В статье рассмотрены актуальные вопросы ведомств, выступающих в роли инструментов для регулирования безопасности в сфере информационной безопасности и информационных технологий. Рассмотрена история Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, начиная с периода Российской Империи и до текущего времени. Было проведено исследование структуры организации, ее внутренних департаментов, а также ее деятельность, насчитывающая 10 направлений. Были представлены результаты работы Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, и их анализ. В заключении авторы сделали вывод о значимости организации для Российской Федерации.
Ключевые слова : Минкомсвязь, Минцифры, регуляторы информационной безопасности, итоги работы.
- Введение
В настоящее время в Российской Федерации существует несколько регуляторов в сфере информационной безопасности. Каждая из них выполняет свой спектр задач, с помощью которых удается контролировать и защищать информационное пространство страны. Одной из первых организаций в истории России является министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций (Минцифра, Минкомсвязь), которое появилось задолго до образования Российской Федерации. За время своего существования, ведомство неоднократно изменяло список полномочий и форм управления. На протяжении истории нашей страны, организация имела множество наименований и руководителей.
Рис. 1. Регуляторы информационной безопасности в РФ
Цель данной статьи является выявление ключевых направлений деятельности Минцифры и их анализ для оценки эффективности работы данной организации.
В настоящее время, Минцифра имеет несколько приоритетов, но в рамках данной статьи рассмотрены четыре (таблица 1).
- История министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций
История министерства ци фрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации берет свое начало в 1865 году и называлось министерством почт и телеграфов Российской империи. Уже в то время организация занималась управлением почты и телеграфа. МПиТ образовался путем отделения его из состава министерства внутренних дел, но просуществовало не долго, так как было ликвидировано в 1868 году и вернулось в состав МВД. Позднее, в 1880 году было принято решение восстановить МПиТ. Новое министерство состояло из двух департаментов: почт, телеграфов. Также новая организация получило свою канцелярию и совет министров. В 1881 году министерство снова было ликвидировано и вернулось в состав МВД [1]; [2].
В 1884 году после роспуска МПиТ был создан новый орган — Главное управление почт и телеграфов. ГУПТ занималась организацией деятельней почто-телеграфной службы. Изначально управление было разделено на две разные отрасли: почтовая и телеграфная. Но после отрасли объединили и ввели в состав МВД из-за сокращения расходов. Исходя из закона от 28 мая 1885 года для управления почтовыми и телеграфными частями были созданы почтовые-телеграфные округа в количестве 35, но только учреждения Санкт-Петербурга, Москвы, Варшавы м Одессы состояли во владении ГУПТ [3]; [4].
В 1903 в Российской империи насчитывалось 5988 почтово-телеграфных и почтовых учреждений главного управления почт и телеграфов. После февральской революции в 1917 году ГУПТ вышла из состава министерства внутренних дел и стала самостоятельным органом — Народным комиссариатом почт и телеграфов РСФСР [3].
Народный комиссариат почт и телеграфов РСФСР отвечал за организацию и деятельность разных видов связи. В начале своего существования НКПТ имел такое же устройство, как и главное управление почт и телеграфов. В соответствии с декретом «Об организации управления почтово-телеграфным делом Советской Республики» от 16 марта 1918 года комиссариат был реорганизован — все должности, связанные с управлением, были заменены на комиссаров, которые утверждались из кандидатов, выдвигаемых органами Советской власти. В 1923 году был образован СССР, НКПТ был преобразован в Народный комиссариат почт и телеграфов СССР. [5] Наркомпочтель СССР существовал по 1932 год и выполнял все те же функции, что и его предшественник [6]. Позднее, НКПТ СССР был переименован в Народный комиссариат связи СССР [7].
Центральный орган Союза Советских Социалистических Республик, отвечающий за различные виды связи, таких как почта и телеграф. НКС СССР был создан 17 января 1932 года из Народного комиссариата почт и телеграфов СССР, однако сохранил свою структуру. Во время Великой Отечественной войны Народный комиссариат связи внес большой вклад, в размере 1 миллиона рублей, из личных сбережений работников, на постройку эскадрильи связных самолётов. 5 марта 1946 года прекратил свое существование путем преобразования в Министерство связи СССР [8].
