Отношения персонажей в романе «Текст» Д. Глуховского | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №23 (418) июнь 2022 г.

Дата публикации: 10.06.2022

Статья просмотрена: 261 раз

Библиографическое описание:

Куцебо, Е. И. Отношения персонажей в романе «Текст» Д. Глуховского / Е. И. Куцебо. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 23 (418). — С. 189-191. — URL: https://moluch.ru/archive/418/92690/ (дата обращения: 16.10.2024).



Статья посвящена рассмотрению отношений персонажей в романе Д. Глуховского; выявлены группы героев, которые входят в коммуникацию с главными персонажами: Ильей Горюновым; Петром Хазиным; герои, с которыми Илья Горюнов вступает в коммуникацию от лица Петра Хазина. С последней группой героев Илья общается посредством мобильного телефона, что создает ситуацию двоемирия, где сложно взаимодействуют реальный и виртуальный мир.

Ключевые слова : Д. Глуховский, роман, «Текст», персонаж.

Через взаимосвязь персонажей автор обычно показывает нам свое представление о взаимоотношении человека с природой, обществом и т. д. Под системой персонажей мы понимаем определенную художественную взаимосвязь всех главных и второстепенных героев в литературном произведении [3; с. 260].

В романе Д. А. Глуховского «Текст» систему персонажей можно условно разделить на персонажей, представляющих окружение главных героев:

— окружение Ильи Горюнова,

— окружение Петра Хазина и тех персонажей, с которыми Илья Горюнов общается виртуально, по смартфону в мессенджерах от лица Хазина.

В таблице 1 нами отражены герои, которые входят в коммуникацию с главными персонажами. Условные обозначения, используемые в таблице:

«+» общение и/или знакомство героев;

«–» отсутствие знакомства.

Таблица 1

Герои, которые входят в коммуникацию с главными персонажами

Герои

Илья Горюнов

Петр Хазин

Герои, с которыми Илья Горюнов вступает в коммуникацию от лица Петра Хазина

Второстепенные герои

Вера

+

Горюнова Тамара Павловна

+

Гоша

+

+

Денис Сергеевич

+

+

Игорь К.

+

+

Коржавин Борис Павлович

+

+

Левковская Нина

+

+

Магомед-Дворник

+

+

Хазина Светлана

+

+

Хазин Юрий Андреевич

+

+

Эпизодические герои

Альбина

+

+

Анна Витальевна

+

Беляев Антон Константинович

+

+

Борис Иванович Лапин

+

Гуля

+

Кира

+

Ксения

+

+

Лейтенант

+

Мать Ксении

+

+

Саня

+

Серега

+

Синицын

+

+

Стася

+

Судья

+

Тема

+

Тетя Ира

+

Рассмотрев систему персонажей, можно сказать, что в романе «Текст» большое количество персонажей, но главных только два. Остальные персонажи выстраиваются вокруг двух центральных героев, которые по ходу действия оказываются соединенными посредством смартфона. У Ильи Горюнова контакты происходят с 27 персонажами, тогда как у Петра Хазина их всего 14. То есть Горюнов преобладает, доминирует, у него больше связей с другими героями, так как он взаимодействует с ними и от своего лица, и от лица Хазина.

На наш взгляд, здесь возникает ситуация двоемирия, где Илья сначала вытесняет Петра, а затем замещает его и начинает играть за двоих и жить двумя реальностями. В его жизни начинают переплетаться живые контакты, реальный мир и виртуальный, где преобладает второй.

После выхода из тюрьмы Илья пытается актуализировать свои связи с самыми близкими ему людьми: Вера, Серега, мама — именно их номера телефона он помнил наизусть. Однако эта попытка оказывается неудачной, его контакты ни с кем не возобновляются: мама умирает за день до его приезда, Вера вышла замуж и больше не желает с ним общаться, а Серега стал ему чужим. В своей жизни он оказывается выключенным из прежней социальной реальности и вынужден подхватить круг связей Хазина — для него это становится выходом из ситуации одиночества.

Петр Хазин отождествляется с его телефоном, персонаж раскрывается через: социальные сети, электронную почту, фотографии, видеозаписи и т. д. Благодаря тому, что Илья заполучает смартфон героя, он примеряет на себя его жизнь, даже общается с близкими Хазина в его манере. Окружение Петра не сразу понимает, что с ними общается не их сын, друг, коллега, возлюбленный.

В современном мире у человека в смартфоне осуществляется почти вся жизнь, Горюнов говорит: «…все в телефоне хранилось; все в высокой четкости, все в максимальной яркости. Фотографии и видео. Память у Суки <прозвище, которое Илья дает Хазину. — Прим. К.Е.> была — 128 гигабайт. Жизнь умещалась целиком, и еще оставалось место для музыки» [2].

Прячась за личностью Петра, Илья пытается восполнить все свои потери, телефон создает иллюзию семьи для Горюнова: умершую мать и неизвестного отца заменяют родители Хазина. Неудавшаяся любовная история с Верой воплощается в отношениях с Ниной, а нереализованность в профессиональной, деловой сфере — в переписке с коллегами Хазина.

