В данной статье рассмотрены вопросы государственного регулирования кризисных ситуаций в экономике. Появление кризисов в рыночной экономике циклично, а учитывая, что за последние десятилетие их количество увеличилось, государственное регулирование в этой сфере играет важную роль. Государство располагает большим количеством антикризисных инструментов, но под давлением санкций и последствий пандемии, важно наиболее эффективное их использование.
Ключевые слова: экономический кризис, государственное регулирование, экономические санкции, пандемия, рост экономики, национальная экономика.
Экономический кризис является резким ухудшением экономического положения государства, которое проявляется в снижении качества и уровня жизни населения, массовом банкротстве компаний, росте безработицы, существенном спаде производства.
Экономический кризис помимо влияния на деловую активность, также сказывается негативно на социальную сферу жизни общества. Это отображается в сокращении трудовой миграции, ухудшении криминальной обстановке, недоступности социальных услуг или к снижению их качества, а также к снижению уровня занятости и уровня средней заработной платы.
В 2022–2023 году Правительство должно предпринять решительные меры, чтобы смягчить последствия кризиса для оказания поддержки предпринимательству и населению в рамках экономической и финансовой политики.
Важным стимулирующим фактором денежной политики стало снижение процентной ставки ЦБРФ в апреле на 0,5 процента до 5,5 процентов в год. Банк России решил смягчить монетарную политику в связи со значительным ослаблением рубля, что приводит к росту цен на потребительскую продукцию из-за эффекта переноса. В связи с тем, что в настоящий момент инфляция ниже целевого показателя и значительно снижается совокупный спрос, можно предположить, что превышение этого показателя инфляции (более 2-х процентов) останется невысоким. Таким образом, Банк России будет еще снижать процентные ставки.
При всей важности денежной политики, ведущую роль должна сыграть фискальная политика. В результате предпринятых мер по борьбе с коронавирусом многие компании вынуждены были прекратить работу, а сотрудники остались без рабочих мест. В такой ситуации экономические субъекты нуждаются не столько в снижении стоимости инвестиций, сколько нуждаются в прямой финансовой поддержке, которую можно получить в рамках налоговых и бюджетных мер [1, с.96].
Следует обратить внимание на динамику роста промышленного производства в стране, который оставляет желать лучшего и становится очередной угрозой экономической безопасности.
Проблемы импортозамещения, нагнетаемые экономическими санкциями, усиливаются ажиотажным спросом на товары и услуги со стороны населения. В связи с такой ситуацией, по промышленному производству, следует учесть и незначительный рост инвестиций в основной капитал, который снизился в 2021 году и составил 16,4 %. За 2017–2020 годы рост инвестиций в основной капитал составил 17,2–18,8 % от ВВП, что является минимальным значением для обновления основного капитала [3, с. 90].
В сельском хозяйстве под действием санкций поставки необходимого оборудования, материалов и т. д. находятся под угрозой или вообще прекращены. Ведь транспорт, станки в перерабатывающих заводах, семена, удобрения, и многое другое являемся импортным или включает в себя импортные детали, нехватка которых приведет к спаду урожайности, снижению срока хранения продукции. Кроме этого, возникают проблемы с реализацией и продвижением на рынок данного товара.
Конечно, зарубежные санкции оказали негативное влияние на развитие российской экономики. Закрытие границ и прекращение импортно-экспортных отношений привело к уходу из российского рынка многих зарубежных компаний. Это в свою очередь отразилось на товарном дефиците в некоторых аспектах продовольственной системы, и в результате повысились цены на отдельные товары. А закрытие зарубежных предприятий привело к увеличению числа безработных в стране.
Для преодоления всех этих угроз необходимо принятие радикальных мер по развитию национального производства, разработке новых технологий и оборудования, налаживанию новых путей реализации товаров, развитию внутреннего рынка, поддержке отечественного производителя и т.д [1, с. 95].
В условиях постоянного санкционного давления трудно создавать благоприятные условия для жизни своих граждан и стремиться к стабильному росту экономики. Важно понимать, что сейчас для нас большую перспективу представляет отказ от импортных товаров и развитие собственного производства, в связи, с чем Правительство РФ должно направить свои силы на поддержку отечественного производителя. Ведь стабильный рост экономики страны — возможность противостоять всем перечисленным угрозам экономической безопасности. Именно поэтому необходимо поддержание национальной экономики особенно сейчас, когда со всех сторон вводятся антироссийские санкции, стремящиеся подорвать экономику и социальный устой страны.
В первую очередь, необходимо улучшить гибкость рынка рабочей силы, включая введение понятия «временная нетрудоспособность», то есть увольнение, которое предполагает прекращение работы позже, либо право работодателя отправить сотрудников в неоплачиваемый отпуск до 3 месяцев по его инициативе [2, с. 9].
Во-вторых, нужно снизить вероятность социального изоляционного риска. В рамках данного согласования может быть создана координационная группа на базе социальных центров, чтобы регистрировать и поддерживать людей из группы риска. Чтобы привлечь дополнительный персонал по данным пунктам, люди, потерявшие рабочие места, могут помогать с организацией телефонных консультаций и видеоконсультаций, принимать звонки, помогать с доставкой и получением услуг. Необходимо повысить работу с людьми без определенного места жительства, принимая соответствующие защитные меры и государственную поддержку НПО в сфере предоставления социальных услуг, чтобы сохранить и увеличить охват их работы.
В-третьих, нужно обеспечить питание пенсионерам и людям с хроническим болезнями, вынужденным самоизолироваться в регионах с эпидемиологической ситуацией, где необходимо соблюдение строгой карантинной системы. Важным шагом в поддержке населения будет введение адресного продовольственного обслуживания малоимущих.
В-четвертых, необходимо рассмотреть мероприятия, направленные на повышение уровня доступности молодежи к системе высшей школы, а также контролировать ее качество, увеличив количество бюджетных мест на бакалавриат и магистратуру, повысив возможности получить степень магистра, увеличив количество бюджетных мест на бакалавриат на выпускников образовательных организаций средней профессиональной подготовки, социальную поддержку нуждающихся обучающихся.
Литература:
- Жуков, Е. В. Государственное регулирование кризисных ситуаций в экономике / Е. В. Жуков. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 51 (393). — С. 95–99. — URL: https://moluch.ru/archive/393/86946/ (дата обращения: 05.06.2022).
- Курдин А. А., Коломиец А. Р., Маркова О. А., Служевская В. Д., Филиппова И. Н., Шпакова А. А. Вход в пандемию: первые меры поддержки экономики и первые результаты // Научные исследования экономического факультета. Электронный журнал. 2020. Т. 12. № 2 (36). С. 7–25.
- Прокопенко, З. В. Инструменты антикризисного развития в условиях пандемического кризиса / З. В. Прокопенко // Вестник Алтайской академии экономики и права. — 2022. — № 1. — С. 90–96
- Экономика и экономическая политика в условиях пандемии / Под ред. Кудрин А. Л. М.: Изд-во Института Гайдара, 2021. 344 с.