Проблема духовно-нравственного воспитания традиционно считается одной из центральных в развитии общества. Студенты — наше будущее, именно они являются продолжателями и носителями нравственности, духовности, этики, семейных ценностей, национальных традиций. Поэтому так важно в юном возрасте заложить у них понятия добра, любви, патриотизма, милосердия — те непреходящие общечеловеческие ценности, на которых воспитывались многие поколения российского общества. Необходимо найти у студентов положительные качества, стараться развивать их. Важно найти индивидуальный подход к каждому обучающемуся. Сделать это нужно своевременно, пока их души чисты, простодушны, не обременены пороками, ведь добрые семена легче прорастают в благодатной почве.
Многие современные методисты, психологи и педагоги указывают на то, что именно в старшем школьном возрасте происходит период интенсивного нравственного формирования личности, сознания, принципов, убеждений и идеалов (А. В. Крутецкий, М. Б. Бабинский, Г. И. Беленький, Т. Г. Браже, Ю. И. Лыссый, В. Г. Маранцман и др.). Следовательно, главная черта духовного развития в подростковом возрасте — это нравственное формирование личности. Учебная информация, во многом насыщая ум студентов, в меньшей степени затрагивает мир эмоций и чувств. В этом одно из несовершенств современного образования. Вот почему особое место среди всех учебных дисциплин занимает литература. Её уроки жизненно важны, т. к. именно здесь трудится душа, происходит открытие нравственных истин, добываются знания о мире, о жизни в нем, о себе.
Именно уроки литературы являются тем системоопределяющим компонентом образования, который лежит в основе социального и нравственного воспитания студентов, формировании их личностных ориентиров, гражданской позиции. Литература должна нести добро, культивировать его, способствовать приобретению учащимися положительного нравственного опыта, пробуждать желание различать и пытаться победить в себе плохое, научить раскаиваться, просить прощения, слушаться родителей, любить окружающий мир, своих близких. Ведь первым шагом по лестнице духовного восхождения является признание собственного недостатка, попытка преодолеть себя.
В образовательном процессе у студентов формируются этические представления о жизни, осознанное восприятия мира, определяются критерии добра и зла, любви и ненависти, правды и лжи, порядочности и подлости, возможности человека и его место в мире. Литература закладывает основные принципы гуманизма. «Урок литературы — это обретение детьми системы знаний, методов анализа и этических норм и правил как ориентиров в жизни», — утверждает современный философ и педагог В. А. Разумный.
Преподаватель должен организовать такую педагогическую деятельность, чтобы она образовывала, развивала, воспитывала студентов. Они должны уметь анализировать текст, рассуждать над проблемами, поднятыми автором в произведении, сопереживать героям, оценивать их поступки, соотносить их жизнь со своей жизнью, делать правильные выводы.
В преподавании литературы практикуются активные формы работы с классом: урок-беседа, урок-конференция, урок-лекция, урок-семинар, урок-извлечение (например, урок-семинар по творчеству В.Быкова, урок-лекцию по творчеству Б.Васильева, урок-извлечение по творчеству Ф.Достоевского и др.).
Наблюдение над текстом, его внимательное прочтение, необходимо для того, чтобы студенты поняли главное: с какой целью автор создал свое произведение. А, следовательно, прийти к выводу о том, в чем помогает герой разобраться читателю, чему учит произведение. Студенты пытаются проникать в эмоциональный мир героев, выявлять авторское отношение к ним, вырабатывать собственные оценки персонажей. Все это способствует развитию читательских навыков, глубокому постижению произведения, повышению уровня нравственной воспитанности личности, формированию нравственных идеалов. Студенты учатся у героев полюбившихся произведений разным чувствам: радости и огорчению, восторгу и печали. Литература приобщает к жизни в широком понимании слова, формирует опыт, развивает чувства. К тому же, книга обогащает человека духовно, воспитывает его эстетический вкус.
