Ключевые слова: физическая культура, система образования, воспитательное воздействие, педагогический работник, обучающийся.
Вопросы по освоению образовательной программы физической культуры, а также повышению роли спорта являются актуальными в системе образования. Важными компонентами деятельности выступают активные действия со стороны обучающихся по посещению учебных занятий, осуществлению самостоятельной подготовки, выполнению заданий, даваемых педагогическими работниками, и иные действия, предусмотренные образовательной программой, которые непосредственно направленны на достижение планируемых результатов.
Физическая культура как элемент воспитательного воздействия в системе образованиянаправлена на формирование комплекса мер по укреплению здоровья, развитию физических и психических свойств обучающегося посредством двигательных упражнений [1, C. 215].
Здоровый образ жизни как основной феномен физической культуры должен проявляться на ранних стадиях образовательного процесса обучающегося и играть важную роль в направлении воспитательного воздействия путем систематических, планомерных и целенаправленных учебных и тренировочных занятий, составляющих важнейшую часть процесса физического воспитания. Большое значение в физическом воспитании имеют и специальные навыки в различных видах спорта. Особенности быстроты, силы, ловкости и выносливости в самом процессе могут быть различны. Например, упражнения штангиста и борца, даже при условии одинаковой затраты физической силы, будут различными по качественным особенностям применения силы обучающегося. Такие особенности выражаются не только физиологическими признаками (участие различных групп мышц и др.), но и различным характером деятельности сознания, а также воспитательных приемов педагогического работника для эффективного развития личных физических способностей.
Именно определённые и правильно выполненные спортивные техники позволяют обучающимся укрепить мышечную силу, физическую выносливость, ловкость и быстроту движения для достижения, желаемого результата.
В целях спортивного совершенствования обучающихся педагогические работники проводят спортивно-тренировочные занятия, в социальные программы которых входят направления работы по:
1) рациональному режиму труда (учебы) и отдыха, основанными на индивидуальных биоритмологических особенностях;
2) оптимальному, систематическому и активному физическому движению;
3) эффективному, научно обоснованному закаливанию;
4) нормальному питанию в соответствии с концепцией адекватного питания;
5) комплексу психогигиенических и психопрофилактических воздействий;
6) учету и коррекции влияния на здоровье окружающей среды;
7) вреду и пользе самолечения;
8) аргументированной и действенной пропаганде вредных для здоровья факторов —например, таких как алкоголизм, курение, наркомания и токсикомания;
9) формированию правильных представлений у детей и подростков о половом созревании, знаний и мер профилактики СПИДа;
10) обучению мерам по предупреждению уличного и бытового травматизма и правилам личной гигиены.
Полноценная деятельность педагогических работников в большей степени зависит от его осведомленности в вопросах здоровья, питания, устранения вредных привычек, улучшения активной жизненной позиции и здорового образа жизни [3, C. 20].
В настоящее время уровень физической подготовленности обучающегося не соответствует социально-экономическим требованиям. В связи с этим интегральной целью физической культуры как элемента воспитательного воздействия в системе образования должна выступать физическая культура личности как мотивационно-потребностной деятельности в сфере физического совершенства. Система знаний и убеждений, ценностных ориентаций и мотивационно-потребностной сфере личности в совокупности должна быть направлена на организационную, познавательную и практическую деятельность, по средствам положительного отношения к физической культуре, и формированию потребностей в повседневных занятиях физических упражнений, нацеленностью на здоровый образ жизни в физическом совершенствовании, а также проявления в них самодеятельности [2, C. 55].
Однако проведенные исследования по изучению физической культуры как элемента воспитательного воздействия в системе образования показали, что многие идеи физической культуры, направленные на формирование физической культуры личности, физической активности и здорового образа жизни обучающегося, не используются в практической деятельности педагогического работника. Корень решения данной проблемы уходит в процесс профессиональной подготовки в высших учебных заведениях.
Решение социальных проблем, обучающихся в процессе профессиональной деятельности педагогического работника можно рассматривать также через реализацию функций физической культуры. В этом аспекте следует выделить следующие функции:
—специфическую, состоящей в благотворном воздействии физкультурной деятельности на динамику физического развития обучающегося и состояние его здоровья;
— социальную , способствующей социализации и интеграции обучающегося в обществе;
—профессионально-прикладную , обеспечивающей достижение профессионализма, обучающегося в трудовой деятельности;
— информационную , позволяющей накопить, распространить и передать сведения о обучающемся, его возможностях, средствах и путях их увеличения;
— эстетическую, направленную на удовлетворение обучающихся потребностей в физическом совершенстве, здоровье и гармоническом развитии.
Создание оптимальных условий для жизнедеятельности обучающегося относится к числу главных задач педагогического работника. Одно из основных средств их решения — оздоровительно-реабилитационная физическая культура .
Оздоровительно-реабилитационная физическая культура включает в себя оздоровительную, лечебную и адаптивную физическую культуру [4, C. 101]. Оздоровительно-реабилитационные свойства использования физических упражнений в восстановлении, сохранении и укреплении здоровья в сочетании с другими лечебными средствами уже давно доказаны. Поэтому использование их в практике на занятиях с обучающимися, несомненно, позволит решать медико-социальные проблемы. Л. И. Лубышева отмечает, что единство мировоззренческих, интеллектуальных и телесных компонентов должно стать основополагающим принципом формирования физической культуры личности обучающегося в системе образования [3, C. 20].
Таким образом, мы пришли к следующим выводам:
— условиями повышения роли физической культуры как элемента воспитательного воздействия в деятельности педагогического работника по социальной работе выступают усиление роли дисциплины «физическая культура» в профессиональной подготовке в системе образования.
— формирования у обучающихся специальных знаний, методических умений и навыков, должны быть направленны на решение социальных проблем средствами физической культуры и спорта путем воспитательного воздействия со стороны педагогического работника.
— формирования у обучающихся физической активности как фактора достижения должного уровня профессиональной готовности должны быть направлены на этапе обучения в целях укрепления здоровья и поддержания здорового образа жизни.
Литература:
- Белых Д. Н., Уколова Г. Б. Физическая культура и спортивная часть общеразвивающей культуры личности студента / Д. Н. Белых, Г. Б. Уколова / Д. Н. Белых, Г. Б. Уколова // Молодежь и наука: шаг к успеху. — 2020. — С. 214–217.
- Герчак Я. М., Калимулин Р. М., Колесников В. Ю. Особенности модернизации высшего профессионального образования в области физической культуры и спорта / Я. М. Герчак, Р. М. Калимулин, В. Ю. Колесников // ЦИТИСЭ. — 2020. — №. 3. — С. 53–62.
- Лубышева Л. И. Современные подходы к формированию физкультурного знания студентов вуза / Л. И. Лубышева // Теория и практика физ. культуры . 1993, № 3, C. 19–21.
- Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры. Введение в предмет : Учеб. для высших спец. физкульт. учеб. заведений. 3-е изд. — СПб.: Лань, 2003. — 159 с.