Действия, угрожающие безопасной эксплуатации транспортных средств, предусмотренные статьей 267.1 УК РФ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №22 (417) июнь 2022 г.

Дата публикации: 05.06.2022

Статья просмотрена: 839 раз

Библиографическое описание:

Николова, В. И. Действия, угрожающие безопасной эксплуатации транспортных средств, предусмотренные статьей 267.1 УК РФ / В. И. Николова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 22 (417). — С. 356-358. — URL: https://moluch.ru/archive/417/92648/ (дата обращения: 15.11.2024).



В главу 27 УК РФ Федеральным законом от 03.04.2017 № 60-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» введена статья 267.1, которая предусматривает уголовную ответственность за совершение из хулиганских побуждений действий, угрожающих безопасной эксплуатации транспортных средств. Вместе с тем, легального определения того, что понимается под действиями, угрожающими безопасной эксплуатации транспортных средств, законодателем не дано, что что вызывает в правоприменительной практике ряд проблем.

Ключевые слова: транспортное средство, безопасная эксплуатация, угроза, гарантия безопасности граждан, УК РФ.

Глава 27Уголовного кодекса Российской Федерации [1] (далее — УК РФ) содержит в себе различные нормы, предусматривающие уголовную ответственность за совершение преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта. Одной из таких норм, введенной в главу 27 УК РФ Федеральным законом от 03.04.2017 № 60-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» [2] (далее — Федеральный закон № 60-ФЗ) является статья 267.1 УК РФ, диспозиция которой изложена в следующе редакции: «Совершение из хулиганских побуждений действий, угрожающих безопасной эксплуатации транспортных средств».

Согласно пояснительной записке к проекту Федерального закона № 60-ФЗ, данная норма введена в УК РФ с целью повышения гарантий безопасности граждан, находящихся в транспортных средствах, в связи с участившимися случаями совершения хулиганских действий на транспортных средствах.

Вместе с тем, ни сам законодатель в УК РФ, ни одно из Постановлений Пленума Верховного суда Российской Федерациине дают никаких разъяснений относительного того, что в статье 267.1 УК РФ понимается под действиями, угрожающими безопасной эксплуатации транспортных средств. Кроме того, отсутствуют какие-либо отсылочные нормы на другие законодательные акты, которые бы раскрывали значение рассматриваемого понятия.

Судебная практика по данному вопросу достаточно разнообразна. К примеру, одними судами под действиями, угрожающими безопасной эксплуатации транспортных средств, понимается размещение на путях, предназначенных для перемещения транспортных средств, предметов, обладающих поражающими свойствами [3], другими — приведение транспортного средства в состояние негодности [4], третьими — создание препятствий для движения транспортного средства [5].

В научной литературе относительно того, что необходимо понимать под действиями, угрожающими безопасной эксплуатации транспортных средств, имеется точка зрения о том, что это действия, совершаемые непосредственно в транспортном средстве и направленные на создание угрозы его эксплуатации и безопасности лиц, находящихся в транспортном средстве [6, с. 164].

На основании анализа положений Федерального закона от 28.12.2010 № 390-ФЗ «О безопасности» [7] под безопасностью следует понимать состояние защищенности имущественных и неимущественных прав личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.

Пунктом 10 статьи 1 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» [8] определено, что транспортная безопасность — состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства.

Таким образом, действиями, угрожающими безопасной эксплуатации транспортных средств, считаются действия, которые могут повлечь смерть или причинение вреда здоровью лицам, находящимся в транспортном средстве, а также причинения ущерба собственникам перевозимых грузов и непосредственно самому транспортному средству.

Соответственно, с высказанным в научной литературе мнением о том, что действия, угрожающие безопасной эксплуатации транспортных средств, всегда должны совершаться непосредственно на транспортном средстве, поскольку представляется, что действия, обладающие свойством угрозы безопасной эксплуатации транспортных средств, могут быть совершены виновным лицом и за пределами транспортного средства.

Так, для создания угрозы безопасной эксплуатации транспортных средств виновным лицом вне транспортного средства могут совершаться следующие действия:

  1. Использование лазерного оружия для ослепления лица, управляющего транспортным средством;
  2. Обстрел транспортного средстваиз различного вида оружия;
  3. Забрасывание транспортного средства различными предметами (камнями);
  4. Создание ситуации, при которой возникает опасность дорожно-транспортного происшествия [9, с. 72].

В частности, указанные действия могут совершаться и при нахождении виновного лица в транспортном средстве.

Также, к действиям, угрожающим безопасной эксплуатации транспортных средств, совершенным в транспортном средстве можно отнести:

  1. Отвлечение лица от управление транспортным средством;
  2. Пронос в транспортное средство легковоспламеняющихся и взрывчатых веществ;
  3. Оставление в транспортном средстве легковоспламеняющихся и взрывчатых веществ;
  4. Порча транспортного средства во время его движения.