Центральный орган управления СССР, который появился из НКС став общесоюзным министерством. Увеличился список видов связи телефонной связью, радиосвязью, радиовещанием и телевидением. Минсвязи СССР отвечало за распространение периодической печати в государстве и за научно-технический прогресс в отрасли. 28 декабря 1954 года министерство стало союзно-республиканское. 26 декабря 1991 года прекратило свое существование из-за развала Союза Советских Социалистических Республик [9].
Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации было создано12 мая 2008 года в соответствии с указом Президента РФ № 724 . Деятельность министерства с 2008–2010 годы была направленна на массовую коммуникацию, когда в вопросах связи был пробел. Об этом свидетельствует успешное утверждение программы «Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009–2015 гг».. Была реализована идея создания доменной зоны, а также министерство убедило правительство страны участвовать в системе управления интернетом. Доказательством проблем в сфере связи является то, что была угроза срыва обновления спутниковой связи. Возникла угроза нелегитимности всех сетей связи. До настоящего времени не завершились успехом попытки создать нормативно-правовую основу для обоснования новой архитектуры сетей связи на базе IP-протокола [10].
30 августа 2011 года прокуратура объявила о хищении бюджетных средств, которые были выделены на программу «Электронная Россия». Размер хищения составил 300 миллионов рублей. Обвинялась компания «Ростелеком» и ее директор. В 2012 году идут перемены в штате, главным событием которой являлась смена министра с Щеглова Игоря Олеговича (12 мая 2008–21 мая 2012) на Никифорова Николая Анатольевича [11]; [12].
В декабрь 2012 года внесены правки в закон «О связи», разрешающие абонентам сохранить свой номер телефона при переходе на другой оператор.
5 сентября 2012 года было выдвинуто пять направлений, которые будет активно развивать до 2018 года. В эти направления входят: связь, почта, медиа, IT, электронные услуги. Каждому из них был выдвинут ряд задач. А также министр объявил, что IT и Электронные услуги будут приоритетными.
В феврале 2013 года штат Минкомсвязи обновился на треть, ушло 94 человека, когда как устроились на работу 74 человека. Большая часть нанятых бывшие менеджеры из компаний связи, таких как МТС, Теле2 и др. Было расформировано два департамента (информационного общества, госполитики в области связи и цифрового ТВ), так же создано три новых (развития IT-отрасли, регулирования радиочастот, сетей связи и инфраструктурных проектов).
28 марта 2013 года Минкомсвязь все же смогла сместить директора компании «Ростелеком».
В мая 2014 года министерство сообщило о поддержке российских разработчиков компьютерных игр.
15 сентября 2014 года стало известно, что планируется перенести государственные и муниципальные услуги в электронный вид
11 февраля 2016 года Минкомсвязи сообщило о подготовке поправок в законы «О связи» и «Об информации, информационных технологиях и защите информации», что предполагает государственный контроль над прохождением интернет-трафика на территории страны.
В июне 2018 года представили проект о расширении.
Назначение нового министра Носкова Константина Юрьевича 18 мая 2018 года [13].
15 мая 2018 года переименование министерства. Новое название — Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций. Предложение выдвинута Медведевым Д. А.
С 21 января 2020 новый министр — Шадаев Максут Игоревич [14].
- Структура организации
Главой Министерства развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации является министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Шадаев Максут Игоревич. Организация состоит из восемнадцати департаментов, одного подведомственного органа и двадцати четырех подведомственных организаций [15].
1 Департаменты
Департамент координации программ и проектов — отвечает за разработку и осуществление государственной политики и нормально-правового регулирования в сфере реализации программы «Цифровая экономика Российской Федерации», проектов, связанных с деятельностью государственной власти субъектов РФ в рамках Министерства. Директором департамента является Трубникова Татьяна Николаевна [16].
