Понятие и развитие института исполнения бюджета в Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №23 (418) июнь 2022 г.

Дата публикации: 07.06.2022

Статья просмотрена: 10147 раз

Библиографическое описание:

Солдатов, И. Е. Понятие и развитие института исполнения бюджета в Российской Федерации / И. Е. Солдатов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 23 (418). — С. 360-364. — URL: https://moluch.ru/archive/418/92692/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье анализируются дефиниции понятия «исполнение бюджета», дается авторское определение, а также исследуются исторические аспекты развития системы исполнения бюджета в Российской Федерации.

Ключевые слова: исполнение бюджета, казначейская система исполнения бюджета, Федеральное казначейство.

Современная мировая экономическая система характеризуется достаточно высокой степенью нестабильности, подвергаясь колебанию от воздействия ряда факторов. Это утверждение в полной мере относится и к экономике Российской Федерации. Испытанием на прочность для мировой и отечественной экономики в 2022 году стало введение в отношении Российской Федерации экономических, политических и иных санкций в связи с проведением специальной военной операции на территориях Донецкой народной республики, Луганской народной республики и Украины.

С одной стороны, этот фактор заставил все структуры работать на пределе своих возможностей в попытках сдержать негативные последствия введения санкций в отношении Российской Федерации. С другой же стороны, на фоне вызванного экономического кризиса и даже частичной заморозки какой-либо экономической деятельности государствам потребовались дополнительные финансовые ресурсы для преодоления возникших негативных последствий.

В условиях хронического недостатка у государств финансовых средств и, одновременно с этим, увеличения направлений их возможного использования в современном мире одной из важнейших задач, стоящих перед любой страной, становится качественное, эффективное и своевременное совершение операций по исполнению бюджета и по контролю за расходованием бюджетных средств. От ее выполнения во многом зависят перспективы развития страны, ее экономическая безопасность.

Исполнение бюджета представляет собой одну из стадий бюджетного процесса, в рамках которой бюджет как формальный акт «претворяется в жизнь», приобретая материальное содержание и влияя на существующие общественные отношения. С юридической точки зрения исполнение бюджета — это процесс, в рамках которого обеспечивается в установленные сроки и в полном объеме поступление доходов в целом и по каждому источнику доходов бюджета, а также осуществляется максимально полное, с учетом потребностей, заявленных планом закупок, финансирование бюджетных, автономных и казенных учреждений в пределах сумм, утвержденных соответствующим бюджетом бюджетной системы Российской Федерации в рамках финансового года и планового периода.

С экономической точки зрения исполнение бюджета — это глобальное экономическое и финансовое явление, охватывающее деятельность органов исполнительной власти и местного самоуправления в рамках исполнения закона (решения) о бюджете, а также процесс составления и утверждения финансовой бухгалтерской отчетности об исполнении бюджета [1, с. 12].

Вместе с этим в бюджетном законодательстве отсутствует легальное определение термина «исполнение бюджета», в связи с чем у разных авторов его трактовки несколько отличаются. Так, например, М. К. Шерменев под исполнением бюджета понимал «обеспечение полного по объему и своевременного по срокам выполнения плана поступлений предусмотренных бюджетом доходов в целом и по каждому источнику и полное и бесперебойное финансирование мероприятий, намеченных государственных бюджетом, при соблюдении строгого режима экономии и законности в расходовании государственных средств» [2, с. 272].

О. В. Врублевская пишет: «Исполнение бюджета — одна из стадий бюджетного процесса, которая предусматривает обеспечение полного и своевременного поступления всех предусмотренных доходов бюджета и финансирования всех запланированных бюджетных расходов» [3, с. 666].

М. В. Федотова дает следующую дефиницию: «Исполнение бюджета — это стадия бюджетного процесса, представляющая собой деятельность в рамках установленных полномочий органов государственной власти и местного самоуправления, направленную на получение запланированных в бюджет доходов и осуществление намеченных расходов в условиях полноты и своевременности» [4, с. 100].

Более комплексное определение предлагает И. В. Назарова, понимающая под исполнением бюджета «совокупность финансово-денежных и информационных отношений, возникающих между участниками бюджетного процесса при формировании доходов и осуществлении расходов средств государственного (муниципального) централизованного фонда в пределах бюджетных ассигнований, выделяемых в течение определенного периода на основании соответствующих законодательных актов органов власти (решений органов местного самоуправления)» [5, с. 4]. По мнению же Ф. А. Шогеновой это «система, направленная на своевременное и в полном объеме финансовое обеспечение расходами бюджета, принятых бюджетных обязательств, а также администрирование в объемах, предусмотренных законом о бюджете, доходов и источников финансирования дефицита бюджета» [6, с. 9].

