Статья посвящена рассмотрению изменений во внешнеполитическом векторе США в отношении Тайваня и его влиянию на роль и место американского вектора в Китайской Республике. Продемонстрировано, что трансформация подходов администрации Дж. Байдена ведет к усилению зависимости Тайваня от американской военной и экономической помощи. Делается вывод о том, что активные связи Тайваня и США подрывают безопасность в регионе, обостряя конкуренцию США и Китая по поводу автономии Тайваня.
Ключевые слова : США, Тайвань, Китай, Восточная Азия, соперничество, политика, Байден, обострение, регион.
Комплексное соперничество между США и Китаем в настоящее время приобретает все более глобальный характер, а основным местом «противостояния» является обширный Индо-Азиатско-Тихоокеанский регион с центром в Восточной Азии. США позиционируют себя как ключевой актор по обеспечению безопасности и стабильности в регионе. Согласно этой роли, регион сотрудничает с Вашингтоном, чтобы повысить безопасность тремя другими способами: углубить политико-военные связи, наращивать внутренние возможности балансировки отдельных стран и помочь региону в целом диверсифицировать и предотвратить зависимость от Китая, управлять ключевыми кризисными вопросами.
Ярким примером этой ситуации является Тайвань. Как отмечает Л. Васильев, начиная с середины XX в. до начала XXI в., политика США в Восточной Азии не отличалась жестким и односторонним подходом со стороны политического руководства американского государства. Во многом данный подход был связан с нежеланием США содействовать эскалации стратегического противостояния в непосредственной близости от китайских границ, что дополнялось фактическим отказом на официальном уровне от резких и противоречивых заявлений, а также публичной поддержки Тайваня в конфликте с КНР [4]. Политика США долгое время ограничивалась косвенным сотрудничеством (военная и финансовая поддержка Тайваня и иных государств с целью укрепления влияния в ЮКМ) и дополнялась на официальном уровне акцентом на том, что в случае эскалации конфликта в Южно-китайском море, США не смогут оказать реальную поддержку стране [9].
С момента активизации американской политики администрации Б. Обамы в азиатском регионе, Тайвань стал «ретранслятором» американской политики в регионе (проведение совместных военных учений, оказание финансовой, военной помощи, сотрудничество в энергетической, военной сфере, финансирование некоммерческих организаций, отдельных фондов, информационное взаимодействие) [2, c. 100]. Аналогичной риторики придерживалась и администрация Д. Трампа.
По сути, на протяжении десятилетий дипломатические отношения США с Тайванем регулировались запутанными правилами, призванными поддержать ключевого азиатского партнера, не провоцируя Пекин, и избежать войны в Тайваньском проливе [3, c. 24]. Тем не менее, администрация Д. Трампа отказалась от давней политики в отношении Китая и Тайваня, что одновременно повысило ожидания и установило новые ограничения в отношении того, как новая администрация Дж. Байдена будет вести отношения с Тайванем и вместе с этим — со своим крупнейшим геополитическим конкурентом Китаем. В частности, именно при Д. Трампе к концу его каденции были отменены правила правительства США, запрещающие взаимодействие между американскими и тайваньскими дипломатами [12]. Это стало символическим, но значительным улучшением отношений США с островным государством, которое Китай считает своей территорией.
Решение США о дипломатических связях с Тайванем оживило дебаты в Вашингтоне и Тайбэе о том, должны ли США помогать Тайваню и каким образом. Сменявшие друг друга администрации США регулярно взвешивают как конкретные, так и символические вопросы о Тайване, в том числе о том, как организовывать визиты к тайваньским официальным лицам и в каких сферах можно вести торговые и иные отношения. С точки зрения главы Института политики азиатского общества К. Радда: «официальная декларация дипломатических намерений не делает ничего существенного для расширения международного политического пространства Тайваня или укрепления интересов безопасности тайваньского народа, возможно даже создает еще большее ощущение кризиса в Тайваньском проливе» [11], что особо актуально в силу того, что такое решение было принято накануне смены администраций в Белом доме.
Столкнувшись «угрозами» со стороны материкового Китая, правительство президента Китайской Республики Цай Инвэнь делало акцент на гарантиях безопасности и заверений со стороны США в их поддержке, положительно отреагировав на «жесткую позицию» США в отношении Китая (администрация Д. Трампа также увеличила продажи оружия Тайваню и усилила военную активность вокруг островного государства) [10]. Во время выборов в США в 2020 г. Тайвань опасался, что победа Байдена будет означать возвращение внешнеполитических чиновников администрации Б. Обамы, которые считались более мягкими по отношению к Китаю.
Стоит подчеркнуть, что нарастание конфронтационности в американо-китайских отношениях может подтолкнуть Китай к более тесному сотрудничеству с Россией, что придаст подъем как в экономическом плане обtим странам, так и в других, ведь Россия ищет в Китае верного союзника не только в региональной, но и в мировой политике [1].
Опасения Тайваня оказались преждевременными, так как что касается современной американской роли во внешнеполитическом положении Тайваня, то стоит отметить, что в отличие от других сфер, где действующий президент США Дж. Байден стремится изменить или отказаться от политики эпохи Д. Трампа, администрация Дж. Байдена продолжает развивать более тесные отношения с Тайванем и вместо того чтобы вернуться к менее «подстрекательской позиции и стратегической двусмысленности» [6], США выстраивают отношения с Тайванем так, чтобы еще больше обострить отношения с Китаем.
Показательным шагом стало то, что администрация Дж. Байдена официально пригласила на инаугурацию главного представителя Тайваня в США Би-хим Сяо [5]. США также используют жесткую риторику, чтобы упрекнуть китайскую военную активность вокруг Тайваня: «мы призываем Пекин прекратить военное, дипломатическое и экономическое давление на Тайвань» [8], суммируя, что приверженность США Тайваню непоколебима.