Департамент развития отрасли информационных технологий — осуществляет формирование единого подхода в развитии информационных технологий, поддерживает разработку и внедрение отечественного программного обеспечения на внутреннем рынке, содействует импортозамещению в it-сфере. Также департамент отвечает за разработку государственной политики и нормально-правовое регулирование в сфере информационных технологий. Директором является Никитин Дмитрий Сергеевич [17].
Правовой департамент — регулирует правовую деятельность Министерства и его работу в области совершенствования законодательства РФ в сфере информационных технологий. Директором департамента является Кузнецов Роман Валерьевич [18].
Административный департамент — регулирует кадровую политику, обеспечивает профилактику корпоративных нарушений, работает с обращениями граждан, контролирует материально-техническое обеспечение министерства. Директором является Трачук Алексей Аркадьевич [19].
Департамент развития массовых коммуникаций и международного сотрудничества — отвечает за разработку и исполнение государственной политики в сфере СМИ и массовых коммуникаций, в сфере защиты детей от вредоносной для психического состояния информации, осуществляет международную деятельность в областях связи, информационных технологий. Директором департамента является Ларина Екатерина Геннадьевна [20].
Департамент обеспечения кибербезопасности — обеспечивает разработку и внедрение проектов в сфере обеспечения информационной безопасности, развивает отраслевые стандарты защиты информации, противодействует угрозам киберпреступности, реализует повышение уровня защищенности объектов критически важной информационной инфраструктуры. Директором департамента является Бенгин Владимир Николаевич [21].
Департамент экономики и финансов — отвечает за разработку и внедрение политики государства в сфере экономической и финансовой деятельности, направленной на создание устойчивого развития отрасли в областях информационной технологии, СМИ и массовых коммуникаций. Директором департамента является Карецкая Светлана Сергеевна [22].
Департамент государственного регулирования рынка телекоммуникаций — отвечает за регулировку контрольной и разрешительной деятельности в сфере связи, осуществляет тарифную регулировку услуг связи, обеспечивает функционирование сетей связи. Директором департамента является Тур Дмитрий Андреевич [23].
Департамент реализации инфраструктурных проектов — обеспечивает развитие инфраструктурных проектов в отрасли телекоммуникаций, отвечает за развитие магистральный сетей связи, региональных систем связи и спутниковых сетей, осуществляет учет и мониторинг качества систем связи. Директором департамента является Угнивенко Дмитрий Константинович [24].
Департамент цифровой трансформации и координации бюджетных расходов — координирует единую техническую политику и архитектуру в сфере информационных технологий, контролирует процессы жизненного цикла информационных систем государства, осуществляет аудит данных систем, администрирует проекты цифровизации государственного управления. Временно исполняющим обязанности директора департамента является Карапузов Алексей Геннадиевич [25].
Департамент развития технологий цифровой идентификации — осуществляет процесс выполнения проектов Минцифры РФ в области идентификации личности: развитии биометрических систем, паспортно-визовых документов, осуществляет распространение внедрения электронной подписи. Директором департамента является Дубынин Дмитрий Геннадьевич [26].
Департамент развития сервисов и клиентского опыта — разрабатывает и внедряет государственную политику в сфере модернизации государственного управления посредством внедрения цифровых технологий, осуществляет контроль качества предоставления услуг в электронном виде, обеспечивает развитие цифровых профилей граждан. Директором департамента является Зарипов Тимур Ильдарович [27].
Департамент развития облачных сервисов и управления данными — обеспечивает развитие единой информационно-коммуникационной инфраструктуры государственных органов, сопровождает и модернизирует Национальную систему управления данными, производит перевод государственных служащих на автоматизированные рабочие места, обеспечивает поддержание проектов цифровизации государственных органов. Временно исполняющим обязанности директора департамента является Бурлаков Павел Иванович [28].
Департамент развития инфраструктуры электронного правительства — занимается развитием и введением в эксплуатацию инфраструктуры электронного правительства, осуществляет поддержание развития сервисов социальной сферы. Директором департамента является Цветков Сергей Валерьевич [29].
