Статья посвящена проблемам развития навыков написания аргументированного письма. В ней актуализируется роль исследовательской практики учителя в формировании умения учащихся работать с опорными ресурсами, в том числе художественными и нехудожественными текстами. Особое внимание уделено подготовке учащихся к внешнему оцениванию навыков чтения и письма: умения организовывать аргументы и факты, в том числе на основе информации стимульных текстов, выражать и обосновывать свою позицию. В работе представлены эффективные приемы и стратегии, позволяющие учащимся опираться на идеи, мнения, информацию из различных источников для убедительного раскрытия темы эссе.
Ключевые слова: письмо, аргументированное эссе, навыки отбора информации, опорные ресурсы, художественные и нехудожественные тексты.
Формирование и приобретение коммуникативных навыков в письменной речи считается особенно актуальным и имеющим решающее значение для развития личности. Согласно Е. И. Пассову, письмо представляет собой технологию, письменную речь как творческую деятельность, изложение мыслей в письменном виде. В этой связи крайне необходимо заострить внимание на обучении аргументированной письменной речи, которая является неотъемлемой частью коммуникативной компетенции, подразумевающей наличие различных навыков и умений [6, с. 26].
На сегодняшний день в школе постоянно увеличивается внимание к написанию различных видов письменных работ: формальных писем, рассказов, докладов, статей, эссе, личных писем, книжных рецензий и др. Самым популярным видом письменного дискурса можно считать эссе. И не только при изучении языков, но и на уроках общественно-гуманитарных дисциплин и даже предметов естественно-математического цикла учащиеся пишут эссе. Именно этот тип сочинения входит во внешнее оценивание учащихся 10 и 12 классов Назарбаев Интеллектуальных школ, при сдаче ЕНТ выпускниками общеобразовательных школ эссе включается в международные экзамены.
На уроках нами используются разные источники, видео, аудиоресурсы, художественные и нехудожественные тексты через критерии: аудирование, чтение, говорение, письмо. Эти источники направлены на развитие навыков анализа, интерпретации, расширению и углублению знаний учащихся, они служат опорой при написании письменных работ.
Анализ работ учащихся нашей школы показывает, что при написании эссе они в основном соблюдают его структуру, хорошо размышляют на заданную тему, выражают мнение, но зачастую не раскрывают тему глубоко, неубедительно обосновывают свою точку зрения, слабо опираются на ресурсы, используют информацию ограниченно, упускают мнения и идеи, которые можно развивать для эффективного раскрытия темы. Исходя из чего нами было проведено исследование, ключевой вопрос которого : как использовать информацию опорных ресурсов для раскрытия темы при написании аргументированного эссе?
Цель проведенного исследования: развитие навыков использования информации, идей, мнений опорных ресурсов для раскрытия темы при написании аргументированного эссе.
Перед собой мы поставили задачи исследования:
– провести анализ научно-методической литературы, связанной с темой исследования;
– проанализировать и выявить оптимальные методы преодоления сложностей, возникающих у учащихся при работе с опорными ресурсами в процессе написания эссе;
– определить и использовать методы, способствующие работе учащихся с опорными ресурсами для раскрытия темы при написании эссе.
Ожидаемый результат:учащиеся эффективно используют информацию, развивают идеи, информацию опорных ресурсов, с помощью которых убедительно раскрывают тему при написании аргументированного эссе. Исследование было проведено по следующим этапам:
Рис. 1. Этапы проведения исследования
Мы полагали, что проведенное исследование будет способствовать эффективной подготовке десятиклассников к внешнему оцениванию в рамках тестовой спецификации, разработанной в соответствии с международными стандартами международного бакалавриата. В рамках экзамена оцениваются навыки чтения и письма: умение последовательно организовывать аргументы и идеи, в том числе на основе информации стимульных текстов, выражать мнение по социальным и культурным вопросам современного общества, при этом эффективно управлять языком [7].
На основе анализа эффективных приемов в ходе уроков нами был проанализирован и применен метод PEEL, используемый в письменной форме, чтобы помочь структурировать параграфы таким образом, чтобы представить один четкий и сфокусированный аргумент, который связан с темой эссе или тезисом. Мы отметили, что данная стратегия помогает ученикам систематизировать написание эссе, сделать его аргументированным. Хорошей практикой стало посвящать каждый параграф одному аспекту аргумента, и структура PEEL упрощает это [1, с 12]. Если пояснить процесс работы, то он состоит из этапов:
Point — Утверждение. В первом предложении должна быть изложена точка зрения ученика. Он представляет тему, которую собирается обсудить, и сообщает читателю, о чем будет абзац. Это иногда называют тематическим предложением.
