Год 2020 внес весомые коррективы в различные сферы жизни современного общества. По мнению многих исследователей именно «пандемийный» год явился объективным водоразделом процесса — мир «до» и мир «после», обозначил новые тренды развития и адаптации человеческого сообщества в изменившихся условиях жизнедеятельности. Общие процессы трансформации жизни затронули и образовательную сферу, в том числе, образовательные организации военно-морской направленности, призванные обеспечивать подготовку будущих офицерских кадров для российского флота.
В современных условиях именно интеллект, креативность и способность к плодотворной практической деятельности превращаются в ведущий фактор развития, следовательно, образовательные организации военно-морской направленности должны быть нацелены на подготовку кадров, обладающих установкой на рациональное использование времени и проектирование будущего, критически думающих, способных творчески подходить к решению поставленных задач, нацеленных на сотрудничество в условиях глобального мира.
Однако необходимо учитывать, что в образовательном процессе нет места для безрассудных экспериментов, а для успешной трансформации образовательного процесса, особенно в организациях военно-морской направленности, решающих, в том числе, специфические задачи по подготовке будущих офицерских кадров, преподавательскому составу важно знать современные образовательные тренды, понимать их суть, трезво оценивать шансы на реализацию в практической деятельности и грамотно выстраивать свою педагогическую траекторию.
Среди ведущих векторов развития современного открытого образовательного пространства большинство исследователей называют: персонализация образования, цифровизация, геймификация, массовые открытые онлайн-курсы (МООК), непрерывное обучение, адаптивный и интегральный подходы, технологии VR и AR (расширенная и дополненная реальность), активная проектная работа, Аgile и Scrum-технологии [3].
Справедливости ради заметим, что и проверенная временем классическая (традиционная) образовательная модель не раз доказывала свою жизнеспособность и эффективность, несмотря на инновационные разработки, а значительное число инноваций так и оставались нововведением «на бумаге и в теории» без реального и эффективного применения в учебной практике.
В таких условиях, на наш взгляд, целесообразно в образовательном процессе использовать смешанную модель обучения, которая оптимально сочетает в себе инновации и традиционализм. Стоит заметить, что для реализации смешанного обучения и его компонентов образовательные организации военно-морской направленности имеют необходимые ресурсы, в том числе классы-аудитории, IT-специалистов, доступ в Интернет и к цифровым образовательным платформам («ЯКласс», другие), компьютеры и планшеты, интерактивные доски, сервисы беспроводного взаимодействия (Zoom, Skype, другие). Конечно, материально-технический потенциал необходимо наращивать и совершенствовать, но это реализуемо.
Cмешанное обучения — это сочетание традиционных форм классно-урочного (аудиторного) обучения с элементами электронного обучения, в котором целесообразно используются информационные технологии, такие как компьютерная графика, видео и аудио, онлайн-курсы и уроки, интерактивные элементы. При смешанной модели последовательно во времени чередуются этапы классического и цифрового обучения.
Преимуществами смешанного обучения являются формируемые в классно — урочном режиме прямое межличностное взаимодействие и спонтанность, что обеспечивает более быстрое усвоение новых знаний, и формируемые при цифровом обучении в информационно-образовательной среде гибкость, адаптивность, индивидуализация, интерактивность и глубина рефлексии [1].
Гибкость предполагает, что время и место обучения для обучающихся не ограничены физическим пространством образовательной организации и строгими рамками урока, а темп и ритм работы каждого обучающегося, по сути, жестко не привязаны к темпу и ритму всех обучающихся в классе. Таким образом, смешанная модель обеспечивает максимальную вовлеченность в процесс обучения.
Адаптивность как один и трендов образования реализуется в возможности организовывать учебный процесс для обучающихся с разными запросами и мотивацией.
Персонализация (индивидуализация) осуществляется через выстраивание образовательной траектории в соответствии с индивидуальными образовательными потребностями и возможностями обучающихся, где методические подходы и педагогические технологии, которые преподаватель использует в очной форме на уроке, дополняются интерактивными учебными средствами и адаптивным программным обеспечением.
Интерактивность достигается использованием вариативных форм и способов взаимодействия как самих участников образовательного процесса друг с другом, так и с образовательным контентом. Таким образом активность преподавателя уступает место активности обучающихся, а задачей преподавателя становится создание условий для развития их инициативы. Педагог отказывается от роли своеобразного фильтра, пропускающего через себя предметную информацию, и выполняет функцию наставника в учебной работе, одного из источников информации. Интерактивность является важной характеристикой дистанционного обучения и реализуется в нем на двух уровнях: на уровне взаимодействия обучающегося и преподавателя и обучающихся между собой, на уровне взаимодействия обучающихся с используемыми ими цифровыми средствами обучения [4].
Смешанная модель обучения предполагает органичное сочетание компонентов:
- Традиционное классно — урочное обучение с прямым личным взаимодействием участников образовательного процесса (преподаватель — обучающиеся — обучающиеся друг с другом — преподаватель);
- Интерактивное взаимодействие, которое опосредовано компьютерными информационными технологиями и цифровыми онлайн и офлайн ресурсами;
- Самообразование.
Объем и пропорции компонентов зависят от объективных и специфических характеристик конкретной образовательной организации и могут варьироваться в зависимости от целей и задач организации.
Модели смешанного обучения классифицируются в группы и подгруппы. Группа моделей «Ротация» состоит из моделей «Автономные группы», «Перевернутый класс» и «Смена рабочих зон», а группа моделей «Личный выбор» включает в себя модели «Новый профиль», «Межшкольная группа» и «Индивидуальный учебный план» [4].