Департамент стимулирования спроса на радиоэлектронную продукцию — занимается формированием спроса на отечественные программно-аппаратные комплексы и программное обеспечение гражданского назначения, развитием рынка компьютерного оборудования, беспилотного транспорта, систем «умного города». Директором департамента является Понькин Александр Сергеевич [30].
Департамент развития новых телекоммуникационных сервисов — занимается развитием технологий средств связи, обеспечивает реализацию новых телекоммуникационных проектов, модернизирует системы связи экстренных и оперативных служб. Директором департамента является Привезенцев Антон Викторович [31].
Департамент государственной поддержки развития медиа — разрабатывает и внедряет программы развития государственных СМИ, обеспечивает доступ населения к телевизионному вещанию, занимается организацией социально значимых мероприятий в сфере интернета и медиа. Директором департамента является Кожебаткина Надежда Борисовна [32].
Департамент государственной поддержки периодической печати и книжной индустрии — занимается поддержкой и цифровой трансформацией периодической печати и книжной индустрии, обеспечивает нормативно-правовое регулирование в сфере книжной индустрии и полиграфии, отвечает за поддержание литературного процесса, книжных выставок и пропаганду чтения. Директором департамента является Григорьев Владимир Викторович [33].
2 Подведомственные органы
Подведомственным органом Министерства развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации является Роскомнадзор.
Роскомнадзор — федеральный орган исполнительной власти, задачами которого являются контроль и надзор в сфере СМИ, обработка персональных данных требованиям законодательства РФ в области персональных данным. Кроме этого, осуществление функций по организации деятельности радиочастотной службы. Руководителем данного органа является Липов Андрей Юрьевич [34].
3 Подведомственные организации
Минкомсвязь осуществляет деятельность во многих областях сферы информационных технологий. Для выполнения определенных видов работ было налажено взаимодействие с более чем двумя десятками различных организаций. Среди них можно привести в качестве примеров ФГБУ «Связист» — бюджетное учреждение, занимающееся организацией условий работы социально-бытового обслуживания лиц [35], ФГБОУ ДПО «Академия медиаиндустрии» — институт, целью которого является повышение квалификации работников телевидения и радиовещания [36], ФГУП РСВО — службой оповещения гражданской обороны в городах федерального значения [37].
- Деятельность Минкомсвязи
Деятельность Минкомсвязи подразделяется на 10 направлений [38]:
а) Информационное государство:
1) информатизация госорганов;
2) координация информатизации госорганов;
3) региональная информатизация;
4) мониторинг региональной информатизации;
5) цифровая трансформация в сфере здравоохранения;
6) цифровая трансформация в сфере выборов;
7) цифровая трансформация в сфере образования;
8) развитие конкуренции.
б) Цифровизация субъектов РФ:
1) координация, мониторинг и реализация региональной цифровизации;
2) субсидии субъектам Российской Федерации;
3) гранты юридическим лицам;
4) совещания руководителей цифровой трансформации;
5) стратегии цифровой трансформации.
в) Электронное правительство:
1) электронные услуги для граждан и бизнеса;
2) инфраструктура электронного правительства;
3) единая биометрическая система.
г) Цифровая экономика РФ
д) Телекоммуникации
е) Медиа
ж) ИТ-отрасль
з) Почта
и) Международное сотрудничество:
1) сотрудничество с международными организациями;
2) двустороннее сотрудничество России с иностранными государствами;
3) проведение международных мероприятий;
4) развитие нормативно-правовой базы в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций;
5) поддержка ИКТ-экспорта.
к) Антимонопольный комплекс:
1) нормативные и ведомственные правовые акты в сфере антимонопольного комплекса;
2) Перечни нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов.