Таким образом, можно говорить о том, что США сохранили политику эпохи Трампа в отношении Тайваня, что легализовало правила взаимодействия с тайваньскими официальными лицами и сделало еще один шаг в построении отношений, возобновив переговоры по рамочным соглашениям о торговле и инвестициях (TIFA) [7].
Тайвань с оптимизмом смотрит на то, что переговоры могут в конечном итоге привести к полноценной торговой сделке, которая может существенно продвинуть страну в международных политико-экономических цепочках. Учитывая, что Тайвань в настоящее время является девятым по величине торговым партнером США и крупнейшим в мире экспортером высокой доли американских товаров, заключение соглашения о свободной торговле с Тайванем сейчас может оказаться выгодным для Соединенных Штатов. Расширение экономического партнерства и диверсификация экономики Тайваня за пределами Китая также могут сделать Тайвань более самостоятельным игроком.
В целом заинтересованность Соединенных Штатов в тайваньской автономии подчеркивает важность надежного и устойчивого плана взаимодействия с островным государством. США надеются, что и усиление военной поддержки сдержит «китайскую агрессию». Однако усилия США по расширению американо-тайваньских отношений (особенно с учетом активных поставок и продажи вооружения Тайваню) и неоднозначных высказываний Дж. Байдена о готовности защищать Тайвань военным путем от внешнего вмешательства сильно обострили американо-китайские отношения. Политика нынешней администрации США нарушает давнюю традицию Вашингтона о «стратегической двусмысленности» в отношении Тайваня, в соответствии с которой Белый дом намеренно не давал ясности в отношении того, будет ли он военными путями защищать Тайвань. Цель этой политики заключалась в том, чтобы удержать материк от военных действий, но обострившаяся американская риторика и регулярные военно-торговые связи ставят под угрозу вероятность военного столкновения США и Китая из-за тайваньской автономии.
Литература:
- Гриванов Р. И. Векторы внешнеэкономической политики КНР: сравнительный анализ альтернатив развития / Р. И. Гриванов, Юань Гао, Чжэнь Ли. — Текст: непосредственный // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. — 2016. — № 12–5. — С. 875–878.
- Семкина Е. В. Юго-Восточная Азия: новые плоскости антагонизма США и КНР / Е. В. Семкина. — Текст: непосредственный // Актуальные проблемы современных международных отношений. — 2014. — № 3. — С. 99–104.
- Урляпов В. Ф. «Новое пришествие» США в юго-восточную Азию / В. Ф. Урляпов. — Текст: непосредственный // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития. — 2011. — № 17. — С. 19–30.
- Цветов А. Юго-Восточная Азия 2018–2024: старые раны, новые неопределенности / А. Цветов. — Текст: электронный // РСМД: [сайт]. — URL: https://russiancouncil.ru/2019-southeastasia (дата обращения: 30.05.2022).
- Deng Ch. Biden Sends Important Foreign-Policy Signal With Taiwan Inauguration Invite / Ch. Deng. — Текст: электронный // The Wall Streat Journal J: [сайт]. — URL: https://www.wsj.com/articles/biden-sends-important-foreign-policy-signal-with-taiwan-inauguration-invite-11611230623 (датаобращения: 30.05.2022).
- Grothusen H. How Biden is Building on Trump's Legacy in Taiwan / H. Grothusen. — Текст: электронный // Center for Strategic and International Studies: [сайт]. — URL: https://www.csis.org/blogs/new-perspectives-asia/how-biden-building-trumps-legacy-taiwan (датаобращения: 30.05.2022).
- Hou B., Samson E. U.S., Taiwan to Talk Chips, Vaccines as Long-Stalled Talks Begin / B. Hou, E. Samson. — Текст: электронный // Bloomberg: [сайт]. — URL: https://www.bloomberg.com/news/articles/2021–06–30/u-s-taiwan-to-talk-chips-vaccines-as-long-stalled-talks-begin?sref=VZPf2pAM#:~:text=The %20United %20States %20is %20very,pressure %20and %20coercion %20against %20Taiwan. (датаобращения: 30.05.2022).
- Increasing People’s Republic of China Military Pressure Against Taiwan Undermines Regional Peace and Stability. — Текст: электронный // U. S. Department of State: [сайт]. — URL: https://www.state.gov/increasing-peoples-republic-of-china-military-pressure-against-taiwan-undermines-regional-peace-and-stability/ (датаобращения: 30.05.2022).
- Kaplan Р. America Must Prepare for the Coming Chinese Empire / P. Kaplan. — Текст: электронный // The National Interest: [сайт]. — URL: https://nationalinterest.org/feature/america-must-prepare-coming-chinese-empire-63102 (датаобращения: 24.05.2022).
- Sharp jump in US Navy transits to counter China under Trump. — Текст: электронный // AP News: [сайт]. — URL: https://apnews.com/article/politics-beijing-south-china-sea-china-taiwan-6e8129431137ef822344677092285dbd (датаобращения: 29.05.2022).
- Shih G. Trump upsets decades of U. S. policy on Taiwan, leaving thorny questions for Biden / G. Shih. — Текст: электронный // The Washington Post: [сайт]. — URL: https://www.washingtonpost.com/world/asia_pacific/trump-biden-taiwan-china/2021/01/13/1bbadee0–53c0–11eb-acc5–92d2819a1ccb_story.html (датаобращения: 28.05.2022).
- US lifts self-imposed restrictions on Taiwan contacts. — Текст: электронный // Business Standard: [сайт]. — URL: https://www.business-standard.com/article/international/us-lifts-self-imposed-restrictions-on-taiwan-contacts-chinese-media-reacts-121011000728_1.html (датаобращения: 25.05.2022).