В своей деятельности мы стремимся к тому, чтобы студенты развивали свое воображение, раскрывали свои мысли, чувства, творческие способности. Для этого расширяю педагогическое пространство урока, определяя его ядром нравственный вопрос — проблему, злободневную, личностно значимую для каждого подростка, тревожащую его отрочество (на примере романа И. С. Тургенева «Отцы и дети»). Разрешить проблему, содержащуюся в вопросе, можно только путем «текстовых раскопок», анализа художественного произведения. Размышляя над проблемой, студент может всесторонне раскрыться, в том числе и для себя самого. А это и есть нравственное прозрение!
Преподаватель открывает студентам смысл и идею произведения. В работе над романом И. С. Тургенева «Отцы и дети» большое внимание мы уделяем индивидуальному стилю писателя, особенностям жанра романа. Необходимо подвести студентов к пониманию того, что в романах Тургенева всесторонне раскрыта связь человека с эпохой, поколений отцов и детей.
С уверенностью можно сказать, что урок обретает смысл, если объектом изучения является сама жизнь, столь дорогая и интересная для любого человека. Соединяя жизнь, изображенную в книге, с реальной жизнью, мы учим их разбираться в людях, делать нравственные открытия.
Каждый из нас всю свою жизнь делает выбор в пользу хорошего или плохого: уйти или остаться, обидеть или помочь. Важно «на перепутье — не перепутать, среди дорог — не заблудиться». На мой взгляд, тема свободы выбора — одна из актуальных для формирования души человека, поэтому на каждом из уроков мы обсуждаем ситуации, в которых героям произведений приходится делать выбор (например, драма А. Н. Островского «Гроза», роман И. А. Гончарова «Обломов»). В ситуации жизненного выбора проявляется характер человека. Размышляя над страницами прочитанных произведений, студент осознают, какую важную роль в жизни человека играет правильный нравственный выбор.
Обязательная характеристика уроков литературы — их эмоциональная окрашенность, так как через эмоции студент идет к постижению духовно-нравственных истин, приобщается к наивысшим ценностям общечеловеческой культуры. Способность открыто и искренне сопереживать — верный признак доброго сердца, а эмоциональность, чувствительность
Милосердие, любовь и сострадание — важнейшие темы русской литературы. Наиболее ярко они выражены в творчестве Ф. М. Достоевского, а именно в романе «Преступление и наказание», который пронизан гуманистической идеей. Сила любви такова, что она может спасти даже такого нераскаявшегося грешника, как Раскольников. Религия любви и самопожертвования приобретает исключительное и решающее значение в христианстве Достоевского. Мысль о неприкосновенности любой человеческой личности играет главную роль в понимании идейного смысла романа. В образе Раскольникова обучающиеся видят отрицание самоценности человеческой личности и рассуждают о том, что любой человек, в том числе и отвратительная старуха-процентщица, священен и неприкосновенен, и в этом отношении люди равны.
Студенты рассуждают над словами Ф. М. Достоевского: «Красота спасет мир». В ходе беседы они пытаются найти ответы на вопросы: «Что есть красота и почему ее обожествляют люди?" Приходят к выводу, что красота не пустой сосуд, а огонь, который греет теплом доброты, сердечности, милосердия. Если человек откликается на чужую боль, его сердце никогда не очерствеет, и он будет по-настоящему красив, главное в человеке — красота души!
Необходимо учить студентов тепло относиться к людям, чужим бедам, разделять боль любого живого существа, пытаться хоть чем-то облегчить его страдания. Нужно понимать тех, кто рядом с нами, помогая им и поддерживая их, мы исцеляем и наши собственные души благодаря доброте и участию. Надо только вовремя успеть помочь нуждающимся, и ты станешь лучше, чище. Так на уроках литературы у студентов начинает формироваться понятие «духовный мир человека».