- Результаты работы Минцифры в 2021 году
Из России уехало большое число IT специалистов за последнее время. За февраль и март 2022 года страну покинули 70 тысяч программистов, а РАЭК считают, что ожидается отток еще 100 тысяч. Минцифры предприняли контрмеры еще в 2021 году, увеличив число бюджетных мест по IT специальностям на 113 тысяч в ВУЗах Российской Федерации. Также министерство дало возможность 10,5 тысячам школьников обучаться в онлайн формате языкам программирования. Ведомство не забыло и о преподавателях и направило на подготовку по новым специальностям 16,2 тысяч преподавателей. Части граждан была представлена скидка на обучение в онлайн школах. Все предпринятые меры способствуют качественной подготовке большого числа IT-специалистов в короткие сроки, что позволит очень быстро компенсировать нехватку кадров в данной сфере.
Минцифры выделило 3 приоритетных направления в сфере информационных технологий. Первой являются цифровые профессии, подразумевающие прямую работу со средствами ЭВМ. Ведомство предоставляет скидки на обучение в размере от 50 до 100 процентов, что делает обучение новым профессиям доступным для большего числа людей. Данное решение позволит в 2022 году обучить порядка 50 тысяч новых специалистов во всех отраслях информационных технологий. Вторым направлением является программирование для школьников, которое включает обучение для учеников 9–11 классов программированию с преподавателем, что позволит подготовить учеников общеобразовательных учреждений к обучению на следующей ступени. Данная инициатива охватит порядка 100 тысяч школьников. Третьем приоритетом являются цифровые кафедры, которые включают получение второго образования в сфере IT без отрыва от основного, что позволит дополнительно подготовить 80 тысяч новых специалистов. Каждое из направлений призвано решить некоторые проблемы, но не смотря на разделение на 3 ветви, все приоритеты призваны решить одну большую проблему — нехватка квалифицированных кадров.
В рамках поддержки отечественных IT-компаний были приняты некоторые меры. В первую очередь, был снижен налог на прибыль с 20 процентов до 3, что позволило многим организациям реализовать куда больше проектов, так как у них было больше ресурсов. Компании смогли увеличить заработные платы, так как были уменьшены тарифы страховых взносов с 14 процентов до 7,6. Также налог на добавочную стоимость был отменен, если производилась продажа ПО из реестра. Все принятые меры позволили увеличить налоговые сборы на 80 миллиардов рублей и привели к 20 процентному росту рынка.
За последний год, министерство сделало интернет доступнее как для обычных граждан, так и для учебных заведений. Количество школ, подключенных к интернету за 2021 год, увеличилось на 183 процента.
Рис. 2. Результаты работы Минцифры за 2021
За прошедший год, большое число учреждений было подключено к интернету, что положительно сказывается на электронном документообороте и цифровизации регионов.
В рамках поддержки и развития кибербезопасности в Российской Федерации, была создана система мониторинга фишинговых сайтов, которая может в автоматическом порядке выявлять сайты, которыми владеют злоумышленники. За 2021 год было выявлено 17 тысяч сайтов, а заблокировано было около 4 тысяч. Система показала свою эффективность и продолжит выявление ресурсов, наущающих закон. Была усилена ответственность за утечку персональных данных, путем увеличения штрафа в 2 раза. Утверждены требования к системе организации кибербезопасности, что позволило стандартизовать правила для госорганов, госкомпаний и значимых объектов КИИ. Все предпринятые меры позволили улучшить кибербезопасность как простых пользователей интернета, так и государственных копаний [39].
- Заключение
На данный момент министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации занимает важнейшую роль среди регуляторов в нашей стране, так как ведомство занимается регулированием цифрового документооборота, от безопасности которого зависит секретность и информационная целостность данных, внедрением цифровизации и отказом от аналоговых средств передачи и хранения знаний. Так же организация оказывает сотрудничество с прочими регуляторами информационной безопасности в рамках своей компетенции. По итогам работы за 2021 год, министерство продемонстрировало рост многих показателей и доказало свою значимость для Российской Федерации.