В образовательных организациях военно-морской направленности, с учетом их специфики» преподаватель может комбинировать модели, однако наиболее целесообразными для реализации, на наш взгляд являются модели «Перевернутый класс», «Новый профиль» и «Межшкольная группа».
«Перевернутый класс» — это модель, где традиционная подача учебного материала и организация домашних заданий меняются местами. Cуть в том, что часть учебного материала, который обычно изучается в классе, изучается обучающимися самостоятельно посредством традиционного учебника, видеолекций, подготовленных преподавателем и с помощью сетевых цифровых ресурсов в режиме онлайн или офлайн. В основе модели лежит идея организации дистанционной помощи в самостоятельной работе по освоению программного учебного материала. Реализация этой модели стала реальностью с приходом в учебные заведения Интернета, доступности современных гаджетов, позволяющих обращаться к образовательным ресурсам и преподавателю в удобном месте и в подходящее время. Обучение в рамках модели «Перевернутый класс» осуществляется по примерному алгоритму:
— преподаватель подбирает для обучающихся материал из классического учебника, готовит несколько видеолекций в неделю или подбирает материал из сетевых ресурсов в режиме онлайн или офлайн;
— обучающиеся работают с материалов самостоятельно дома или в стенах образовательной организации;
— традиционное урочное время используется для ликвидации пробелов в понимании материала, его закрепления и практической отработки.
Обучающиеся также в процессе обучения могут делиться на мини — группы по уровню мотивации, уровню знаний и подготовленности.
Конечно, реализация модели, особенно на первых порах, потребует от преподавателя дополнительной подготовки и увеличения нагрузки. Однако эти затраты в дальнейшей работе будут компенсированы экономией времени, активизацией обучающихся при изучении материала, стимулированием их дальнейшего самостоятельного творчества и направленностью на практическое применение полученных знаний.
Для организации модели «Перевернутый класс» преподавателю следует учитывать ряд существенных моментов:
1) каждый цифровой образовательный ресурс или конкретное видео, материал традиционного учебника следует сопровождать четкими учебными целями и детальной инструкцией;
2) сопровождать каждый цифровой образовательный ресурс или конкретное видео, а также материал традиционного учебника обязательным и конкретным заданием (или группой заданий);
3) в обязательном порядке привлекать обучающихся к написанию конспектов или заметок в рабочей тетради при использовании цифровых ресурсов сети Интернет, материалам традиционного учебника, личным видеолекциями преподавателя;
4) проводить обязательный мониторинг уровня знаний обучающихся в различных формах, ликвидировать пробелы в знаниях и понимании материала, своевременно корректировать учебный процесс.
В дополнение к модели «Перевернутый класс» целесообразно использовать модели «Межшкольная группа» и «Новый профиль». Первая модель предполагает объединение обучающихся образовательной организации военно-морской направленности с другими профильными организациями или школьными учреждениями, вне зависимости от их расположения. Группы могут образовываться с учетом разных параметров и могут быть не связаны с изучением какой — либо конкретной учебной дисциплины, к примеру, группа может объединять обучающихся в работе по разным направлениям деятельности с использованием электронных ресурсов.
Такое дистанционное взаимодействие способствует развитию как информационных компетенций, так и компетенций коммуникативных и регулятивных. Вторая модель формируется среди обучающихся внутри одной параллели образовательной организации с фиксированным набором именно профильных курсов для изучения в онлайн или офлайн форматах под руководством преподавателя.
В заключение хочется отметить, что модель смешанного обучения и ее отдельные компоненты является вполне реализуемой в организациях военно-морской направленности в условиях современной открытой образовательной среды. Смешанное обучение является не просто отдельным и не связанным между собой набором дополнительного образования, использования на уроке автоматизированных тестов и цифровых образовательных ресурсов, онлайн и офлайн форматов обучения, рассылка домашнего задания обучающимся в сетевом пространстве. Смешанное обучение является основным системным и последовательным образованием в сочетании различных форм, способов и уровнях взаимодействия преподавателя, обучающихся, онлайн и офлайн среды, целесообразная и взвешенная оптимизация образовательного процесса, индивидуализация (персонификация) обучения. Стоит заметить, что в результате применения смешанного обучения в целом, или его компонентов, сами преподаватели приобретают компетенции, направленные на реализацию ФГОС нового поколения, используют новые виды контроля и коммуникации в образовательном процессе [6]. Стоит отметить, что преподаватели также преодолевают «цифровой разрыв» между ними и обучающимися, приобретают возможность работать с высокомотивированным обучающимся контингентом, что в целом, соответствует духу времени и стратегии развития образовательных организаций военно-морской направленности в современной открытой образовательной среде.
Литература:
- Аверкова М. А. Смешанное обучение: возможности и риски. — Пенза.: «Центр комплексного обслуживания и методологического обеспечения учреждений образования», 2020. — C. 44
- Наумова М. В. Метапредметные компетенции как условие развития мыслительной деятельности у учащихся на уроках математики в средней школе. // Международный журнал экспериментального образования. — 2014. — № 7 — С. 129 -133
- Тренды современного образования. — Алматы.: BilimMediaGroup, 2017. — C. 326
- Фабриков М. C. Инновационная педагогика. — Владимир.: ВлГУ, 2020. — С. 256
- Фабриков М. C. Современные образовательные технологии. — Владимир.: ВлГУ, 2021. — С. 224
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. — М.: Просвещение, 2011. — С. 48
- Хуторской А. В. Работа с метапредметным компонентом нового образовательного стандарта. Практический аспект // Народное образование. — 2013. — № 4. — С. 157–164