Ни у одного преподавателя нет такой уникальной возможности, как у педагога по литературе, открывать студентам мир. А мир — это семья, отчий дом, друзья, люди, которые нас окружают, самое главное — след наших добрых дел на земле, то, для чего мы живем, что останется после нас. В этом открытии мира, определении ценностного отношения к нему, в формировании умений взаимодействовать с ним и заключается основное содержание уроков литературы и жизни. Тема воспитания подрастающего поколения имеет большое значение. Родители беспокоятся, какими людьми будут их дети, смогут ли они стать, с одной стороны, достойными, а другой стороны, — счастливыми. Поэтому «мысль семейная», которая звучит в романе-эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир», не может оставить студентов равнодушными. Так было и на уроке, посвященном воспитанию в семье Ростовых и Болконских. Студенты участвовали в дискуссии по заранее предложенной теме «Принципы воспитания в семье Ростовых и Болконских». На таких уроках диалог невозможен без глубокого знания художественного текста.
Тема подвига народа в Великой Отечественной войне — одна из важных тем, которой уделяется большое внимание. Это лучшие образы в воспитании долга и чести подрастающего поколения, для примера изучаем произведения Б. Васильева «А зори здесь тихие», «В списках не значился». Рассматриваем новое осмысление проблемы человека на войне в произведениях В. Быкова «Сотников», В. Кондратьева «Сашка». С большим вниманием студенты следят за развивающимися действиями и событиями. Красной нитью через такие уроки проходит связь поколений.
Любовь к Родине, любовь к России, любовь к родной земле можно увидеть в таких произведениях, как «Хлебопашец» И. Филоненко, «Самородок» Ю. Сергеева. Динамика нравственных ценностей, предвидение опасности утраты человеческой памяти прослеживаются у В. Распутина «Прощание с Матерой», Ч. Айтматова «Буранный полустанок». Разные судьбы, разные характеры и безмерная любовь к Родине, к малой родине и просто земле «изливается» со страниц этих произведений. Это ли не уроки нравственности?
Любимые страницы изучаемых произведений, наиболее важные или эмоционально сильные эпизоды читаю на уроках сама, читаю так, чтобы самые равнодушные зажглись интересом: «А что там дальше?" Теме «Человек и природа» посвящены уроки по роману Ч.Айтматова «Плаха». Произведение многопроблемное, в котором автор поднимает вопросы честного отношения к труду, наркомании, экологии, религии.
Уроки литературы развивают и творческие способности студентов, самостоятельное мышление.
Литература — синтетический вид искусства, взаимосвязанный с различными дисциплинами. Но важнее всего то, что литература отражает определённые этапы общественной жизни, общественного сознания, общественной мысли. Таким образом, взаимосвязь литературы с рядом предметов гуманитарного профиля (история, обществознание, мировая художественная культура) способствует формированию в сознании студентов единой художественно-эстетической и философско-этической картины мира и становится фундаментом для развития полноценной духовно-нравственной личности. Восстанавливается утраченная связь времён, возвращается русская национальная культура.
Уроки литературы помогают сформировать у студентов систему ценностей, относящихся к лучшим традициям отечественной культуры. Именно они, эти традиции, станут основной духовной высоты личности студентов. Ведь, как известно, люди «не рождаются, а становятся теми, кто они есть».
Какими станут сегодняшние студенты, что принесут они обществу, что возьмут с собой во взрослую жизнь, выйдя за порог учебного заведения? Сумеем ли мы, педагоги, воспитать их душу, научить их быть милосердными, добрыми друг к другу. Ответ на этот вопрос покажет время. Добро, любовь и вера в каждого — вот на чем, прежде всего, должна строиться воспитательная система. Качественное образование, грамотное воспитание человека, формирование свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России.
Литература:
- Айзерман, Л. С. Литературав старшихклассах: Урокии проблемы. Книга для учителя. — М.: Просвещение, 2002. — 239 с.
- Амфилохиева М. В. Традиции и инновации в преподавании литературы. 9–11 классы: Методическое пособие. — СПб: ВАКО, 2003. — 137 с.
- Даутова, О.Б., Крылова О. Н. Современные педагогические технологии в профильном обучении: Учебно-методическое пособие. — СПб.: КАРО, 2006. — 167с.
- Соколова Г. П. Урокирусскогоязыкаи словесности. — М: Дрофа, 2003. — 352 с.