Рис. 3Структура министерства
Таблица 1
Матрица итогов работы Минцифры в 2021 году
Наименование группы направлений |
Наименование достижений\результатов |
Характеристика |
Итоги |
|
Результат |
Направленность приоритета |
|||
Доступность Интернета |
Количество школ, подключенных к Интернету |
Подключено 28 553 школ |
Образование |
За прошедший год, большое число учреждений было подключено к интернету, что положительно сказывается на электронном документообороте и цифровизации регионов. |
Количество школ, имеющих WiFi сети |
Новых точек доступа 2 445 |
Образование |
||
Количество региональных и местных органов власти, подключенных к Интернету |
Подключено 3 455 |
Управление |
||
Количество ФАПов, подключенных к Интернету |
Подлечено 12 598 |
Медицина |
||
Количество населенных пунктов (250–500), подключенных к Интернету |
Подключено 1 483. Из них обеспечены мобильным интернетом 4-ого поколения 794 |
Социальная политика |
||
Количество населенных пунктов (100–249), подключенных к Интернету |
Подключено 407. Все новые подключения обеспечены мобильным интернетом 4 поколения. |
Социальная политика |
||
Поддержка отрасли |
Налог на прибыль |
Уменьшен налог на прибыль с 20 % до 3 % |
Экономика |
Все принятые меры позволили увеличить налоговые сборы на 80 миллиардов рублей и привели к 20 процентному росту рынка. |
Тарифы страховых взносов |
Уменьшены тарифы страховых взносов с 14 % до 7,6 % |
Экономика |
||
НДС |
0 % в случае продажи лицензий на ПО из реестра |
Экономика |
||
Подготовка кадров |
Количество новых бюджетных мест по ИТ-специальностям в ВУЗах |
Выделено 113 тыс. мест (КЦП 80 мест) |
Образование |
Все предпринятые меры способствуют качественной подготовке большого числа IT-специалистов в короткие сроки, что позволит очень быстро компенсировать нехватку кадров в данной сфере. |
Количество школьников, получивших возможность бесплатного обучения онлайн языкам программирования |
Получили 10,5 тыс. школьников |
Образование |
||
Количество граждан, получивших 50 % скидку на обучение онлайн новым цифровым профессиям |
Получили 25 тыс. человек |
Образование |
||
Количество сотрудников бюджетной сферы, прошедших обучение цифровой трансформации |
Прошли 12,6 тыс. госслужащих |
Образование |
||
Количество преподавателей в ВУЗах, прошедших переподготовку по новым программам цифровой трансформации |
Прошли 16,2 тыс. преподавателей |
Образование |
||
Кибербезопасность |
Создана система мониторинга фишинговых сайтов |
Выявлено 17 тыс. и 4 тыс. заблокировано сайтов |
Защита населения |
Все предпринятые меры позволили улучшить кибербезопасность как простых пользователей интернета, так и государственных копаний |
Усилена ответственность за утечки персональных данных |
В 2 раза повышены штрафы за нарушение требований по обработке ПД |
Защита населения |
||
Утверждены требования к системе организации кибербезопасности |
В госорганах, госкомпаниях и на значимых объектах КИИ |
Защита населения |
||
Утверждена и апробирована методика проведения анализа защищенности |
На основе пен-тестов |
Защита населения |
||
Литература:
- МИНИСТЕРСТВО ПОЧТ И ТЕЛЕГРАФОВ \\ Большой филателистический словарь [Электронный ресурс] URL: https://rus-big-philately-dict.slovaronline.com/1750-МИНИСТЕРСТВО %20ПОЧТ %20И %20ТЕЛЕГРАФОВ (Дата обращения 28.03.2022)
- Министерство почт и телеграфов Российской империи \\ Wikipedia [Электронный ресурс] URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Министерство_почт_и_телеграфов_Российской_империи (Дата обращения 28.03.2022)
