В статье приведены результаты оценки уровня технической подготовленности студенческой команды по мини-футболу, которые свидетельствуют о необходимости дифференциации подготовки игроков. Предложены условия эффективности дифференцированного подхода как основы методики технической подготовки студенческой команды юношей по мини-футболу.
Ключевые слова: мини-футбол, студенческий спорт, техническая подготовка, дифференцированный подход, дифференциация подготовки.
Известно, что мини-футбол — популярный и значимый вид спорта, выбираемый для занятий по физической культуре. Согласно статистике, к 2025 году количество занимающихся спортом студентов должно достичь 90 % от общего количества обучающихся [1]. Реализуемый в настоящее время проект «Мини-футбол — в вузы» способствует росту интереса студентов к здоровому образу жизни, формированию потребности в регулярных физических нагрузках.
Исследование, проведенное на базе Череповецкого государственного университета, позволило установить, что часть игроков сборной команды университета по мини-футболу имеют уровень технической подготовленности ниже среднего (см. рисунок 1).
Рис. 1. Распределение результатов оценки технической подготовленности игроков сборной команды университета по мини-футболу по уровням, %
Анализ полученных результатов показал, что основные проблемы в подготовке команды состоят именно в технической части и работе с мячом. Спортсмены с невысоким уровнем технической подготовленности требуют пристального внимания со стороны тренерского состава и трудоемкой работы, как в группе, так и индивидуально [2].
Техническая подготовка студентов-футболистов не может осуществляться без дифференцированного подхода, поскольку в рамках одной команды могут встречаться игроки как с очень высокими техническими показателями, так и с очень низкими.
В научно-методической литературе дифференцированный подход рассматривается, прежде всего, как совокупность организационных решений, средств и методов для подготовки к соревнованиям [3]. В спортивной подготовке он предполагает создание стабильных и мобильных подгрупп, различающихся по ряду признаков, например, уровню технической подготовленности. Дифференцированное обучение должно учитывать физические возможности хорошо подготовленных и слабо подготовленных спортсменов и способствовать росту результатов у спортсменов обеих групп.
Очевидно, что применение дифференцированного подхода к технической подготовке спортсменов в мини-футболе будет эффективным, если созданы специальные условия. По нашему мнению, одним из основных условий является сочетание приемов внешней и внутренней дифференциации подготовки.
Внешняя дифференциация спортивной подготовки в нашем исследовании рассматривается как организация технической подготовки студентов-спортсменов, которая предусматривает выделение внутри команды двух подгрупп в зависимости от уровня спортивной квалификации, имеющих разные программы подготовки и календарь соревнований за рамками городских, региональных и межрегиональных студенческих соревнований. В этом случае выделяется группа спортсменов, имеющих спортивный разряд и значительный стаж занятий футболом в спортивной школе, и группа, сформированная из числа студентов без спортивного разряда. В нашем исследовании была выделена группа спортсменов, имеющих спортивную квалификацию от II спортивного разряда до кандидата в мастера спорта по футболу (n=5), которые совершенствовали свое техническое мастерство в течение учебного года преимущественно в рамках участия в турнире любительской (коммерческой) мини-футбольной лиги г. Череповца. Остальные члены команды, не имеющие разряда, занимались по утвержденному расписанию под руководством тренера команды 4 часа в неделю, при этом основное внимание на таких занятиях отводилось технической подготовке.
Под внутренней (внутригрупповой) дифференциацией мы понимаем организацию процесса технической подготовки, позволяющую учитывать индивидуально-типологические особенности спортсменов внутри группы.
Так, в процессе технической подготовки проводились занятия, как с целой группой спортсменов, так и с группами, выделенными по уровням технической подготовленности. В таблице 1 представлены упражнения для студентов различного уровня подготовленности.
