На обложке изображен Паулу
Фрейре (1921–1997), бразильский психолог-педагог, теоретик педагогики,
совершивший настоящий переворот в образовании не только в родной
Бразилии, но и в ряде других стран Латинской Америки.
Паулу Фрейре родился
в бразильском городе Ресифи. Когда Паулу было десять, его родители, чтобы
хоть как-то свести концы с концами, решили переехать в менее дорогой
городок Жабоатан-дус-Гуарарапис. Поэтому Паулу успел закончить всего четыре
класса, на новом месте в школу он не ходил, зато почти всё своё свободное
время проводил с мальчишками, играя во дворе в футбол. Через три года
после переезда умер его отец, и семья оказалась на грани нищеты. Денег
почти не было, Паулу с матерью жили впроголодь. Мальчик понял, что
единственным выходом и шансом вырваться из бедности является образование.
И он начал учиться.
Предметы не давались ему
легко, поскольку он много пропустил, но его рвение учителя оценили.
В 1943 году Фрейре
поступил на юридический факультет университета. Он много времени уделял
изучению философии (в особенности феноменологии) и психологии языка,
и после окончания университета стал учителем португальского языка в средней
школе. Работал он главным образом с неграмотными бразильцами из самой
низшей социальной прослойки. Фрейре сам вышел из бедных людей, поэтому
прекрасно понимал, насколько важно для них иметь хотя бы элементарное
образование. Кроме того, в то время в Бразилии грамотность была
первым условием, которое давало право голоса на выборах.
В 1946 году Паулу Фрейре
возглавил отдел образования и культуры социальной службы штата Пернамбуку,
а в 1961 году был назначен директором департамента культурного развития
Университета Ресифи.
В 1962 году он получил
возможность применить свою теорию на практике: за 45 дней ему удалось обучить
300 неграмотных работников сахарных плантаций читать и писать. После
такого успеха правительство, в частности президент страны Жуан Гуларт, дал
добро, и в Бразилии начали создавать учебные кружки, которые стали
работать по методике Паулу Фрейре. Уже в первый год их количество
перевалило за тысячу.
Но система Фрейре
в Бразилии просуществовала недолго. В 1964 году в стране произошёл
военный переворот. Приверженец левых взглядов Гуларт был сброшен, а следом
за ним были уничтожены и все его инициативы, в том числе методика
Паулу Фрейре.
Паулу и самого на
два месяца заключили в тюрьму, подозревая в симпатии коммунистическим
партиям, ведь Фрейре никогда не скрывал, что поддерживал кубинскую революцию.
После заключения ему намекнули, что в стране он персона нон-грата,
и Фрейре вместе с женой и детьми эмигрировал в Боливию,
затем в Чили. В этой стране он пять лет сотрудничал с местным
правительством, которое придерживалось христиано-социалистических взглядов.
Фрейре при поддержке ООН помогал проводить образовательные программы для
чилийского аграрного сектора.
В своей философии
педагогики он объединил классические подходы Платона, современную марксистскую
критику и теорию борьбы с колониализмом. Подходы к педагогике
Паулу Фрейре часто сравнивают с методикой Януша Корчака. Его самое
известное высказывание: «Дело не в количестве прочитанных страниц,
а в количестве вызванных ими мыслей».
В 1967 году Фрейре
опубликовал свою первую книгу «Образование как практика освобождения», за
которой последовала его самая известная книга «Педагогика угнетённых». После
этого им заинтересовались в Гарварде, куда его пригласили преподавать
в педагогической школе. Позже он перебрался в Швейцарию, где был
специальным советником Всемирного совета церквей в вопросах образования.
В 1980 году Фрейре
вернулся на родину. Он стал членом Партии трудящихся, где отвечал за программу
по ликвидации неграмотности среди взрослых работников до 1986 года. Когда в
1988 году партия выиграла на выборах, Фрейре стал секретарём по вопросам образования
в штате Сан-Паулу.
Паулу Фрейре скончался в
1997 году от сердечной недостаточности.