- Главное управление почт и телеграфов // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 4 т. — СПб., 1907–1909. (Дата обращения 28.03.2022)
- Главное управление почт и телеграфов // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890–1907. (Дата обращения 28.03.2022)
- 1 2 Народный комиссариат почт и телеграфов РСФСР // Большой филателистический словарь / Н. И. Владинец, Л. И. Ильичёв, И. Я. Левитас, П. Ф. Мазур, И. Н. Меркулов, И. А. Моросанов, Ю. К. Мякота, С. А. Панасян, Ю. М. Рудников, М. Б. Слуцкий, В. А. Якобс; под общ. ред. Н. И. Владинца и В. А. Якобса. — М.: Радио и связь, 1988. — 320 с. — 40 000 экз. — ISBN 5–256–00175–2. (Дата обращения: 28 марта 2022)
- Народный комиссариат почт и телеграфов СССР // Большой филателистический словарь / Н. И. Владинец, Л. И. Ильичёв, И. Я. Левитас, П. Ф. Мазур, И. Н. Меркулов, И. А. Моросанов, Ю. К. Мякота, С. А. Панасян, Ю. М. Рудников, М. Б. Слуцкий, В. А. Якобс; под общ. ред. Н. И. Владинца и В. А. Якобса. — М.: Радио и связь, 1988. — 320 с. — 40 000 экз. — ISBN 5–256–00175–2. (Дата обращения: 28 марта 2022)
- Народный комиссариат связи СССР // Большой филателистический словарь / Н. И. Владинец, Л. И. Ильичёв, И. Я. Левитас, П. Ф. Мазур, И. Н. Меркулов, И. А. Моросанов, Ю. К. Мякота, С. А. Панасян, Ю. М. Рудников, М. Б. Слуцкий, В. А. Якобс; под общ. ред. Н. И. Владинца и В. А. Якобса. — М.: Радио и связь, 1988. — 320 с. — 40 000 экз. — ISBN 5–256–00175–2. (Дата обращения: 28 марта 2022)
- Народный комиссариат связи СССР \\ Wikipedia [Электронный ресурс] URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Народный_комиссариат_св.. (Дата обращения 28.03.2022)
- Министерство связи СССР \\ Wikipedia [Электронный ресурс] URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Министерство_связи_СССР (Дата обращения 28.03.2022)
- Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации\\ Wikipedia [Электронный ресурс] URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Министерство_цифрового_.. (Дата обращения 28.03.2022)
- Щёголев Игорь Олегович// Wikipedia: [Электронный ресурс] https://ru.wikipedia.org/wiki/Щёголев,_Игорь_Олегович (Дата обращения 28.03.2022)
- Никифоров Николай Анатольевич// Wikipedia: [Электронный ресурс] https://ru.wikipedia.org/wiki/Никифоров,_Николай_Анат.. (Дата обращения 28.03.2022)
- Носков Константин Юрьевич // Wikipedia: [Электронный ресурс] https://ru.wikipedia.org/wiki/Носков,_Константин_Юрье.. (Дата обращения 28.03.2022)
- Шадаев Максут Игоревич // digital.gov: [Электронный ресурс] https://www.digital.gov.ru/ru/ministry/persons/498/ (Дата обращения 28.03.2022)
- Структура: Минкомсвязь // digital.gov: [Электронный ресурс] // URL: https://www.digital.gov.ru/ru/ministry/structure/ (дата обращения 28.03.2022).
- Департамент координации программ и проектов // digital.gov: [Электронный ресурс] // URL: https://www.digital.gov.ru/ru/ministry/departments/58/ (дата обращения: 29.03.2022).
- Департамент развития отрасли информационных технологий // digital.gov: [Электронный ресурс] // URL: https://www.digital.gov.ru/ru/ministry/departments/25/ (дата обращения: 29.03.2022).
- Правовой департамент // digital.gov: [Электронный ресурс] // URL: https://www.digital.gov.ru/ru/ministry/departments/38/ (дата обращения: 29.03.2022).
- Административный департамент // digital.gov: [Электронный ресурс] // URL: https://www.digital.gov.ru/ru/ministry/departments/31/ (дата обращения: 29.03.2022).
- Департамент развития массовых коммуникаций и международного сотрудничества // digital.gov: [Электронный ресурс] // URL: https://www.digital.gov.ru/ru/ministry/departments/50/ (дата обращения: 29.03.2022).
