Данная статья содержит в себе сущность понятия бюджетного потенциала. Проведенное исследование показало структурные статьи доходов и расходов государственного бюджета, а также позволило выявить угрозы экономической безопасности Республики Бурятия. В статье предложены направления минимизации данных угроз.
Ключевые слова: бюджетный потенциал, региональное развитие, экономическая безопасность, бюджет региона.
Актуальность научного исследования на тематику «Оценка и прогнозирование бюджетного потенциала региона» обусловлена тем, что текущее функционирование, рациональное взаимодействие и перспективное развитие экономики региона в значительной степени зависят от состояния и способности региона самостоятельно финансировать свою жизнедеятельность, то есть от его бюджетного потенциала.
Бюджетный потенциал региона характеризуется совокупностью фондов денежных средств, которыми распоряжается регион. Они создаются путем перераспределения совокупного регионального общественного дохода. Такой накопленный капитал является значимым фактором экономического роста региона.
Показатели консолидированных бюджетов имеют особое значение при осуществлении перспективного планирования в целом. Кроме того, величины применяются при расчетах, характеризующих разные типы обеспеченности граждан государства и его территорий.
В таблице 1 представлены показатели, характеризующие бюджетный потенциал республики Бурятия.
Таблица 1
Показатели бюджетного потенциала Республики Бурятия, млн. руб.
Наименование показателя |
2019 |
2020 |
Отклонение 2020–2019 |
|
Сумма, млн. руб. |
Темп прироста, % |
|||
Доходы консолидированного бюджета, млн. руб., всего, из них: |
71 293,30 |
86 077,90 |
14 784,60 |
20,74 |
– Налог на прибыль организаций |
8 013,40 |
6 580,20 |
-1 433,20 |
-17,89 |
– НДФЛ |
15 279,00 |
16 671,60 |
1 392,60 |
9,11 |
– Налоги на имущество |
5037,6 |
5267,8 |
230,20 |
4,57 |
– Безвозмездные поступления |
42 963,30 |
57 558,30 |
14 595,00 |
33,97 |
– Расходы консолидированного бюджета, млн.руб. |
52 409,70 |
62 291,70 |
9 882,00 |
18,86 |
– Общегосударственные вопросы |
3 970,00 |
5 077,10 |
1 107,10 |
27,89 |
– Национальная экономика |
6 901,30 |
8 596,80 |
1 695,50 |
24,57 |
– ЖКХ |
4 466,70 |
2 856,00 |
-1 610,70 |
-36,06 |
– Социально-культурные мероприятия |
37 071,70 |
45 761,80 |
8 690,10 |
23,44 |
Разница между доходами и расходами |
18 883,60 |
23 786,20 |
4 902,60 |
1,88 |
Таким образом, на основе таблицы 1 можно сделать вывод о том, что бюджетный потенциал республики Бурятия характеризуется благоприятным положением, о чем свидетельствует рост доходов консолидированного бюджета и несущественный рост расходов консолидированного бюджета региона. Также следует сказать, что объёмы расходов и доходов прямо пропорциональны друг другу и состояние бюджета характеризуется как профицитное.
Динамика и прогноз доходов консолидированного бюджета Республики Бурятия представлена на рис.1.
Рис. 1. Динамика и прогноз доходов консолидированного бюджета Республики Бурятия
По предварительным данным прогноза в перспективе ожидается рост доходов консолидированного бюджета Бурятии. Так, в 2021 году ожидается значение данного показателя равное 100 000 млн.руб., в 2022 году — 110 000 млн.руб., в 2023 году — 130 000 млн.руб. Коэффициент аппроксимации принимает значение 1, что говорит о высокой степени достоверности данного прогноза.
В общей структуре доходов мы наблюдаем сокращение объёма налогов на прибыль организаций в размере 1433 млн.руб., или 18 %, что может свидетельствовать о возможном нарушении организациями достоверности предоставляемых сведений налоговой отчетности.
Далее изучим динамику и прогноз расходов консолидированного бюджета Республики Бурятия, которые представлены на рис.2.
Рис. 2. Динамика и прогноз расходов консолидированного бюджета Республики Бурятия
По предварительным данным прогноза в перспективе ожидается рост расходов консолидированного бюджета Бурятии. Так, в 2021 году ожидается значение данного показателя равное 72 000 млн.руб., в 2022 году — 80 000 млн.руб., в 2023 году — 90 000 млн.руб. Коэффициент аппроксимации принимает значение 1, что говорит о высокой степени достоверности данного прогноза.
В общей структуре расходов консолидированного бюджета отмечается сокращение расходов на жилищно-коммунальное хозяйство на 1 610 млн.руб., или 36 %, что может свидетельствовать о сокращении расходов на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, расходов на содержание и ремонт объектов благоустройства, реконструкцию жилищного фонда, расходов на ремонт сетей, расходов на содержание жилого фонда и коммунальной инфраструктуры и благоустройство. Полученные данные могут говорить об уменьшении уровня жизни населения в данном регионе.
Таким образом, исходя из полученных данных предыдущего раздела мы можем сделать вывод о наличии следующих угроз:
1) Занижение налоговой базы ряда организаций в республике Бурятия;
2) Угроза уровню жизни населения региона ввиду сокращения расходов на благоустройство в сфере ЖКХ.
Необходимо осуществлять всесторонний анализ системы внутреннего финансового контроля и аудита, обеспечивающий более полный и своевременный контроль внутренних бюджетных процедур, результатом которого станет принятие управленческих решений, направленных на устранение недостатков и снижение рисков, повышение качества финансовой и исполнительской дисциплины органов государственной власти Республики Бурятия.
Литература:
- Закон Республики Бурятия от 18 марта 2019 года № 360-VI «О Стратегии социально-экономического развития Республики Бурятия на период до 2035 года». — URL: https://docs.cntd.ru/document/553221182 (дата обращения: 18.05.2022).
- Валько, Д. В. Экономическая безопасность: учебное пособие для вузов / Д. В. Валько. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 150 с.
- Лихолетов, В. В. Стратегические аспекты экономической безопасности: учебное пособие для вузов / В. В. Лихолетов. — 2-е изд. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 201 с.
- Перцик, Е. Н. Территориальное планирование: учебник для вузов / Е. Н. Перцик. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 362 с.
- Региональная экономика: учебник для вузов / Е. Л. Плисецкий [и др.]; под редакцией Е. Л. Плисецкого. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 532 с.
- Регионы России. Социально-экономические показатели. 2020: Р32 Стат. сб. / Росстат. М., 2020. 1242 с.
- Регионы России. Социально-экономические показатели. 2021: Р32 Стат. сб. / Росстат. М., 2021. 1112 с.
- Правительство Республики Бурятия: Официальный сайт. — Улан-Удэ. — URL: https://egov-buryatia.ru/ (дата обращения: 18.05.2022).