Последствия дистанционного обучения и пути их решения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №22 (417) июнь 2022 г.

Дата публикации: 07.06.2022

Статья просмотрена: 356 раз

Библиографическое описание:

Ткаченко, О. В. Последствия дистанционного обучения и пути их решения / О. В. Ткаченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 22 (417). — С. 531-533. — URL: https://moluch.ru/archive/417/92620/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье описана проблема последствий дистанционного образования в условиях пандемии, проанализированы все плюсы и минусы, а также предложены возможные пути решения.

Ключевые слова: последствия, дистанционное обучение, проблемы, решения, пандемия.

В середине марта 2020 г. в Казахстане было принято решение о переводе образовательных учреждений на дистанционный формат работы в связи с необходимыми мерами по предотвращению распространения коронавирусной инфекции. Возник вопрос о готовности школьного образования к этому переходу. С трудностями организации работы в удаленном режиме столкнулись все участники образовательного процесса. Особая нагрузка в этот период легла на учителей, которые были вынуждены за короткий период перенести привычные для них уроки в онлайн-среду. Возникли различного рода проблемы, в том числе связанные с отсутствием у детей и учителей компьютеров или смартфонов с выходом в интернет.

По результатам различных исследований по реализации дистанционного образования в школах показали, что большинство учителей, детей, и родителей высказали мнение, что учебная нагрузка после перехода на дистанционное обучение увеличилась, в то время как объем образовательной программы остался прежним. Учителям приходилось тратить больше 10 часов в день на подготовку уроков и консультаций.

Это обусловлено тем, что при дистанционном преподавании изменились условия деятельности учителя, продолжительность урока, требования к расписанию, методы обучения, оценивания, предоставления обратной связи учащимся и проверки домашних заданий. Применяемые прежде технологии и механизмы, не всегда были возможны, что требовало большего времени для подготовки к урокам.

Для понимания того, как учителя перестроились на новый формат работы и как часто в их работе возникали различного рода трудности было проведено множество исследований, задачами которых были следующие моменты: 1) оценить опыт работы учителей на образовательных онлайн-платформах; 2) выявить наиболее используемые онлайн-платформы в период перехода школ на дистанционное обучение; 3) выявить наиболее распространенные проблемы, возникающие в процессе проведения дистанционных занятий; 4) описать наиболее распространенные формы коммуникации между учениками и учителями в этот период.

Помимо этого, в этот процесс напрямую были вовлечены учащиеся и их родители. Для них данный переход стал не менее болезненным и даже более критическим в плане результативности.

Во время карантина дети проводили все свое время со своими семьями, и, если, с одной стороны, это воспринималось, как возможность сблизиться и узнать друг друга лучше — или даже заново, с другой стороны, многим родителям было очень тяжело принять тот факт, что они внезапно обнаружили, что им приходится заниматься уходом за детьми, обучением и работой одновременно.

Учащиеся не только испытывали изоляцию и ограниченный опыт взаимодействия с учителями и одноклассниками в период дистанционного обучения, но и зачастую были лишены важного компонента коммуникативной среды. Мы знаем из исследований, насколько важны эти пространства для эмоционального развития, для обучения новым навыкам, самовыражения и развития отношений со сверстниками.

По мнению различных экспертов, влияние пандемии на образование будет иметь долгосрочное негативное последствие, если не предпринимать меры по восполнению потерь в обучении, вызванные дистанционным обучением.

Стало очевидно, что тревога, стресс, связанные с переживаниями за здоровье близких и свое будущее, вместе со снижением физической активности и дефицитом «живого общения» негативно повлияло на психическое и эмоциональное состояние детей, а также их родителей. С одной стороны, эти «испытания» можно рассмотреть как возможности, которые «закаляют» детей, повышают их адаптивные способности. Через такие вызовы закладываются основы психологической устойчивости, позволяющей здоровой личности противостоять жизненным трудностям, неблагоприятному давлению обстоятельств, сохранить здоровье и работоспособность в различных испытаниях. С другой стороны, известно, что не все дети могут одинаково хорошо преодолевать трудные жизненные ситуации. Менее устойчивые дети не используют полностью свои возможности в обучении, хуже адаптированы, в связи, с чем они становятся более склонными к различным нарушениям поведения.