В заключение необходимо подчеркнуть следующее:

  1. Под действиями, угрожающими безопасной эксплуатации транспортных средств, следует понимать действия, которые могут повлечь смерть или причинение вреда здоровью лицам, находящимся в транспортном средстве, а также причинения ущерба собственникам перевозимых грузов и непосредственно самому транспортному средству;
  2. Для наличия признаков состава преступления, предусмотренного статьей 267.1 УК РФ, не требуется, чтобы действия, угрожающие безопасной эксплуатации транспортных средств, были совершены виновным лицом именно внутри транспортного средства, главное, чтобы они обладали свойством угрозы безопасной эксплуатации транспортных средств [10, с. 218].

Литература:

  1. Уголовный кодекс Российской Федерации: фед. закон от 13.06.1996 № 63-ФЗ // СПС КонсультантПлюс.
  2. О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации: фед. закон от 03.04.2017 № 60-ФЗ // СПС КонсультантПлюс.
  3. Приговор Черняховского городского суда Калининградской области по делу № 1–200/2019 от 12.12.2019 [Электронный ресурс] // Судебные и нормативные акты РФ: сайт. URL: http://sudact.ru (дата обращения: 23.05.2022).
  4. Приговор Советско-Гаванского городского суда Хабаровского края по делу № 1–99/2018 от 09.06.2018 [Электронный ресурс] // Судебные и нормативные акты РФ: сайт. URL: http://sudact.ru (дата обращения: 23.05.2022).
  5. Приговор Нелидовского городского суда Тверской области по делу № 1–145/2018 от 07.12.2018 [Электронный ресурс] // Судебные и нормативные акты РФ: сайт. URL: http://sudact.ru (дата обращения: 23.05.2022).
  6. Голик Ю. В. Ответственность за хулиганство: изменение законодательства // Lexrussica. — 2017. — № 8 (129). — С. 162–166.
  7. О безопасности: фед. закон от 28.12.2010№ 390-ФЗ // СПС КонсультантПлюс.
  8. О транспортной безопасности: фед. закон от 09.02.2007 № 16-ФЗ // СПС КонсультантПлюс.
  9. Шатилович С. Н. Отдельные вопросы уголовно-правовой оценки конструктивных признаков состава преступления, предусмотренного статьей 267.1 Уголовного кодекса Российской Федерации // Юридическая наука и правоохранительная практика. — 2019. — № 1 (47). — С. 69–73.
  10. Чучаев А. И., Пожарский А. Ю. Транспортные преступления: понятия, виды, характеристика: монография. — М.: Проспект, 2018–256 с.
Основные термины (генерируются автоматически): транспортное средство, безопасная эксплуатация, УК РФ, Российская Федерация, средство, действие, виновное лицо, Уголовный кодекс, научная литература, Уголовно-процессуальный кодекс.


Ключевые слова

угроза, безопасная эксплуатация, транспортное средство, УК РФ, гарантия безопасности граждан

Похожие статьи

Уголовно-правовые и криминологические аспекты необходимой обороны при посягательствах на членов семьи

В статье автор исследует составы транспортных преступлений об уголовной ответственности за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. Магистрант обращает внимание, что статья 264 Уголовного кодекса Российской Федерации и...

Современные проблемы субъективной стороны нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств

В статье рассматриваются проблемы квалификации преступлений в форме нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. Рассмотрены пробелы действующего законодательстве в части установления признаков субъективной стороны преступ...

Современное состояние уголовной ответственности за государственную измену

Основной закон Российской Федерации в ч. 3 ст. 4 [1] закрепляет конституционные принципы территориальной целостности и неприкосновенности российского государства. Обеспечение обороны страны и безопасности государства, в том числе в контексте достижен...

Проблемы применения статей, предусматривающих ответственность за преступления, посягающие на социально-экономические права и свободы

В статье рассматриваются проблемные аспекты статей, предусматривающих ответственность за преступления, посягающих на социально-экономические права и свободы, такие как проблема разграничения преступных нарушений правил охраны труда (ст.143 УК РФ), пр...

Отграничение хулиганства, совершенного на транспорте общего пользования (п. «в» ч. 1 ст. 213 УК РФ), от действий, угрожающих безопасной эксплуатации транспортных средств (ст. 267.1 УК РФ)

Автор, используя сравнительно правовой метод и метод системного подхода, исследует проблемные аспекты разграничения хулиганства, совершенного на транспорте общего пользования (п. «в» ч. 1 ст. 213 УК РФ), от действий, угрожающих безопасной эксплуатаци...

