In this article, the author, based on the analysis of the norms of the current legislation, as well as the works of scientists in the field under consideration, examines certain features of the legal regulation of requirements for a candidate for the post of judge of the military court of the Russian Federation. Based on the results of the study, the author comes to the conclusion that it is necessary to adjust the norms of Article 27 of the Federal Constitutional Law of 23.06.1999 N 1-FKZ «On Military Courts of the Russian Federation».
Keywords: staffing of military courts, appointment to the post of a judge of a military court, military courts, equipment of military courts.
Основными задачами вооруженных сил государства являются непосредственная защита государства, его союзников, а также их интересов. Только при поддержании строгого воинского порядка и дисциплины, а также при надежной защите прав и свобод военнослужащих возможно выполнение вооруженными силами поставленных им задач. Выполнение задач по поддержанию установленных законом порядка и дисциплины в вооруженных силах возложено на военные суды, которые осуществляют судебную власть во всех воинских формированиях государства, а также за его пределами. Военные суды осуществляют правосудие наравне с остальными судами общей юрисдикции, при этом учитывая особый статус гражданина, являющимся военнослужащим, специфику службы в вооруженных силах и являются одним из основных органов по защите прав и свобод военнослужащих.
При этом, как известно, в настоящее время ст. 27 Федерального конституционного закона от 23.06.1999 N 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации» [1], устанавливает требования к лицу, которое назначается на должность судьи военного суда. При этом, вплоть до настоящего времени продолжается дискуссия относительно предъявляемых требований к судье военного суда, которая в основном касается обязательности наличия офицерского звания и опыта военной службы у судьи военного суда. В целом же отметим, что в период 2019–2022 годов вопросам связанным с кадровым обеспечением военных судов уделяли внимание следующие авторы: Харитонов С. С. [2], Соколов А. П., Мишуткина Д. И. [3], Заярная А. А. [4] и другие авторы. Рассмотрев работы указанных исследователей, а также положения Федерального конституционного закона от 23.06.1999 N 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации», мы приходим к нижеследующим выводам.
Так, в соответствии со ст. 27 Федерального конституционного закона от 23.06.1999 N 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации», судьей военного суда может быть гражданин Российской Федерации, отвечающий требованиям, предъявляемым к кандидатам на должность судьи Законом РФ от 26.06.1992 N 3132–1 «О статусе судей в Российской Федерации». Дополнительным условием является получение кандидатом на должность судьи военного суда положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации. При этом преимущественным правом на назначение на должность судьи военного суда обладает военнослужащий, имеющий воинское звание офицера, а также гражданин, имеющий воинское звание офицера, пребывающий в запасе или находящийся в отставке
Таким образом, действующий механизм формирования военно-судебного корпуса не дает гарантий назначения на должность судьи военного суда кандидата, имеющего звание офицера, поскольку речь идет лишь о «преимущественном праве». Практика применения нового порядка назначения судей подвергается обоснованной критике, учеными и практикующими юристами раскрываются, в том числе, проблемы, возникающие при назначении на должности судей военных судов сугубо гражданских лиц: профессиональные, морально-этические, психофизические. Мы разделяем мнение Н. Н. Веретенникова и высказанное им предложение о совершенствовании отбора кандидатов на должности судей военных судов путем внесения в ч. 2 ст. 27 Федерального конституционного закона «О военных судах Российской Федерации» и требования о наличии у кандидата воинского звания офицера и стажа службы на офицерских должностях [5].
Отдельного внимания заслуживают вопросы, характеризующие правовой статус кандидатов на должность судьи военного суда. Как мы неоднократно указывали, в соответствии с законоположениями, содержащимися в рамках ч. 2 ст. 27 Федерального конституционного закона от 23 июня 1999 г. № 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации», преимущественное право к занятию должности военного судьи имеют право лица, которые являются военнослужащими. Также это касается граждан, которые официально находятся в военном запасе или в отставке с военной службы.
Вместе с тем, на наш взгляд, не совсем понятно, почему законодатель поставил в один ряд такие категории как «лицо являющееся действующим военнослужащим»; «военнослужащий который находится в военном запасе, или в отставке с военной службе». Иными словами, представим себе ситуацию, когда на должность судьи военного суда претендуют три лица: лицо являющееся действующим военнослужащим; лицо находящееся в запасе и лицо находящееся в отставке с военной службы. Формально у указанных лиц нет какого-либо приоритета друг перед другом в части занятия должности судьи военного суда, т. к. законодатель в рамках ч. 2 ст. 27 Федерального конституционного закона от 23 июня 1999 г. № 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации» ставит знак равенства в приоритетном праве на занятие должности военного судьи между данными категориями лиц. Однако, насколько данные правила действенны? Ведь совершенно очевидно, что ключевым назначением данной нормы является то, чтобы должность военного судьи заняло лицо, которое имеет опыт военно-служебных отношений и понимает «изнутри» военную сферу государства, что является необходимым условием действенного осуществления военного правосудия. Но вместе с тем, если лицо являющееся действующим военнослужащим действительно обладает актуальными познаниями в рассматриваемой области, то военнослужащий, который находится в военном запасе, или в отставке с военной службе, может не обладать актуальными познаниями в рассматриваемой области, по той причине, что его военная служба могла закончиться много лет назад. При этом надо понимать, что военная сфера сегодня развивается стремительно, информационно-телекоммуникационный прогресс существенным образом меняет облик, внутреннюю структуру и систему Вооруженных сил Российской Федерации и иных воинских формирований, военно-служебные отношения находятся в постоянном развитии, и то, что было актуально еще десять-двадцать лет назад, может быть не актуальным сегодня. В виду указанного обстоятельства считаем, что безусловным приоритетом на занятие должности судьи военного суда должно обладать лицо, находящееся в настоящий момент на военной службе, тогда как лицо находящееся в запасе и лицо находящееся в отставке с военной службы должно иметь некий «вторичный приоритет».
Подводя итог вышеизложенному, можно отметить, что в настоящее время необходимо скорректировать законоположения содержащиеся в рамках ч. 2 ст. 27 Федерального конституционного закона от 23.06.1999 N 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации», изложив их в следующей редакции: «Преимущественным правом на назначение на должность судьи военного суда обладает военнослужащий, имеющий воинское звание офицера, а также гражданин, имеющий воинское звание офицера, пребывающий в запасе или находящийся в отставке. В случае, если на замещение должности судьи военного суда претендует действующий военнослужащий и гражданин, пребывающий в запасе или находящийся в отставке, то приоритетным правом на замещение должности судьи военного суда обладает действующий военнослужащий».
Литература:
1. О военных судах Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 23.06.1999 N 1-ФКЗ (ред. от 16.04.2022г.) // Собрание законодательства РФ. 1999. № 26. Ст. 3170.
2. Харитонов С. С. Об оправданности требований к образовательному цензу для кандидата на должность военного судьи // Право в Вооруженных Силах. 2019. N 2. С. 33–37.
3. Соколов А. П., Мишуткина Д. И. Правовой статус судьи военного суда // Вестник военного права . 2021. № 2 . С. 88–92.
4. Заярная А. А. Особенности правового статуса военных судей в Российской Федерации // Юридическая наука в XXI веке: актуальные проблемы и перспективы их решений. Сборник научных статей по итогам работы круглого стола № 11 со всероссийским и международным участием. Шахты, 2021. С. 16–19.
5. Веретенников Н. Н. Статус судьи военного суда в условиях мирного и военного положения: проблемы становления и перспективы развития // Российский судья. 2016. № 1. С. 27.