Одним из позитивных моментов данной ситуации стал тот факт, что, дистанционное обучение привело к тому, что дети стали больше ценить такие понятия, как дружба, сплоченность, эмпатия и доброта. В данном случае семья сыграла ключевую роль, чтобы минимизировать отрицательные последствия дистанционного обучения в социальной жизни ребенка. Вопросы социального и эмоционального благополучия отныне должны стать важной частью образовательного процесса.

Вынужденный переход на онлайн-обучение стал резким триггером повсеместного применения цифровых технологий в образовательном процессе и показал потенциал улучшении обучения. Использование преимущества современных технологий в персонализации обучения является приоритетной задачей. Внедрение машинного обучения, искусственного интеллекта и Big data в образовательный процесс позволит не только персонализировать обучение, но и адаптировать его под каждого ученика учитывая его способности и потребности.

Так каковы же пути решения данной сложившейся ситуации? Как необходимо адаптировать образовательный процесс под результаты «новой реальности»?

Преподавание в современном мире требует от нас новой культуры взаимодействия в виртуальном пространстве, в особенности соблюдения цифровой этики каждым из участников образовательного процесса, быть ответственным за собственное поведение в онлайн сообществах.

Как средство коммуникации, доступное каждому в современном обществе, социальные медиа бросают вызов учителям. Учителя находятся в центре внимания общества, на учителей равняются, поэтому данный вопрос не является простым. Важно, чтобы педагоги чувствовали собственную безопасность, имели возможность избежать социального давления и осознать возможность негативного влияния цифровых следов на будущую профессиональную деятельность.

Эффективность дистанционного обучения в условиях самоизоляции в значительной мере обусловлена психологической готовностью, мотивированностью и организованностью учащихся и родителей. Однако результаты опросов и исследований показывают, что данные показатели весьма низкие, что требует формирования системы психологической, методической и технической дифференцированной поддержки родителей и учащихся. При формировании психологически комфортной среды для дистанционного обучения данная форма обучения может применяться не только в период пандемии, но и при других обстоятельствах, в целях непрерывного процесса обучения. Данная форма обучения очень удобна и продуктивна как для детей с ограниченными возможностями, так и для одаренных детей, которые опережают своих сверстников по навыкам освоения общего материала по различным дисциплинам.

Главное в дистанционном образовании — это учебный материал, который дается в соответствии с потребностью и успеваемостью ученика. Также, вместо того, чтобы предоставлять бумажный вариант, учебный материал должен быть переведён в цифровую форму, что помогло бы ученику учиться легко и без дополнительных трудностей.

Очень важно взаимодействие учителя и учащихся в данной форме обучения. Каждому преподавателю необходимо давать обратную связь ученику. Без данного звена в цепи действий конечного результата можно и не достичь. Курирование педагогом всех этапов обучения просто необходимо. Но что помогает педагогу справится с большими объемами, так это создание групп и подгрупп по уровням, по интересам и по целям обучения.

В условиях дистанционного обучения необходимым фактором является доступ к образовательным платформам и базам данных. У обучающихся не должно возникать потребности в поиске материала в общем доступе, так как релевантность материала не может быть оценена учащимся самостоятельно. При дистанционной форме обучения очень важна регулярность выполнения заданий и их проверка вместе с обратной связью.

Если учитывать весь негативный опыт уже по сложившейся ситуации, необходимо проанализировать все плюсы и минусы данной формы обучения и в очной форме компенсировать пробелы, полученные в период пандемии. Но имея достаточное количество положительных сторон, необходимо признать удобство курирования педагогом отдельных дисциплин и возможностей в преподавании именно в формате «онлайн». В каникулярное время платформы, которые осуществляют дистанционное обучение, могут помочь учащимся, не выходя из дома выполнить определенный объем заданий под чутким руководством педагога.

