Статья посвящена рассмотрению отношений персонажей в романе Д. Глуховского; выявлены группы героев, которые входят в коммуникацию с главными персонажами: Ильей Горюновым; Петром Хазиным; герои, с которыми Илья Горюнов вступает в коммуникацию от лица Петра Хазина. С последней группой героев Илья общается посредством мобильного телефона, что создает ситуацию двоемирия, где сложно взаимодействуют реальный и виртуальный мир.
Ключевые слова : Д. Глуховский, роман, «Текст», персонаж.
Через взаимосвязь персонажей автор обычно показывает нам свое представление о взаимоотношении человека с природой, обществом и т. д. Под системой персонажей мы понимаем определенную художественную взаимосвязь всех главных и второстепенных героев в литературном произведении [3; с. 260].
В романе Д. А. Глуховского «Текст» систему персонажей можно условно разделить на персонажей, представляющих окружение главных героев:
— окружение Ильи Горюнова,
— окружение Петра Хазина и тех персонажей, с которыми Илья Горюнов общается виртуально, по смартфону в мессенджерах от лица Хазина.
В таблице 1 нами отражены герои, которые входят в коммуникацию с главными персонажами. Условные обозначения, используемые в таблице:
«+» общение и/или знакомство героев;
«–» отсутствие знакомства.
Таблица 1
Герои, которые входят в коммуникацию с главными персонажами
Герои |
Илья Горюнов |
Петр Хазин |
Герои, с которыми Илья Горюнов вступает в коммуникацию от лица Петра Хазина |
Второстепенные герои |
|||
Вера |
+ |
– |
– |
Горюнова Тамара Павловна |
+ |
– |
– |
Гоша |
– |
+ |
+ |
Денис Сергеевич |
– |
+ |
+ |
Игорь К. |
– |
+ |
+ |
Коржавин Борис Павлович |
– |
+ |
+ |
Левковская Нина |
– |
+ |
+ |
Магомед-Дворник |
– |
+ |
+ |
Хазина Светлана |
– |
+ |
+ |
Хазин Юрий Андреевич |
– |
+ |
+ |
Эпизодические герои |
|||
Альбина |
– |
+ |
+ |
Анна Витальевна |
+ |
– |
– |
Беляев Антон Константинович |
– |
+ |
+ |
Борис Иванович Лапин |
+ |
– |
– |
Гуля |
+ |
– |
– |
Кира |
+ |
– |
– |
Ксения |
– |
+ |
+ |
Лейтенант |
+ |
– |
– |
Мать Ксении |
– |
+ |
+ |
Саня |
+ |
– |
– |
Серега |
+ |
– |
– |
Синицын |
– |
+ |
+ |
Стася |
+ |
– |
– |
Судья |
+ |
– |
– |
Тема |
+ |
– |
– |
Тетя Ира |
+ |
– |
– |
Рассмотрев систему персонажей, можно сказать, что в романе «Текст» большое количество персонажей, но главных только два. Остальные персонажи выстраиваются вокруг двух центральных героев, которые по ходу действия оказываются соединенными посредством смартфона. У Ильи Горюнова контакты происходят с 27 персонажами, тогда как у Петра Хазина их всего 14. То есть Горюнов преобладает, доминирует, у него больше связей с другими героями, так как он взаимодействует с ними и от своего лица, и от лица Хазина.
На наш взгляд, здесь возникает ситуация двоемирия, где Илья сначала вытесняет Петра, а затем замещает его и начинает играть за двоих и жить двумя реальностями. В его жизни начинают переплетаться живые контакты, реальный мир и виртуальный, где преобладает второй.
После выхода из тюрьмы Илья пытается актуализировать свои связи с самыми близкими ему людьми: Вера, Серега, мама — именно их номера телефона он помнил наизусть. Однако эта попытка оказывается неудачной, его контакты ни с кем не возобновляются: мама умирает за день до его приезда, Вера вышла замуж и больше не желает с ним общаться, а Серега стал ему чужим. В своей жизни он оказывается выключенным из прежней социальной реальности и вынужден подхватить круг связей Хазина — для него это становится выходом из ситуации одиночества.
