В статье рассматриваются и анализируются способы разрешения и урегулирования экологических конфликтов.
Ключевые слова : экологический конфликт, разрешение, урегулирование.
Практически все сообщества в мире время от времени испытывают напряженность из-за экологических проблем, таких, как землепользование, качество окружающей среды, распределение воды, удаление отходов и управление природными ресурсами. В соответствующих конфликтах факторы окружающей среды играют значительную роль либо как непосредственные причины конфликта, либо как его основные движущие силы. Экологические конфликты проявляются во многих формах. В ответ на вызовы, связанные с управлением ими, в последние десятилетия актуализировалась совокупность теорий и практик, ориентированных на разрешение и урегулирование экологических конфликтов, поскольку необходим поиск путей и создание инструментов для управления частными, государственными и международными конфликтами.
Концепция разрешения экологических конфликтов, в рамках которой предполагается, что конфликты могут быть разрешены раз и навсегда, иногда кажется абсурдной, учитывая разнообразие конфликтов. Разрешение экологических конфликтов, возможно, легче понять через концепцию управления, относящуюся к различным способам реагирования на социальные вызовы, которые выходят за рамки государственного управления и носят многосторонний характер.
Как отмечают Е. Е. Кононова, Н. С. Мальцева, при анализе способов разрешения и урегулирования экологических конфликтов важно понимать, что данные конфликты развиваются по циклам эскалации и деэскалации: сначала стороны осознают, что их цели не совпадают, что-то провоцирует и обостряет ситуацию. Далее следуют попытки взять под контроль и разрешить конфликт. В данной связи можно говорить об эпизодах конфликта; вспышках, вызванных определенными обстоятельствами. Первопричины конфликта могут поддерживать разногласия между отдельными людьми, а также дают возможность взглянуть на эпизоды с других точек зрения [1].
В более широком контексте разрешение экологических конфликтов — это не только переговоры или посредничество. Институты, связанные с законотворчеством и правоприменением, являются важной частью структур трансформации конфликта.
На наш взгляд, понимание, разрешение и урегулирование сложных экологических конфликтов требует мультидисциплинарного подхода. В рамках разрешения конфликтов можно использовать, среди прочего, понимание социальных психологов, юристов и экономистов, а также знание «теории игр».
Так, многих исследователей интересует подход теории переговоров, основанный на интересах, другими словами, анализируется, каким образом следует выстроить приемлемые решения, которые вытекают из потребностей и интересов сторон.
Кроме того, в контексте разрешения и урегулирования принимается в учёт опыт посредничества в экологических конфликтах, но подчеркивается разница между ролями исследователя и посредника.
Так, по замечанию К. Р. Кривощековой, исследователь не является посредником. Исследователь экологических конфликтов может помочь понять конфликты и их предысторию, а также подходы к урегулированию конфликтных процессов. Тем не менее, экологические исследования и исследователи окружающей среды также могут сыграть важную роль в разрешении конфликтов, когда для переговоров необходима надежная и актуальная информация о последствиях различных вариантов. Исследователи могут моделировать изменения в землепользовании или водных ресурсах и давать понять сторонам последствия трансформаций в данной области [2].
Следует отметить, что альтернативные способы разрешения экологических конфликтов, в основном, обозначают широкий спектр процессов урегулирования, которые служат средством достижения согласия между сторонами без использования судебного разбирательства.
Альтернативный способ разрешения экологических конфликтов является собирательным термином, который относится к способам, которыми стороны могут урегулировать конфликты посредством участия третьей стороны. Это также известно как внешнее разрешение экологических конфликтов [3]. В последние годы альтернативные способы разрешения экологических конфликтов получили признание как среди широкой общественности, так и среди юристов, а также используются в качестве средства, помогающего разрешать конфликты наряду с самой судебной системой.
В прежние времена существовало лишь несколько ограниченных способов разрешения экологических конфликтов. Эти способы обычно включали судебные тяжбы и политические действия. Это было связано с тем, что в то время альтернативные инструменты не были популярной концепцией. Альтернативные способы разрешения обеспечивают сторонам гибкость, которую не может обеспечить судебный процесс. Это дает сторонам возможность выбрать каналы, через которые они предпочли бы общаться. В судебных разбирательствах из-за бремени незавершенных дел процесс становится долгим и утомительным. Альтернативные способы также предоставляют возможность восстановить отношения между сторонами.