Обеспечение мер безопасности в отношении подозреваемого (обвиняемого) и других участников уголовного судопроизводства

Данная статья содержит анализ уголовно-процессуальных норм, в которых предусмотрен порядок применения к подозреваемому, обвиняемому и иным вовлеченным в уголовное судопроизводство лицам, мер безопасности, прописанных в Федеральном законе от 20.08.200...

Проблема ответственности преступного нарушения правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта и метрополитена

В статье рассматриваются проблемы ответственности за нарушения правил безопасности движения. Определяется проблема и возможное решение проблемы соотношения тяжести ответственности за совершение преступления по ст. 263 УК РФ, повлекшее неосторожное пр...

Некоторые вопросы совершенствования объективных признаков преступления, предусмотренного ст. 264 Уголовного кодекса Российской Федерации

В статье предпринята попытка исследовать объективные признаки состава преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ, а также раскрывается содержание понятия «дорожно-транспортное происшествие» и перечислены основные причины ДТП.

Уголовно-правовая характеристика разбоя

Преступления против собственности являются одними из самых распространенных. Разбой — это преступление, которое является одним из наиболее опасных видов преступлений этой группы, сопряженное c фактором насилия. Поскольку оно посягает не только на соб...

Поправки в Конституцию РФ касательно усиления охраны законных интересов животных

Статья посвящена юридическому анализу новелл в законодательстве РФ, закрепленных в 2020 году в Конституции Российской Федерации. Автор затрагивает вопросы теоретического содержания новых правовых норм в сфере охраны интересов животных, появившихся в ...

Похожие статьи

Уголовно-правовые и криминологические аспекты необходимой обороны при посягательствах на членов семьи

В статье автор исследует составы транспортных преступлений об уголовной ответственности за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. Магистрант обращает внимание, что статья 264 Уголовного кодекса Российской Федерации и...

Современные проблемы субъективной стороны нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств

В статье рассматриваются проблемы квалификации преступлений в форме нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. Рассмотрены пробелы действующего законодательстве в части установления признаков субъективной стороны преступ...

Современное состояние уголовной ответственности за государственную измену

Основной закон Российской Федерации в ч. 3 ст. 4 [1] закрепляет конституционные принципы территориальной целостности и неприкосновенности российского государства. Обеспечение обороны страны и безопасности государства, в том числе в контексте достижен...

Проблемы применения статей, предусматривающих ответственность за преступления, посягающие на социально-экономические права и свободы

В статье рассматриваются проблемные аспекты статей, предусматривающих ответственность за преступления, посягающих на социально-экономические права и свободы, такие как проблема разграничения преступных нарушений правил охраны труда (ст.143 УК РФ), пр...

Отграничение хулиганства, совершенного на транспорте общего пользования (п. «в» ч. 1 ст. 213 УК РФ), от действий, угрожающих безопасной эксплуатации транспортных средств (ст. 267.1 УК РФ)

Автор, используя сравнительно правовой метод и метод системного подхода, исследует проблемные аспекты разграничения хулиганства, совершенного на транспорте общего пользования (п. «в» ч. 1 ст. 213 УК РФ), от действий, угрожающих безопасной эксплуатаци...

Обеспечение мер безопасности в отношении подозреваемого (обвиняемого) и других участников уголовного судопроизводства

Данная статья содержит анализ уголовно-процессуальных норм, в которых предусмотрен порядок применения к подозреваемому, обвиняемому и иным вовлеченным в уголовное судопроизводство лицам, мер безопасности, прописанных в Федеральном законе от 20.08.200...

Проблема ответственности преступного нарушения правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта и метрополитена

В статье рассматриваются проблемы ответственности за нарушения правил безопасности движения. Определяется проблема и возможное решение проблемы соотношения тяжести ответственности за совершение преступления по ст. 263 УК РФ, повлекшее неосторожное пр...

Некоторые вопросы совершенствования объективных признаков преступления, предусмотренного ст. 264 Уголовного кодекса Российской Федерации

В статье предпринята попытка исследовать объективные признаки состава преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ, а также раскрывается содержание понятия «дорожно-транспортное происшествие» и перечислены основные причины ДТП.

Уголовно-правовая характеристика разбоя

Преступления против собственности являются одними из самых распространенных. Разбой — это преступление, которое является одним из наиболее опасных видов преступлений этой группы, сопряженное c фактором насилия. Поскольку оно посягает не только на соб...

Поправки в Конституцию РФ касательно усиления охраны законных интересов животных

Статья посвящена юридическому анализу новелл в законодательстве РФ, закрепленных в 2020 году в Конституции Российской Федерации. Автор затрагивает вопросы теоретического содержания новых правовых норм в сфере охраны интересов животных, появившихся в ...

Задать вопрос