги в Российской Федерации характеризуются недостаточным количеством бюджетных мест. Проблемы обеспечения качественного образования в стране отходят на второй план из-за прямой зависимости от недостаточных финансовых ресурсов. Постоянная задолженность по заработной плате перед преподавательским составом и персоналом учебного заведения в учебных заведениях в последнее время стала весьма актуальной. Не менее проблематичными являются положения, связанные с дальнейшим трудоустройством выпускников вузов.
Для решения вышеуказанных проблем, связанных с процессом финансирования образовательных услуг, возникает необходимость решения следующих проблем: — необходимо учитывать и решать вопросы бюджетного софинансирования для субсидирования за счет бюджетных средств регионов, имеющих низкий уровень системы образования; — включить в процесс разработки бюджетной программы финансирования образования субъектов, получающих эти средства; — выделять средства по большей части на такие направления, как приобретение инвентаря и оборудования, а также на капитальный ремонт образовательных учреждений и организацию учебного процесса; — выделять средства на процесс приобретения оборудования с цифровыми и информационными технологиями, что делает качественное образование в России весьма вероятным; — разработать государственную политику, определяемую привлечением прямых частных инвестиций, на фоне предоставления им своеобразных субсидий; — сформировать единую прозрачную систему, основанную на анализе использования бюджетных средств непосредственно учебными заведениями; — сформировать институты научной инфраструктуры, направленные на повышение качества человеческого и интеллектуального потенциала в нашей стране; — освободить от налогов учебные заведения, получающие бюджетные средства от государства. С помощью этих мер возможны позитивные изменения в решении общей проблемы финансирования образования, на фоне привлечения как частных инвестиций, так и создания механизма рационального использования бюджетных средств. Важным фактором является последний пункт решения проблем, связанных с финансированием образовательных организаций, определяемый формированием качественных кадровых ресурсов, столь необходимых для реализации государственной стратегии социально-экономического развития России.
Литература:
- Приказ от 1 февраля 2021 г. № 71 Об утверждении примерного положения об оплате труда работников федеральных государственных бюджетных и автономных учреждений, подведомственных министерству науки и высшего образования Российской Федерации, по виду экономической деятельности «Образование»
- Приказ Минздравсоцразвития от 29.12.2007 № 818
- Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О некоммерческих организациях» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022)
- Письмо Минобразования России” О Фонде поддержки и развития образования «от 26 декабря 2000 г. № 20–55- 7328/20–01.
- Андрианов М. Неэффективное использование бюджетных средств. Информация к размышлению. //Бюджетные учреждения: ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности. — 2010. — № 3. [Электронный ресурс]. URL: https://www.lawmix.ru/bux/13357 (дата обращения: 02.04.22)
- Афанасьев М. П., Беленчук А. А., Кривогов И. В. Бюджет и бюджетная система. — М.: Юрайт, 2011. — 782. Бюджетный кодекс Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: http://www.garant.ru (дата обращения: 02.04.22).
- Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (ред. от 03.12.2012).
- Федеральный закон от 26.04.2007 г. № 63-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации» (ред. от 30 сентября 2010).
- Бочаров В. В. Финансовое планирование и бюджетирование: учебное пособие для бакалавров всех форм обучения по специальности «Финансы и кредит». — Санкт-Петербург: СПбГЭУ. — 2013. — 90 с.
- Письмо Министерства просвещения РФ от 14 октября 2019 г. № 08-ПГ-МП-20387 О системе оплаты труда в образовательных организациях