- Департамент обеспечения кибербезопасности // digital.gov: [Электронный ресурс] // URL: https://www.digital.gov.ru/ru/ministry/departments/37/ (дата обращения: 29.03.2022).
- Департамент экономики и финансов // digital.gov: [Электронный ресурс] // URL: https://www.digital.gov.ru/ru/ministry/departments/57/ (дата обращения: 29.03.2022).
- Департамент государственного регулирования рынка телекоммуникаций // digital.gov: [Электронный ресурс] // URL: https://www.digital.gov.ru/ru/ministry/departments/56/ (дата обращения: 29.03.2022).
- Департамент реализации инфраструктурных проектов // digital.gov: [Электронный ресурс] // URL: https://www.digital.gov.ru/ru/ministry/departments/51/ (дата обращения: 29.03.2022).
- Департамент цифровой трансформации и координации бюджетных расходов // digital.gov: [Электронный ресурс] // URL: https://www.digital.gov.ru/ru/ministry/departments/52/ (дата обращения: 29.03.2022).
- Департамент развития технологий цифровой идентификации // digital.gov: [Электронный ресурс] // URL: https://www.digital.gov.ru/ru/ministry/departments/115/ (дата обращения: 29.03.2022).
- Департамент развития сервисов и клиентского опыта // digital.gov: [Электронный ресурс] // URL: https://www.digital.gov.ru/ru/ministry/departments/122/ (дата обращения: 29.03.2022).
- Департамент развития облачных сервисов и управления данными // digital.gov: [Электронный ресурс] // URL: https://www.digital.gov.ru/ru/ministry/departments/126/ (дата обращения: 29.03.2022).
- Департамент развития инфраструктуры электронного правительства // digital.gov: [Электронный ресурс] // URL: https://www.digital.gov.ru/ru/ministry/departments/130/ (дата обращения: 29.03.2022).
- Департамент стимулирования спроса на радиоэлектронную продукцию // digital.gov: [Электронный ресурс] // URL: https://www.digital.gov.ru/ru/ministry/departments/222/ (дата обращения: 29.03.2022).
- Департамент развития новых телекоммуникационных сервисов // digital.gov: [Электронный ресурс] // URL: https://www.digital.gov.ru/ru/ministry/departments/226/ (дата обращения: 30.03.2022).
- Департамент государственной поддержки развития медиа // digital.gov: [Электронный ресурс] // URL: https://www.digital.gov.ru/ru/ministry/departments/227/ (дата обращения: 30.03.2022).
- Департамент государственной поддержки периодической печати и книжной индустрии // digital.gov: [Электронный ресурс] // URL: https://www.digital.gov.ru/ru/ministry/departments/228/ (дата обращения: 30.03.2022).
- Роскомнадзор // digital.gov: [Электронный ресурс] // URL: https://www.digital.gov.ru/ru/ministry/departments/40/ (дата обращения: 30.03.2022).
- ФГБУ «Связист» // digital.gov: [Электронный ресурс] // URL: https://www.digital.gov.ru/ru/ministry/departments/44/ (дата обращения: 30.03.2022).
- ФГБОУ ДПО «Академия медиаиндустрии» // digital.gov: [Электронный ресурс] // URL: https://www.digital.gov.ru/ru/ministry/departments/194/ (дата обращения: 31.03.2022).
- ФГУП РСВО // digital.gov: [Электронный ресурс] // URL: https://www.digital.gov.ru/ru/ministry/departments/138/ (дата обращения: 31.03.2022).
- Направления деятельности // digital.gov: [Электронный ресурс] URL https://digital.gov.ru/ru/activity/ (Дата обращения 05.04.2022).
- Об итогах работы Минцифры в 2021 году и приоритеты работы на 2022 год // ict.moskow [Электронный ресурс] URL https://ict.moscow/presentation/ob-itogakh-raboty-mintsifry-v-2021-godu-i-prioritetakh-na-2022-god/ (Дата обращения 05.04.2022).