Смартфон как будто оживает в руках Ильи. Описание этого предмета сопровождается в романе обилием глагольной лексики и метафорами-олицетворениями: «дрожит», «молчит», «орет», «долго не приходит в себя», «поет», «не мешает», «мигает в последний раз», «окончательно сдыхает». Благодаря технике, Горюнов не чувствует свое тотальное одиночество, телефон становится его собеседником, а потом и альтер-эго. После того как телефон разряжается, умирает и Илья. По мнению Т. Е. Автухович, в романе «Текст» идея человека-текста «буквализируется, при этом не теряя свои философско-символические проекции и отсылки к актуальным проблемам современной медиакультуры» [1]. Д. Глуховский затрагивает актуальную на сегодня тему утверждения в современном мире виртуальной реальности. Илья Горюнов, убив Петра Хазина, завладевает его смартфоном и начинает проживать за него другой вариант его жизни. Он вступает в общение с Ниной (девушкой Петра), его родителями, сослуживцами и партнерами по наркобизнесу. В момент общения с окружением Петра, Илья симулирует образ мыслей погибшего человека. Это ставит под вопрос традиционное представление о человеке как единстве тела и духа, у Д. Глуховского человеку не нужна материальная оболочка, человек — это не более чем текст. Из этого следует, что текст, сохраненный в памяти телефона, более реален, чем настоящая жизнь, незафиксированная письменно.

Таким образом, Илья Горюнов выполняет в «Тексте» функцию судьи и своеобразного заместителя положительного двойника для преступного Хазина. Горюнов своими действиями пытается исправить ошибки и своего двойника несмотря на то, что последний в свое время посадил невиновного Горюнова в тюрьму. Для автора является важным идея созидательного участия в жизни, возможность гармонизации, восполнения неизбежных утрат возвращением к нравственным принципам существования.

Литература:

  1. Автухович Т. Е. Человек-текст в мире-тексте и / или в мире текстов (на материале романов Д. Глуховского). Журнал Славянский мир и национальная речевая культура в современной коммуникации. — 2020. — С. 24–33. — URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44358911& (дата обращения: 30.04.2022).
  2. Глуховский Д. А. Текст [Электронный ресурс]. — М.: АСТ, 2017. — 320 с. — URL: https://readli.net/tekst/ (дата обращения: 30.04.2022).
  3. Теория литературы: Учеб. пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений: В 2 т. / Под ред. Н. Д.Тамарченко. — Т. 1: Н. Д. Тамарченко, В. И. Тюпа, С. Н. Бройтман. Теория художественного дискурса. Теоретическая поэтика. — М.: Издательский центр «Академия», 2004.
Основные термины (генерируются автоматически): герой, горюн, жизнь, персонаж, система персонажей, главное, коммуникация, лицо, роман, смартфон, современный мир, телефон.


Ключевые слова

персонаж, роман, Д. Глуховский, «Текст»

Похожие статьи

Авторская трансформация фразеологизмов в романе М. Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы»

В статье рассматриваются особенности употребления фразеологических единиц в романе М. Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы». Выявляются способы индивидуально-авторской трансформации фразеологизмов в произведении, исследуется роль фразеологических ...

Пространственная структура эмиграции в творчестве Э. М. Ремарка на примере романа «Ночь в Лиссабоне»

Статья посвящена закономерностям функционирования художественного пространства в романе Э. М. Ремарк «Ночь в Лиссабоне». Рассматривается феномен пространства эмиграции, которое выстраивается с точки зрения героев-эмигрантов. Доказывается, что в струк...

Особенности художественной типизации персонажей «времени смены эпох» в романе В. С. Маканина «Андеграунд, или Герой нашего времени»

В статье рассматриваются образы и типы героев «перестроечной» эпохи в романе современного отечественного писателя В. С. Маканина «Андеграунд, или Герой нашего времени». Данная тема рассмотрена в контексте современной отечественной литературы. Исследо...

Роль риторических фигур в описании Алексея Семёновича Гречихина, главного героя рассказа «Мама» Н.Д. Телешова

Статья посвящена проблеме определения роли риторических фигур в рассказе «Мама» Н.Д. Телешова, в ходе которого определяются особенности употребления риторических фигур и их использование в описании главного героя рассказа Алексея Семёновича Гречихина...

Игра, ложь и одиночество как неотъемлемые компоненты любовных отношений в рассказе Ивана Бунина «Генрих»

Статья посвящена анализу новеллы Ивана Бунина «Генрих» входящей в состав сборника «Темные аллеи» и являющейся ярким примером человеческих взаимоотношений в сложном художественном мире нобелевского лауреата. Предметом анализа в данной статье является ...