Петр Хазин отождествляется с его телефоном, персонаж раскрывается через: социальные сети, электронную почту, фотографии, видеозаписи и т. д. Благодаря тому, что Илья заполучает смартфон героя, он примеряет на себя его жизнь, даже общается с близкими Хазина в его манере. Окружение Петра не сразу понимает, что с ними общается не их сын, друг, коллега, возлюбленный.
В современном мире у человека в смартфоне осуществляется почти вся жизнь, Горюнов говорит: «…все в телефоне хранилось; все в высокой четкости, все в максимальной яркости. Фотографии и видео. Память у Суки <прозвище, которое Илья дает Хазину. — Прим. К.Е.> была — 128 гигабайт. Жизнь умещалась целиком, и еще оставалось место для музыки» [2].
Прячась за личностью Петра, Илья пытается восполнить все свои потери, телефон создает иллюзию семьи для Горюнова: умершую мать и неизвестного отца заменяют родители Хазина. Неудавшаяся любовная история с Верой воплощается в отношениях с Ниной, а нереализованность в профессиональной, деловой сфере — в переписке с коллегами Хазина.
Смартфон как будто оживает в руках Ильи. Описание этого предмета сопровождается в романе обилием глагольной лексики и метафорами-олицетворениями: «дрожит», «молчит», «орет», «долго не приходит в себя», «поет», «не мешает», «мигает в последний раз», «окончательно сдыхает». Благодаря технике, Горюнов не чувствует свое тотальное одиночество, телефон становится его собеседником, а потом и альтер-эго. После того как телефон разряжается, умирает и Илья. По мнению Т. Е. Автухович, в романе «Текст» идея человека-текста «буквализируется, при этом не теряя свои философско-символические проекции и отсылки к актуальным проблемам современной медиакультуры» [1]. Д. Глуховский затрагивает актуальную на сегодня тему утверждения в современном мире виртуальной реальности. Илья Горюнов, убив Петра Хазина, завладевает его смартфоном и начинает проживать за него другой вариант его жизни. Он вступает в общение с Ниной (девушкой Петра), его родителями, сослуживцами и партнерами по наркобизнесу. В момент общения с окружением Петра, Илья симулирует образ мыслей погибшего человека. Это ставит под вопрос традиционное представление о человеке как единстве тела и духа, у Д. Глуховского человеку не нужна материальная оболочка, человек — это не более чем текст. Из этого следует, что текст, сохраненный в памяти телефона, более реален, чем настоящая жизнь, незафиксированная письменно.
Таким образом, Илья Горюнов выполняет в «Тексте» функцию судьи и своеобразного заместителя положительного двойника для преступного Хазина. Горюнов своими действиями пытается исправить ошибки и своего двойника несмотря на то, что последний в свое время посадил невиновного Горюнова в тюрьму. Для автора является важным идея созидательного участия в жизни, возможность гармонизации, восполнения неизбежных утрат возвращением к нравственным принципам существования.
Литература:
- Автухович Т. Е. Человек-текст в мире-тексте и / или в мире текстов (на материале романов Д. Глуховского). Журнал Славянский мир и национальная речевая культура в современной коммуникации. — 2020. — С. 24–33. — URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44358911& (дата обращения: 30.04.2022).
- Глуховский Д. А. Текст [Электронный ресурс]. — М.: АСТ, 2017. — 320 с. — URL: https://readli.net/tekst/ (дата обращения: 30.04.2022).
- Теория литературы: Учеб. пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений: В 2 т. / Под ред. Н. Д.Тамарченко. — Т. 1: Н. Д. Тамарченко, В. И. Тюпа, С. Н. Бройтман. Теория художественного дискурса. Теоретическая поэтика. — М.: Издательский центр «Академия», 2004.