Решение многих современных экологических конфликтов требует сотрудничества между всеми заинтересованными сторонами. Это утверждение особенно справедливо, если учесть, что ни одна заинтересованная сторона в отдельности или подгруппа затронутых заинтересованных сторон в совокупности не обладают знаниями, полномочиями, ресурсами и возможностями для самостоятельного разрешения таких конфликтов.
В то время, как традиционные механизмы разрешения экологических конфликтов являются либо состязательными (например, судебные и арбитражные разбирательства), либо исключительными (например, законодательство или принятие административных решений сверху вниз), альтернативные методы касаются совместных процессов для урегулирования проблем с целью достижения взаимоприемлемых соглашений о конфликтных ситуациях. Как отмечает В. А. Белкина, первоначально состоявшие, в основном, из посредничества, широта альтернативных методов теперь охватывает многообразный спектр инструментов и процессов сотрудничества, включая облегчение переговоров, совместный поиск решений, оценку конфликтов, политические диалоги, раннюю нейтральную оценку, совместное планирование и общественное обсуждение [4]. В основе разработки совместных инструментов и процессов для разрешения и управления экологическими конфликтами возникла обширная теория.
Так, с 1970-х годов наблюдается распространение использования совместных процессов для разрешения экологических конфликтов. Это произошло как в развитых, так и в развивающихся странах: процессы применялись к разнообразному кругу вопросов (от решений по отдельным вопросам, таким, как вырубка леса, до управления глобальным достоянием). Распространение этого направления обусловлено, на наш взгляд, ограничениями других подходов к разрешению экологических конфликтов.
В свете обсуждения остается вопрос о том, кто именно инициирует, координирует или применяет способы урегулирования экологических конфликтов. Как нам представляется, на этот вопрос нет однозначного ответа, поскольку каждый случай экологического конфликта уникален. О. Л. Бозиев, А. Х. Ханмамедов также обращают внимание на эту неоднозначность, приводя следующие примеры. Иногда управляющий природными ресурсами может оказаться втянутым в конфликт между конкурирующими интересами заинтересованных сторон и осознать возможность использования альтернативных методов разрешения. В других случаях эти методы могут использовать специалисты по экологическому планированию в государственном или частном секторах. Специалисты по планированию могут на самом деле иметь идеальные возможности для организации и координации использования альтернативных методов благодаря их методологической и аналитической подготовке в области прогнозирования проблем и оценки альтернатив для удовлетворения ряда конкурирующих интересов [5].
Из-за социальной и экологической сложности, связанной с экологическими конфликтами, и правовых, процедурных, культурных и административных ограничений, при которых они возникают, ни один способ урегулирования не может быть «панацеей», способной полностью и окончательно устранить источники и движущие силы конфликта. Таким образом, специалисты-практики должны реалистично относиться к тому, чего может достичь в рамках существующих ограничений, и определять успех в соответствии с достижимыми и измеримыми результатами процесса. Руководители процессов должны четко сообщать заинтересованным сторонам, что разумно ожидать от участия в процессе, какова ответственность каждого заинтересованного лица в процессе и что будет приводить к успеху в разрешении экологического конфликта.
Литература:
- Кононова Е. Е. Управление экологическими конфликтами на региональном уровне / Е. Е. Кононова, Н. С. Мальцева // Формирование устойчивого развития экономики на принципах экологического менеджмента. Материалы XIII международной научно-практической конференции. — Орел: 2017. — С. 226–230/
- Кривощекова К. Р. Некоторые вопросы о разрешении экологических конфликтов / К. Р. Кривощекова // Социальное благополучие человека в современном мире: расширение возможностей. Сборник материалов XIII научно-практической конференции. — Пермь: 2021. — С. 96–98.
- Бекмурзаева Р. Х. Механизм регулирования экологических конфликтов в условиях глобализации / Р. Х. Бекмурзаева, Л. Х. Джандарова // ФГУ Science. — 2021. — № 4 (24). — С. 34–39.
- Белкина В. А. Медиация в социально-экологических конфликтах / В. А. Белкина // Проблемы конфликторазрешения в современном обществе. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Юго-Западный государственный университет. — Курск: 2020. — С. 29–31/
- Бозиев О. Л. Автоматизированная поддержка принятия решений в условиях экологического конфликта / О. Л. Бозиев, А. Х. Ханмамедов // Цифровая трансформация науки и образования. Сборник трудов международной научно-практической конференции. — Нальчик: 2020. — С. 13–23.