Анализируя трактовки термина «исполнение бюджета», приведенные в научной литературе, с учетом его основных элементов (в том числе субъектных и содержательных характеристик) можно сформулировать авторское определение и обозначить исполнение бюджета как стадию бюджетного процесса, представляющую собой совокупность денежных и информационных отношений между ее участниками, в рамках которой осуществляется пополнение доходной части соответствующего бюджета и финансовое обеспечение расходов в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в соответствующем финансовом году. Данное определение, на наш взгляд, является наиболее оптимальным и содержательным.

В рамках исполнения бюджета в пределах установленных законом полномочий свою деятельность осуществляют финансовые органы, органы денежно-кредитного регулирования, органы государственного (муниципального) финансового контроля. Тем не менее, почти в каждой стране имеется институциональная структура, выступающая «стержнем» системы исполнения бюджета, на которую возложена ответственность по выполнению основных задач в рамках этой стадии бюджетного процесса. Это может быть как Центральный банк с привлечением коммерческих банков (банковская система), так и обособленный специализированный государственный орган (казначейская система), равно как и сотрудничество перечисленных выше организаций в деле обеспечения функционирования системы исполнения бюджета (смешанная система).

В современных развитых странах функционирование общественных финансов обеспечивают органы казначейства, реализующие на практике казначейскую модель исполнения бюджета. Как указывает И. Г. Акперов, суть казначейской системы исполнения бюджета заключается в том, что на специальные органы министерства финансов (казначейства) возложены организация исполнения бюджетов, управление их счетами и бюджетными средствами, а сами эти органы выступают кассиром для всех распорядителей и получателей бюджетных средств и осуществляют платежи от имени и по поручению бюджетных учреждений [7, с. 27]. В. Н. Саранцев под казначейским исполнением бюджета предлагает понимать «регламентированную нормами бюджетного законодательства организацию исполнения федерального бюджета посредством осуществления специальным органом исполнительной власти — казначейством — управления бюджетными средствами в текущем финансовом периоде через систему учета движения денежных средств на едином счете, систему контроля за доведением бюджетных ассигнований до бюджетополучателей и расходованием бюджетных средств» [8, с. 16].

К основным функциям, возложенным на органы казначейства, относятся: бюджетное планирование и прогнозирование; исполнение бюджетов по доходам и расходам; управление единым счетом бюджета; осуществление государственного финансового контроля. В зависимости от роли, играемой казначейскими органами разных стран в бюджетном процессе, их правового статуса, выделяют следующие модели казначейского исполнения бюджета [9]:

1) пассивная, если казначейство ограничивает собственную деятельность простым выделением ресурсов бюджетным учреждениям согласно утвержденным бюджетам (например, казначейские органы в Канаде, Италии, ФРГ);

2) активная, когда казначейство помимо простого выделения ресурсов может устанавливать лимиты на обязательства и на оплату расходов (например, Казначейский секретариат Бразилии, Казначейское управление Департамента финансов и администрации Австралии, Главное управление государственных финансов Министерства бюджета, государственных счетов и государственной службы Франции);

3) гиперактивная, если казначейские органы наделены полномочиями разрешать проводить определенные расходные операции, основываясь на заранее установленных критериях (Министерство финансов (казначейство) США, Казначейство ее Величества в Великобритании).

Схожим по своей сути является деление казначейских систем исполнения бюджета на централизованную и децентрализованную. В первом случае казначейские органы проводят все операции с бюджетными средствами и несут основное бремя осуществления контроля над совершаемыми платежами. С одной стороны, это минимизирует возможные нарушения в процессе расходования бюджетных средств и обеспечивает высокую степень законности в этой сфере, но с другой — значительно увеличивает затраты (времени, человеческих и материальных ресурсов) на проведение операций. В случае же децентрализованной казначейской системы значительная часть платежных полномочий вручается в руки бюджетных учреждений, в то время как органы казначейства занимаются обеспечением функционирования платежной системы, автоматически исполняя платежные поручения бюджетных учреждений, соответствующие установленным ограничениям [10, с. 8].

В Российской Федерации в настоящее время построена казначейская модель исполнения бюджета, замыкающаяся на централизованной системе органов Федерального казначейства. Внедрение казначейского сопровождения позволило обеспечить: прозрачность и подконтрольность движения бюджетных средств по всей цепочке соисполнителей, их доведение до реального сектора экономики; сокращение дебиторской задолженности; контроль внутри- и межведомственной отчетности; повышение дисциплины среди юридических лиц — получателей целевых средств, а равно создание условий для исключения возможности их обогащения за счет необоснованного использования бюджетных средств; приток ликвидности в бюджетную сферу.