Таблица 1
Упражнения для разноуровневых групп футболистов
Уровень |
Упражнения |
% времени |
Низкий |
– подвижные игры и игровые упражнения; – общеразвивающие упражнения; – скоростно-силовые упражнения отдельные и в виде специальных комплексов; – обучение работе с мячом; – обучение ударам; – обучение финтам; – обучение отбору мяча. |
5 % 10 % 10 % 30 % 20 % 10 % 15 % |
Средний |
– подвижные игры и игровые упражнения; – общеразвивающие упражнения; – скоростно-силовые упражнения отдельные и в виде специальных комплексов; – обучение работе с мячом; – обучение ударам; – обучение финтам; – обучение отбору мяча. |
5 % 10 % 15 % 20 % 15 % 20 % 15 % |
Высокий |
– подвижные игры и игровые упражнения; – общеразвивающие упражнения; – скоростно-силовые упражнения отдельные и в виде специальных комплексов; – обучение работе с мячом; – обучение ударам; – обучение финтам; – обучение отбору мяча. |
5 % 5 % 20 % 20 % 15 % 25 % 10 % |
Как видно из таблицы 1, подбор упражнений осуществлялся дифференцированно для студентов различных уровней технической подготовленности. Чем выше уровень студента, тем больше внимания должно уделяться поддержанию его физической и игровой формы посредством его участия в соревновательной и игровой деятельности. Если у игрока в команде низкий уровень, тогда больше внимания со стороны тренерского состава должно уделяться процессу тренировки, в которой участвует игрок, группа игроков. Для такой тренировки составляют план-конспект тренировочного занятия с конкретными упражнениями, направленными на изучение либо закрепление технических элементов, с которыми у спортсмена возникают проблемы. Каждое упражнение подбирается в зависимости от индивидуальных особенностей. Такой дифференцированный подход в тренировочном и игровом процессе позволяет точно регулировать физическую нагрузку, повысить активность, уменьшить риск перетренированности и в целом обеспечить планомерное повышение уровня технической подготовленности спортсменов.
Следующим условием эффективности дифференцированного подхода к технической подготовке студентов-футболистов, на наш взгляд, является выделение базовых элементов техники, необходимых и достаточных для участия в соревнованиях студенческих мини-футбольных команд, и акцентированная отработка данных игровых приемов.
К базовым техникам в студенческом мини-футболе можно отнести: различные техники передвижений игрока, удары по мячу, техники остановки мяча, а также технику владения и овладения мячом, ряд силовых упражнений и работа с мячом [4]. Наши наблюдения показали, что разные спортсмены в команде в разной степени владеют этими приемами. Для реализации дифференцированного подхода тренер должен давать упражнения на отработку и совершенствование базовых техник отдельным группам спортсменов, в зависимости от уровня владения тем или иным элементом.
Например, для отработки удара по мячу могут быть предложены следующие разноуровневые задания: базовый уровень — удар внутренней стороной стопы по неподвижному мячу с места в стену; продвинутый уровень — удар серединой подъема по катящемуся мячу с разбега в ворота после передачи партнера и т. д.
Таким образом, в процессе технической подготовки необходимо учитывать различия в спортивной квалификации студентов-футболистов и дифференцировать формы, средства и приемы работы, что позволяет значительно улучшить показатели команды в целом.
Литература:
- Алиев Э. Г. Перспективы развития мини-футбола (футзала) в Российской Федерации в период до 2030 года //Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2020. № 7 (185). С. 3–6.
- Арсентьев П. И., Варфоломеева З. С. Особенности технической подготовленности студенческой команды по мини-футболу (на примере сборной команды Череповецкого государственного университета) // Современные подходы к совершенствованию физического воспитания и спортивной деятельности учащейся молодежи [Электронный ресурс]: материалы междунар. науч.-практ. конф., посвящ.50-летию высш. физ-культур.-спортив. образования во Владим. обл.15 нояб. 2021 г., г. Владимир / Координац. науч.-метод. Центр кафедр физ. воспитания Евраз. ассоц. ун-тов; Владим. гос. ун-т им. А. Г. и Н. Г. Столетовых, Ин-т физ. культуры и спорта. — Владимир: Изд-во ВлГУ, 2022. — С. 15–20.
- Палий В. И. Особенности формирования мотивации у подростков к занятиям мини-футболом на этапе начальной подготовки //Вестник спортивной науки. 2020. № 5. С. 31–35.
- Шумихин Н. А., Лукашов Д. А. Дифференцированный подход в физической подготовке спортсменов-многоборцев по гимнастике // Сборник статей итоговой научной конференции военно-научного общества военного института физической культуры за 2019 год / под. ред. В. Л. Пашута. — СПб, 2020. — С. 244–246.