Развитие коммуникативных возможностей человека в современном школьном обучении становится чрезвычайно актуальной проблемой.
В данной статье рассматривается необходимость развития коммуникативной компетенции, так как в школьном возрасте общение стоит на важном месте, и есть возможность его эффективно направить в русло грамотной речи.
Ключевые слова : компетенция, коммуникативная компетенция, общение.
На сегодняшний день проблема формирования и развития коммуникативной компетентности особенно актуальна в основной школе, так как данная компетенция в последнее время развивается на интуитивном уровне. Коммуникативные компетенции выделяются в качестве одной из целей обучения в школьной программе, включение их в систему современного образования. Педагогический состав школы ориентирован на формирование настоящей личности, занимающей активную жизненную позицию, способной решать вопросы различного характера.
Современный этап развития системы средней общеобразовательной школы сопровождается изменениями, затрагивающими содержание образования. Обновления учебных предметов связаны не просто с включением в обучение технологических инноваций, а также характеризуются многоуровневым построением обучения, ориентированным на развитие личностного творческого потенциала и коммуникативных навыков.
Отметим, что коммуникативная компетентность развивается через обучение содержанию предмета и важна способность применять ее на практике. И. А. Зимняя считает, что «основными источниками приобретения коммуникативной компетентности являются опыт народной культуры, знание языков общения, используемых народной культурой, опыт межличностного общения; опыт восприятия искусства» [1].
По мнению Т. А. Гришиной, «уровень коммуникативной грамотности напрямую влияет на академическую успешность ребенка и способствует трудностям или легкости в получении профессионального образования и самореализации в профессиональной деятельности в будущем» [2].
Особенность уроков обществознания позволяет формировать коммуникативные компетенции, которые несомненно развивают приемы общения с окружающими, включая общение в социальных сетях, что в нынешнем времени особо важно. Это позволит ученику научиться самопрезентоваться, корректно выражать свои мысли, этично давать советы, заполнять официальные документы и бланки и так далее.
Таким образом, активизация познавательной деятельности учащихся была и остаётся одной из вечных проблем педагогики. Л. С. Марченко отмечает, что «познавательная активность учащихся относится к числу основных факторов в процессе обучения и оказывает устойчивое влияние на цели, содержание и характер учебной деятельности» [3].
Как отмечают психологи и педагоги благоприятным периодом развития коммуникативной компетенции считается подростковый возраст, ведь общение в данном возрасте является ведущей деятельностью (В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин). В современном цифровом обществе благополучие личностного развития подростка во многом зависит от навыков социального взаимодействия. Поэтому, когда методы и приёмы ведения урока направлены на развитие умений рассуждать, раскрывать причинно-следственные связи, корректно использовать аргументы, тем самым уместно управлять своей речевой деятельностью, активно воспринимаются учениками и активизируют их познавательную активность и интерес к учебному предмету.
Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена не на сообщение учащимся готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на организацию их для самостоятельного получения знаний, освоение умений в процессе активной познавательной деятельности, направленной на решение образовательных проблем.
Одними из важных активных методов, способствующих развитию коммуникативных способностей учащихся являются: дискуссия (аргументированное обсуждение спорного вопроса, проблемы) [4], беседа, лекция-диалог (когда ученик отвечает непосредственно во время лекции), мозговой штурм — стимулирование творческой активности, где участники должны высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Также это социально-психологический тренинг, в котором общий принцип активности обучаемого дополняется принципом рефлексии над собственным поведением и поведением других участников групп, семинары — конференции (самостоятельная работа учащихся с учебной литературой и другими источниками) и деловая игра.
В современном учебном процессе, по мнению Г. К. Длимбетова, «применяются различные модификации деловых игр: имитационные, операционные, ролевые игры, деловой театр, психо- и социодрама»[1].
Имитационные игры, где имитируется какая-нибудь организация с определенной деятельностью работников (совещание, обсуждение проекта и т. д.). Операционные игры, например, ведения пропаганды и агитации.В ролевых играх отрабатываются тактика поведения, действий, выполнение функций и обязанностей конкретного лица. «Деловой театр», где разыгрывается поведение человека в определенной обстановке, случае. А в психодраме и социодраме развивается умение чувствовать ситуацию и другого человека коллективе, чтобы создать с ним продуктивный контакт.
Каждый из рассмотренных методов обучения имеет свои аспекты, свои преимущества и ограничения. Чтобы коммуникативная компетентность на уроках обществознания развивались эффективно, необходимо комбинировать представленные выше методы обучения и тем самым использовать интегрированный подход. Если учитель знает как совмещать и уместно применять методы, то это несомненно даст возможность эффективно сформировать высокий уровень общения, то есть цивилизованно отстаивать свою точку зрения в диалоге, адекватно вести себя в конфликтной ситуации, раскрывать навыки самопрезентации и публичного выступления, научить получать необходимую информацию от слушания и т. д. Таким образом, формируя коммуникативную компетентность с помощью данных методов, можно благополучно реорганизовать будущую взрослую жизнь профессию учащихся и продуктивно взаимодействовать с окружающими в социуме.
Таким образом, школьный курс обществознания предоставляет учителю уникальные возможности для формирования у учащихся коммуникативной грамотности. А задача современного учителя — создать условия для саморазвития возможностей и творческих возможностей учащихся, мотивировать учеников к активному познавательному процессу, и чтобы ученики могли адекватно использовать речевые средства для решения коммуникационных задач.
Литература:
- Зимняя, И. А. Педагогическая психология: Учебник / И. А. Зимняя. М.: Логос, 2008. ‒ С. 384.
- Гришина, Т. А. Особенности коммуникативной грамотности учащихся с разным уровнем академической успеваемости / Т. А. Гришина // Наука и образование: актуальные психологические проблемы и опыт решения: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции, Саранск, 15–16 апреля 2021 года. — Саранск: Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева, 2021. — С. 17. — EDN BHHHNA Режим доступа: URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=46637875.
- Марченко, Л. С. Методы формирования коммуникативных УУД /Л. С. Марченко, О. И. Шмидская, Я. В. Щагольчина // Наука, образование, общество: проблемы и перспективы развития сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. ‒ 2015. ‒ С. 130‒ 131.
- Азбука общения // под общей редакцией Л. М. Шипицина, О. В. Защиринская, А. П. Воронова, Т. А. Нилова. — СПб: изд. «Детство-Пресс». — 2020. — С. 311.
- Длимбетова, Г. К. Развитие личностных качеств у школьников / Г. К. Длимбетова, А. А. Досмухамбетова // Молодой ученый. ‒ 2016. ‒ № 2. ‒ С. 790‒ 796.