Тем не менее, формирование казначейской системы исполнения бюджета произошло не сразу и заняло достаточно длительный срок. В какой-то степени можно сказать, что этот процесс продолжается и до сих пор, ибо ежегодно вносятся изменения в деятельность Федерального казначейства. В. Ф. Костюченко выделил следующие ключевые этапы развития казначейской системы в России [11]:

1) организация исполнения с 1994 года федерального бюджета по доходам путем открытия балансовых счетов территориальными органами Федерального казначейства в учреждениях Банка России, учета и распределения по ним поступивших налогов и иных платежей в бюджет;

2) исполнение с 1995 года федерального бюджета по расходам;

3) переход с 1996 года на обслуживание получателей средств федерального бюджета через лицевые счета, открытые ими в органах Федерального казначейства;

Л. Н. Милова, рассматривая совершенствование нормативно-методического обеспечения казначейского исполнения бюджетов на различных этапах формирования и развития казначейской системы в Российской Федерации, объединила вышеперечисленные этапы в один (1993–1999 гг.) [12, с. 55], в ходе которого была сформирована организационная структура Федерального казначейства, а также были решены задачи по:

— организации расчетно-кассового обслуживания Федерального казначейства в Центральном банке Российской Федерации;

— учету и ежедневному распределению, а также зачислению поступающих доходов по уровням бюджетной системы;

— осуществлению финансирования расходов федерального бюджета;

— разработке и внедрению в органах Федерального казначейства единой системы бухгалтерского учета.

4) начало внедрения в 2001 году механизма функционирования единого казначейского счета, предусматривающего зачисление всех доходов бюджета и осуществление всех расходов с единого счета бюджета. Его реализация на практике произошла на основе одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 января 2000 года № 107-р Концепции функционирования единого счета Федерального казначейства по учету доходов и средств федерального бюджета [13]. Заявлялось, что создание единого казначейского счета представляло собой одну из главных стадий формирования системы казначейского исполнения федерального бюджета, имевшую цель централизовать учет и оптимизировать потоки движения доходов и средств федерального бюджета. Этот механизм призван обеспечить гибкость и ликвидность бюджетной системы, направлен на предотвращение кассового разрыва вследствие неравномерного характера поступлений и выплат бюджетных средств в течение финансового года. Таким образом, механизм единого казначейского счета направлен на установление динамического равновесия между доходами и расходами бюджета путем централизации первых и обособления вторых;

5) реорганизация Федерального казначейства, произведенная в процессе осуществления в России административной реформы на основании Указа Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» [14]. В результате Казначейство с 1 января 2005 года перестало быть частью Министерства финансов Российской Федерации и приобрело статус полноценного органа исполнительной власти — федеральной службы, получившей правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, с подчинением Министерству финансов Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 года № 703 «О Федеральном казначействе» [15] было утверждено соответствующее Положение, закрепившее организационно-правовой статус Казначейства России.

Вместе с этим, в 2005 году началась разработка и внедрение Административных регламентов Федерального казначейства по исполнению возложенных на него государственных функций в целях унификации осуществляемой им деятельности. Кроме того, казначейские органы начали работать с программными продуктами «Казначейское исполнение доходов и расходов федерального бюджета и кассовое обслуживание территориальных бюджетов» и «Система электронного документооборота» [12, с. 56], что послужило толчком к активной разработке, внедрению и использованию Федеральным казначейством в своей деятельности информационных систем и IT-технологий.

Позитивные результаты деятельности Федерального казначейства предопределили дальнейшее расширение сферы действия казначейской системы исполнения бюджета. В 2006 году кассовое обслуживание исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований перешло от коммерческих банков в руки территориальных органов Федерального казначейства [16], следствием чего стала стандартизация осуществления финансовых операций субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, было организовано информационное взаимодействие казначейских органов и территориальных финансовых органов с предоставлением необходимой финансовой отчетности [12, с. 56].

В 2014 году произошел переход на обслуживание в Федеральном казначействе всех бюджетов государственных внебюджетных фондов, чем завершился процесс формирования в России казначейской системы исполнения бюджета.