Чтобы подвести итог, можно обозначить, что международные исследования показывают, что более дисциплинированные и усидчивые ученики легче приспособились к дистанционному формату обучения. По данным европейского исследования выявлено, что учащиеся, которые проводят за обучением 25 часов в неделю и более, считают, что в дистанционном формате они могут изучить больше, чем в традиционном классе; им легче просыпаться по утрам и выполнять рутинные занятия, они грамотно планируют свой день и много занимаются спортом в домашних условиях. Следовательно, дистанционное обучение имеет свои преимущества, которые необходимо умело использовать в учебном процессе.

Сложившаяся ситуация в мире показала, что и учителя, и учащиеся владеют навыками ИКТ, необходимыми для подключения и активного участия на уроке. На большинстве онлайн-уроках учебный материал отражал взаимосвязь рассматриваемой темы с предыдущей темой. Прослеживалась межпредметная связь, учащиеся применяли знания из разных областей для решения практических задач. В ходе онлайн-уроков учителя обращались к учащимся по имени, что способствует укреплению коммуникации между учителем и учащимися. В ряде онлайн-уроков наблюдались методы активного вовлечения учащихся в ход урока. Большинство учителей умело использовали видеофрагменты, интерактивные ресурсы и функции используемых программ. Это давало возможность проводить лабораторные работы, визуализировать физические эффекты.

Суммируя всё вышесказанное, можно прийти к следующим выводам: содержание образовательной программы требует постоянного совершенствования с учетом происходящих в обществе изменений, которые зачастую превышают темпы обновления содержания образования. Необходимо непрерывное развитие и совершенствование. В противном случае велика вероятность того, что получаемые знания и навыки не будут достаточны для непрерывно меняющегося рынка труда.

Литература:

1. Проблемы перехода на дистанционное обучение в Российской Федерации глазами учителей — https://ioe.hse.ru/fao_distant/ Институт образования / — 2020;

2. Председатель Правления АОО НИШ, Шамшидинова К. Н. «Новые реалии — новые возможности»/ https://www.nis.edu.kz/ru/news?id=9022/

3. Edge, W.D. and Loegering, J.P. ‘Distance Education: Expanding Learning Opportunities’.

4. Исследование: учителя столкнулись с проблемами дистанционного обучения. — URL: https://ria.ru/20200407/1569666546.html/ (дата обращения — 18.04.2020).

5. Как планировать дистанционное обучение во время временных закрытий школ. — URL: https://ru.unesco.org/news/kak-planirovat-distancionnoe-obuchenie-vo-vremya-vremennyh-zakrytiy-shkol . Дата обращения — 17.04.2020.

Основные термины (генерируются автоматически): дистанционное обучение, образовательный процесс, учащийся, форма обучения, возможность, дистанционное образование, обратная связь, ребенок, сложившаяся ситуация, учебный материал.


Похожие статьи

Проблема социальной помощи лицам пожилого возраста во время пандемии

В статье рассмотрены механизмы социальной помощи государства во время пандемии. Предложены различные варианты развития помощи волонтерами.

К проблеме безработицы в современных условиях

В настоящей статье выявлены особенности безработицы в РФ на современном этапе, а также наиболее эффективные формы и методы решения проблемы безработи-цы. Представлены основные виды безработицы, а также процессы, приводящие к росту безработицы и пути ...

Принципы организации логистической компании, обеспечивающие устойчивость в условиях кризиса

В статье автор анализирует кризисные явления в логистической отрасли, связанные с пандемией 2020 г., и возможности организации логистического бизнеса, защищенного от подобного кризиса.

Некоторые психологические проблемы интернет-зависимости

В статье рассматриваются вопросы психологии интернет-зависимости, получившей распространение, особенно среди молодежи. Дан анализ современного уровня исследований данной проблемы как за рубежом, так и в России. Обозначены задачи, требующие своего реш...

Экономическая безопасность в условиях глобализации: вызовы и последствия

В статье рассмотрено понятие экономической безопасности. Определены угрозы, вызовы и риски в условиях глобализации, а также предложены пути решения вопросов устранения финансово-экономических угроз и их носителей.