Examples Доказательства/примеры: учащийся (группа, пара) подтверждает свою точку зрения доказательствами и примерами из опорных ресурсов. В следующих одном или двух предложениях приводит доказательства, расширяющие и подтверждающие его точку зрения. Доказательства могут включать факты, статистику, результаты исследований, цитаты из авторитетных источников или художественного и нехудожественного текстов, видео, аудио, личного опыта.
Explanation Объяснять. учащийся демонстрирует свое понимание, более подробно объясняя, как и почему его доказательства подтверждают точку зрения. Объяснение должно интерпретировать доказательства для читателя.
Link Отсылка на вопрос: последнее предложение должно подкрепить его первоначальную мысль или связать письмо со следующим абзацем. Предложение-ссылка может обеспечить переход к следующей теме или абзацу.
Еще один метод, использованный нами в ходе исследования — OPCVL. Происхождение, цель, содержание, ценность, ограничение (OPCVL) — это метод анализа исторических документов. Он широко используется в учебной программе Международного бакалавриата и материалах для тестирования и невероятно полезен еще и при обучении критическому наблюдению и аналитическому мышлению над опорными источниками.
Origin Происхождение: чтобы проанализировать источник, учащиеся устанавливают происхождении документа, тем легче его установить, цель, ценность и ограничения. Здесь определяет, является ли это первичным или вторичным источником.
Цель Purpose: это момент, когда начинается оценка произведения, анализ цели его создания, попытка мыслить, как автор текста, документа и понимать для чего был написан источник. Content Содержание: этот компонент требует краткого изложения источника, чтобы продемонстрировать способность ученика понимания.
Limitation Ограничение: задача указать ценность или слабость источника, мысли, идеи, пояснить почему, обосновать, выразить свою позицию.
Эффективным средством обучения, позволяющим учащимся наиболее максимально изучить опорные материалы является «Жигсо», выражить, создавать, оформлять свои мысли как в группах сменного состава при работе с ресурсами, так и индивидуально при написании эссе.
Выводы
– В ходе исследования учащимся удалось продемонстрировать навыки использования информации, идей, мнений опорных ресурсов для раскрытия темы при написании аргументированного эссе.
– Учащиеся последовательно справлялись с трудностями, с которыми они сталкивались при выражении своих мыслей и обосновании их убедительными аргументами на основе опорных ресурсовпри написании эссе.
– Использованные методы развили у обучаемых способность к логическому мышлению, умение последовательно организовывать аргументы и идеи, выражать мнение по социальным и культурным вопросам современного общества, убедительно раскрывая тему эссе, при этом эффективно управлять языком.
Литература:
- AlbertaTeacherAssociation. ActionresearchGuide — Руководство по исследованию в действии. 2000 г. http://www.teachers.ab.ca/SiteCollectionDocuments/ATA/Publications/ProfessionalDevelopment/ActionResearch.pdf
- Altrichter, H., Posch, P., & Somekh, B. Teachers Investigate Their Work (2nd ed.) [Учителяисследуютсвоюработу]. London: Routledge. 2007 г.
- Carr, W., & Kemmis, S. Becoming Critical. Education, knowledge and actionresearch [Стать критичным. Обучение, знание и исследование в действии]. Lewes:Falmer.1986 г.
- Егурнова, А. А. Аргументативное эссе в практике преподавателей (на примере доклада) / А. А. Егурнова // Актуальные задачи лингвистики, лингводидактики и межкультурной коммуникации: труды и материалы 3-й Международной научно-практической конференции. — Ульяновск: УлГТУ, 2008. — С. 155–159.
- Дресвянина, С. Д. Виды универсальных учебных действий обучающихся в работе с эссе как жанром речи. Астрахань, 2016. — С.80–85.
- Пассов Е. И. Основы коммуникативной методики / Е. И. ПассовМ.: Просвещение 2004–26 с.
- Эссе как форма итоговой аттестации. Нуракаева Л., Савина О., сайт www.bilimdinews.kz.