Таким образом, в период политической и экономической нестабильности, постоянно изменяющихся условий деятельности в Российской Федерации удалось выстроить систему исполнения бюджета, базирующуюся на органах Федерального казначейства, способную решать задачи, с которыми не справилась банковская система в начале 90-ых гг. прошлого века, а именно:

1) сосредоточить все государственные финансы в руках одной государственной структуры;

2) создать эффективную систему контроля за движением финансовых потоков в процессе исполнения бюджета в целях предотвращения несанкционированного доступа к государственным средствам;

3) обеспечить оперативный сбор, обработку, анализ информации о состоянии государственных финансов, бюджетной системе в целом, ее предоставление для принятия соответствующих управленческих решений на вышестоящем уровне, а равно осуществление планирования и прогнозирования в бюджетной сфере.

Литература:

  1. Организация исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Особенности исполнения бюджета города Москвы: учебное пособие / А. А. Шестемиров; Моск. гор. ун-т упр. Правительства Москвы. — Москва: МГУУ Правительства Москвы, 2018. 108 с.
  2. Финансы СССР: учебник / Под ред. М. К. Шерменева. М.: Изд-во «Финансы», 1977. 359 с.
  3. Бюджетная система Российской Федерации: учебник / Под ред. О. В. Врублевской. 3-е изд., испр. и перераб. М.: Издат-во «Юрайт», 2003. 721 с.
  4. Федотова М. В. Исследование термина «Организация исполнения бюджета» в контексте практики применения в РФ // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3: Экономика. Экология. 2016. № 1 (38). С. 97–104.
  5. Назарова И. В. Модернизация казначейского исполнения бюджетов: автореф. дис.... канд. эк. наук. Москва. 2007. 208 с.
  6. Шогенова Ф. А. Совершенствование системы исполнения федерального бюджета: автореф. дис. … канд. эк. наук. Москва. 2014. 212 с.
  7. Акперов И. Г. и др. Казначейская система исполнения бюджета в Российской Федерации: Учеб. пособие / И. А. Коноплева, С. П. Головач. М.: Изд-во «Финансы и статистика», 2014. С. 27–28.
  8. Саранцев В. Н. Казначейская система исполнения бюджетов: организационная модель и перспективы // Вестник Московского университета имени С. Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. 2016. № 3 (18). С. 15–20.
  9. Саранцев В. Н. Сравнительный анализ функций казначейских органов зарубежных стран. [Электронный ресурс]. URL: http://bujet.ru/article/69253.php (дата обращения: 03.06.2022).
  10. Ковтун Л. Р. Организация исполнения бюджетов: учеб. пособие / Л. Р. Ковтун; БГУ. Иркутск: Изд-во БГУ, 2017. 198 с.
  11. Костюченко В. Ф. История воссоздания и этапы становления казначейской системы в России // Экономический вестник Ростовского государственного университета. 2005. Т. 3. № 4. С. 69–76.
  12. Милова Л. Н. Нормативно-методическое обеспечение совершенствования казначейского исполнения бюджетов в Российской Федерации // Региональное развитие: электронный научно-практический журнал. 2014. № 1. С. 54–57.
  13. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 23 января 2000 года № 107-р «О концепции функционирования единого счета федерального казначейства Минфина РФ по учету доходов и средств федерального бюджета» // СЗ РФ. 2000. № 5. Ст. 576.
  14. Указ Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» // СЗ РФ. 2004. № 11. Ст. 945.
  15. Постановление Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 года № 703 «О Федеральном казначействе» // СЗ РФ. 2004. № 49. Ст. 4908.
  16. Приказ Федерального казначейства от 10 октября 2008 года № 8н «О порядке кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и порядке осуществления территориальными органами Федерального казначейства отдельных функций финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по исполнению соответствующих бюджетов» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. № 51. 2008.
Основные термины (генерируются автоматически): Федеральное казначейство, Российская Федерация, исполнение бюджета, федеральный бюджет, бюджетный процесс, казначейская система исполнения бюджета, орган, средство, бюджетная система, исполнительная власть.


Ключевые слова

Федеральное казначейство, исполнение бюджета, казначейская система исполнения бюджета

Похожие статьи

Финансовая система Российской Федерации: место и роль Федерального казначейства как органа внутреннего государственного финансового контроля

Целью данного исследования является исследование на основе действующих нормативных правовых актов Российской Федерации сложившейся на практике финансовой системы Российской Федерации, а также определение в ней места и роли Федерального казначейства.

Актуальные проблемы развития государственного финансового контроля

В статье рассматриваются правовые основы осуществления финансового контроля. Также освещены вопросы, возникающие при осуществлении государственного финансового контроля в Российской Федерации, и пути его развития.