Принятие управленческих решений в условиях кризиса

В статье рассмотрены особенности принятия управленческих решений в условиях кризиса. Отдельное внимание уделено подходам, методам, условиям и особенностям принятия управленческих решений в условиях кризиса. Кроме того, в ходе исследования определены ...

Логистика в России: проблемы, возможности, решения

В данной статье проанализированы основные проблемы и особенности отечественной логистики. Приведены возможные решения данных проблем, обозначены принципиальные сложности, мешающие развитию отечественной логистики, даны точные определения, обозначены ...

Управление малым бизнесом в условиях кризиса

В работе представлены основные проблемы, которые возникают на предприятии во время кризисных ситуаций, анализируются пути решения проблем и методы, с помощью которых достигается это. Также указаны этапы антикризисного управления предприятием и задачи...

Особенности оценки вероятности банкротства: российские и зарубежные модели

В статье автор исследует российские и зарубежные модели оценки вероятности банкротства, их особенности, сходство и различия.

Проблемы малого и среднего бизнеса в постпандемийный период 2020–2021 гг. и пути их решения с использованием инновационного менеджмента

В статье автор пытается указать сложности и проблемы в производственно-хозяйственной деятельности предприятий малого и среднего бизнеса после карантинных ограничений и пандемии 2020–2021 гг., и выявить преимущества инновационного менеджмента в управл...

Похожие статьи

Проблема социальной помощи лицам пожилого возраста во время пандемии

В статье рассмотрены механизмы социальной помощи государства во время пандемии. Предложены различные варианты развития помощи волонтерами.

К проблеме безработицы в современных условиях

В настоящей статье выявлены особенности безработицы в РФ на современном этапе, а также наиболее эффективные формы и методы решения проблемы безработи-цы. Представлены основные виды безработицы, а также процессы, приводящие к росту безработицы и пути ...

Принципы организации логистической компании, обеспечивающие устойчивость в условиях кризиса

В статье автор анализирует кризисные явления в логистической отрасли, связанные с пандемией 2020 г., и возможности организации логистического бизнеса, защищенного от подобного кризиса.

Некоторые психологические проблемы интернет-зависимости

В статье рассматриваются вопросы психологии интернет-зависимости, получившей распространение, особенно среди молодежи. Дан анализ современного уровня исследований данной проблемы как за рубежом, так и в России. Обозначены задачи, требующие своего реш...

Экономическая безопасность в условиях глобализации: вызовы и последствия

В статье рассмотрено понятие экономической безопасности. Определены угрозы, вызовы и риски в условиях глобализации, а также предложены пути решения вопросов устранения финансово-экономических угроз и их носителей.

Принятие управленческих решений в условиях кризиса

В статье рассмотрены особенности принятия управленческих решений в условиях кризиса. Отдельное внимание уделено подходам, методам, условиям и особенностям принятия управленческих решений в условиях кризиса. Кроме того, в ходе исследования определены ...

Логистика в России: проблемы, возможности, решения

В данной статье проанализированы основные проблемы и особенности отечественной логистики. Приведены возможные решения данных проблем, обозначены принципиальные сложности, мешающие развитию отечественной логистики, даны точные определения, обозначены ...

Управление малым бизнесом в условиях кризиса

В работе представлены основные проблемы, которые возникают на предприятии во время кризисных ситуаций, анализируются пути решения проблем и методы, с помощью которых достигается это. Также указаны этапы антикризисного управления предприятием и задачи...

Особенности оценки вероятности банкротства: российские и зарубежные модели

В статье автор исследует российские и зарубежные модели оценки вероятности банкротства, их особенности, сходство и различия.

Проблемы малого и среднего бизнеса в постпандемийный период 2020–2021 гг. и пути их решения с использованием инновационного менеджмента

В статье автор пытается указать сложности и проблемы в производственно-хозяйственной деятельности предприятий малого и среднего бизнеса после карантинных ограничений и пандемии 2020–2021 гг., и выявить преимущества инновационного менеджмента в управл...

Задать вопрос