Образ Фауста в стихотворении «Два часа в резервуаре» И. А. Бродского

Данная статья посвящена анализу образа Фауста в стихотворении «Два часа в резервуаре» И. А. Бродского. Цель данной статьи — показать трансформацию образа в русском постмодернистском тексте и выявить различия в концепциях И. В. Гёте и И. А. Бродского....

Дискурс любви Павла и Тони в романе «Как закалялась сталь» Н. А. Островского

В статье проведен анализ взаимоотношений между главными персонажами романа «Как закалялась сталь» Н. А. Островского — Павлом и Тоней. Рассматривается эволюция их чувств и поведения, выявляются моменты принятия и отторжения, обращается внимание на душ...

Концепция времени в романе Н. Ю. Абгарян «С неба упали три яблока»

В данной статье автор пытается определить особенности категории времени в романе современной российской писательницы Н. Абгарян «С неба упали три яблока», основываясь на выделении временных линий романа и характеризуя образы персонажей произведения. ...

Женские образы в романе «Война и мир» в аспекте экофеминистской литературной критики

Предмет статьи составляют отношения между женщинами и природой, женщинами и мужчинами, мужчинами и природой в романе Л. Н. Толстого «Война и мир». Рассматриваются женские образы в романе, выявляется тесная связь между женщинами и природой в свете эко...

Художественное время как элемент авторской модели мира в романе Г.Дж. Уэллса «Машина времени»

В статье исследуется категория художественного времени, воплощаемая в социально-фантастическом романе Г.Дж. Уэллса «Машина времени» и являющаяся одним из элементов авторской картины мира. Изучение представлений главного героя о времени, а также анали...

Похожие статьи

Авторская трансформация фразеологизмов в романе М. Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы»

В статье рассматриваются особенности употребления фразеологических единиц в романе М. Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы». Выявляются способы индивидуально-авторской трансформации фразеологизмов в произведении, исследуется роль фразеологических ...

Пространственная структура эмиграции в творчестве Э. М. Ремарка на примере романа «Ночь в Лиссабоне»

Статья посвящена закономерностям функционирования художественного пространства в романе Э. М. Ремарк «Ночь в Лиссабоне». Рассматривается феномен пространства эмиграции, которое выстраивается с точки зрения героев-эмигрантов. Доказывается, что в струк...

Особенности художественной типизации персонажей «времени смены эпох» в романе В. С. Маканина «Андеграунд, или Герой нашего времени»

В статье рассматриваются образы и типы героев «перестроечной» эпохи в романе современного отечественного писателя В. С. Маканина «Андеграунд, или Герой нашего времени». Данная тема рассмотрена в контексте современной отечественной литературы. Исследо...

Роль риторических фигур в описании Алексея Семёновича Гречихина, главного героя рассказа «Мама» Н.Д. Телешова

Статья посвящена проблеме определения роли риторических фигур в рассказе «Мама» Н.Д. Телешова, в ходе которого определяются особенности употребления риторических фигур и их использование в описании главного героя рассказа Алексея Семёновича Гречихина...

Игра, ложь и одиночество как неотъемлемые компоненты любовных отношений в рассказе Ивана Бунина «Генрих»

Статья посвящена анализу новеллы Ивана Бунина «Генрих» входящей в состав сборника «Темные аллеи» и являющейся ярким примером человеческих взаимоотношений в сложном художественном мире нобелевского лауреата. Предметом анализа в данной статье является ...

Образ Фауста в стихотворении «Два часа в резервуаре» И. А. Бродского

Данная статья посвящена анализу образа Фауста в стихотворении «Два часа в резервуаре» И. А. Бродского. Цель данной статьи — показать трансформацию образа в русском постмодернистском тексте и выявить различия в концепциях И. В. Гёте и И. А. Бродского....

Дискурс любви Павла и Тони в романе «Как закалялась сталь» Н. А. Островского

В статье проведен анализ взаимоотношений между главными персонажами романа «Как закалялась сталь» Н. А. Островского — Павлом и Тоней. Рассматривается эволюция их чувств и поведения, выявляются моменты принятия и отторжения, обращается внимание на душ...

Концепция времени в романе Н. Ю. Абгарян «С неба упали три яблока»

В данной статье автор пытается определить особенности категории времени в романе современной российской писательницы Н. Абгарян «С неба упали три яблока», основываясь на выделении временных линий романа и характеризуя образы персонажей произведения. ...

Женские образы в романе «Война и мир» в аспекте экофеминистской литературной критики

Предмет статьи составляют отношения между женщинами и природой, женщинами и мужчинами, мужчинами и природой в романе Л. Н. Толстого «Война и мир». Рассматриваются женские образы в романе, выявляется тесная связь между женщинами и природой в свете эко...

Художественное время как элемент авторской модели мира в романе Г.Дж. Уэллса «Машина времени»

В статье исследуется категория художественного времени, воплощаемая в социально-фантастическом романе Г.Дж. Уэллса «Машина времени» и являющаяся одним из элементов авторской картины мира. Изучение представлений главного героя о времени, а также анали...

Задать вопрос