История развития налогового контроля в России

В статье проводится анализ исторического становления налогового контроля в России, основные этапы его развития. Дается характеристика и детерминанты формирования налогового контроля в России, что в свою очередь предоставляет возможность охарактеризов...

Становление и развитие межбюджетных отношений в Российской Федерации

В статье рассмотрены основные этапы становления и развития системы межбюджетных отношений в Российской Федерации, дана характеристика каждого из этапов, проведен анализ и подведены итоги проводимых реформ.

Бюджетное регулирование как необходимое условие комплексного экономического развития страны

В статье рассмотрено место и роль бюджетного регулирования в структуре государственного регулирования, рассмотрен финансовый механизм бюджетного регулирования, определены его основные проблемы и пути их решения.

Этапы развития межбюджетных отношений в Российской Федерации

В статье рассматриваются основные этапы развития межбюджетных отношений в РФ, их нормативно-правовое обеспечение, проблемы и пути их устранения на современном этапе.

Бюджетирование как инструмент финансового планирования на предприятии

В данной статье рассматривается понятие бюджетирования как инструмента и основополагающего элемента финансового планирования. Даются различные подходы к определению данного понятия, рассматриваются назначение и функции бюджетирования для предприятия,...

История развития системы государственных закупок в России

В статье автор исследует характеристику основных этапов истории развития системы государственных закупок в России. Систематизированы основные события и законы, которые произошли и были приняты в целях формирования национальной системы государственных...

Сущность, цели и принципы государственного управления в Российской Федерации

В статье определяется сущность, выделяются цели, а также обозначаются основные принципы и признаки государственного управления в Российской Федерации. Представлены основы теоретических аспектов государственного управления в Российской Федерации.

Развитие и текущее состояние информатизации налоговой системы Российской Федерации

В современной истории России подход к налогам и принципы их сбора регулярно менялись, в этой статье рассматривается состояние налоговой системы на момент 2023 года и дальнейший государственный вектор относительно рассматриваемого предмета. Также расс...

Похожие статьи

Финансовая система Российской Федерации: место и роль Федерального казначейства как органа внутреннего государственного финансового контроля

Целью данного исследования является исследование на основе действующих нормативных правовых актов Российской Федерации сложившейся на практике финансовой системы Российской Федерации, а также определение в ней места и роли Федерального казначейства.

Актуальные проблемы развития государственного финансового контроля

В статье рассматриваются правовые основы осуществления финансового контроля. Также освещены вопросы, возникающие при осуществлении государственного финансового контроля в Российской Федерации, и пути его развития.

История развития налогового контроля в России

В статье проводится анализ исторического становления налогового контроля в России, основные этапы его развития. Дается характеристика и детерминанты формирования налогового контроля в России, что в свою очередь предоставляет возможность охарактеризов...

Становление и развитие межбюджетных отношений в Российской Федерации

В статье рассмотрены основные этапы становления и развития системы межбюджетных отношений в Российской Федерации, дана характеристика каждого из этапов, проведен анализ и подведены итоги проводимых реформ.

Бюджетное регулирование как необходимое условие комплексного экономического развития страны

В статье рассмотрено место и роль бюджетного регулирования в структуре государственного регулирования, рассмотрен финансовый механизм бюджетного регулирования, определены его основные проблемы и пути их решения.

Этапы развития межбюджетных отношений в Российской Федерации

В статье рассматриваются основные этапы развития межбюджетных отношений в РФ, их нормативно-правовое обеспечение, проблемы и пути их устранения на современном этапе.

Бюджетирование как инструмент финансового планирования на предприятии

В данной статье рассматривается понятие бюджетирования как инструмента и основополагающего элемента финансового планирования. Даются различные подходы к определению данного понятия, рассматриваются назначение и функции бюджетирования для предприятия,...

История развития системы государственных закупок в России

В статье автор исследует характеристику основных этапов истории развития системы государственных закупок в России. Систематизированы основные события и законы, которые произошли и были приняты в целях формирования национальной системы государственных...

Сущность, цели и принципы государственного управления в Российской Федерации

В статье определяется сущность, выделяются цели, а также обозначаются основные принципы и признаки государственного управления в Российской Федерации. Представлены основы теоретических аспектов государственного управления в Российской Федерации.

Развитие и текущее состояние информатизации налоговой системы Российской Федерации

В современной истории России подход к налогам и принципы их сбора регулярно менялись, в этой статье рассматривается состояние налоговой системы на момент 2023 года и дальнейший государственный вектор относительно рассматриваемого предмета. Также расс...

Задать вопрос