Работа посвящена изучению взаимосвязи статусов идентичности личности и страха будущего в юношеском возрасте. Наблюдается дефицит исследований, посвященных научному изучению феномена идентичности. Многие исследователи опираются на теоретические работы Э. Эриксона и Дж. Марсиа, написанных в середине прошлого века. Также отмечает дефицит работ, которые были бы посвящены исследованию переживаний, которые возникают в период кризиса идентичности личности. В особенности страхов, которые возникают в данном периоде. В своем же исследовании мы планируем обратить внимание именно на это и провести эмпирическое исследование, которое позволит выявить ведущие страхи при кризисе идентичности. В исследовании использовались методы теоретического анализа; опросник; количественная и качественная обработка данных.
Ключевые слова: идентичность личности, статус идентичности, страхи, страх будущего.
Многие исследователи полагают, что из-за усиления темпов процессов глобализации и информатизации, общество значительно преобразовывается. Один из основателей концепции «постсовременности» З. Бауман, описывая современное общество, охарактеризовал также условия жизни: «…ненадежность, неустойчивость, уязвимость — это наиболее широко распространенная, а также наиболее остро ощущаемая, особенность современных условий жизни» [1]. Логично предположить, что для человека, живущего в таких условиях, как никогда ранее, становится актуальная проблематика самоопределения и ценностного соотнесения себя с какой-либо группой. «Гендерная идентичность», «сексуальная идентичность», «личностная идентичность» и «профессиональная идентичность» — это термины, которые давно уже не являются исключительно научными, а глубоко укоренились в обыденной речи.
Объект исследования: статус идентичности личности.
Предмет исследования: связь статусов идентичности личности и страха будущего в юношеском возрасте.
Общая гипотеза: существует связь статусов идентичности личности и страха будущего в юношеском возрасте.
Частные гипотезы:
- Страх будущего наиболее выражен при статусе мораторий идентичности;
- Страх будущего наименее выражен при достигнутой идентичности личности;
- При статусе диффузная идентичность личности страх будущего связан с показателями самоактуализации личности.
Цель исследования: выявить связь статусов идентичности личности и страха будущего в юношеском возрасте.
Задачи исследования:
- Провести аналитический обзор теорий личностной идентичности в юношеском возрасте и теорий о переживание чувства страха;
- Провести эмпирический анализ статусов идентичности личности в юношеском возрасте.
- Провести эмпирический анализ ведущих страхов в юношеском возрасте;
- Проанализировать и описать связь статусов идентичности личности и страха будущего в юношеском возрасте.
Методы и методики:
- Для оценки статусов идентичности использовалась методика «Объективного измерения статуса эго-идентичности Дж.Р. Адамса» в адаптации Т. А. Гавриловой и Е. В. Глушак 2011г.
- Для оценки переживания страха:
a.«Многомерно-функциональная диагностика страха» В. П. Прядин, А. Ф. Чернавский 2013 г.
b.Блок вопросов, посвященных переживанию страха, из методики «Незаконченные предложения» Сакса-Леви.
- Метод математической обработки: корреляционный анализ по Спирмену.
Результаты
Для выявления наиболее распространенных статусов идентичности личности была построенная диаграмма размаха на основании показателей методики «Объективного измерения идентичности Дж. Р. Адамса» в адаптации Т. А. Гавриловой и Е. В. Глушак 2011 г.
В результате нашего исследования видно, что наиболее распространенными статусами идентичности являются мораторий идентичности и достигнутая идентичность. Также можно видеть, что принятая идентичность имеет крайне низкие показатели.
Таким образом, мы видим, что в нашей выборке превалируют показатели, соответствующие кризисному (мораторий) и посткризисному периоду (достигнутая идентичность). Данный факт значит, что юношеский период является кризисным периодом в процессе развития идентичности, а также периодом постепенного разрешения данного кризиса.
Взаимосвязь статусов идентичности личности
Для того, чтобы выявить взаимосвязь статусов идентичности личности между собой был проведен корреляционный анализ по Спирмену показателей методики «Объективного измерения статуса идентичности Дж.Р. Адамса» (таблица 1).
Таблица 1
Взаимосвязи статусов идентичности между собой
Диффузная идентичность |
Принятая идентичность |
Мораторий |
Достигнутая идентичность |
|
Диффузная идентичность |
1,00 |
|||
Принятая идентичность |
0,235** |
1,00 |
||
Мораторий |
0,243** |
0,142 |
1,00 |
|
Достигнутая идентичность |
-0,005 |
0,168* |
0,209** |
1,00 |
Примечание к Таблице 1 : в таблице коэффициенты корреляции по Спирмену при p<0,05 отмечены — *, при p<0,01 — **.
Нами были выявлены следующие взаимосвязи:
1) Диффузная идентичность связана с принятой идентичностью (r=0.235 при p<0.01) и с мораторием идентичности личности (r=0.243 при p<0.01).
2) Принятая идентичность связана с достигнутой идентичностью (r=0.168 при p<0.05).
3) Мораторий идентичности связан с достигнутой идентичностью (r=0.209 при p<0.01).
Таким образом, мы видим, что диффузная идентичность (т. е. статус идентичности личности, не испытывающей потребности в исследовании альтернатив, не прошедшей кризис и не сформировавшей собственную систему ценностей, убеждений и обязанностей) предполагает элементы принятой идентичности (т. е. статус идентичности личности, включенной во «взрослую» систему отношений, но сделавшей это не самостоятельно, не пройдя кризиса) и моратория идентичности (т. е. статус идентичности личности, находящейся в ситуации активного проживания кризиса и поиска его разрешения, но не имеющей определенной и устойчивой системы ценностей, убеждении и обязанностей). Принятая же идентичность предполагает элементы достигнутой идентичности (т. е. статуса идентичности личности, прошедшей кризис и имеющей собственную систему ценностей, убеждений и обязанностей), как и мораторий идентичности личности.
Взаимосвязь диффузной идентичности с принятой идентичностью и мораторием идентичности личности указывает на то, что в выборке присутствуют характеристики, присущие кризису идентичности, а также докризисные и посткризисные характеристики. Взаимосвязь принятой идентичности с достигнутой идентичностью указывает на тот факт, что в нашей выборке присутствуют характеристики, которые указывают на то, что раннее внешняя система ценностей личности начинает постепенно становится внутренней (возможно, через кризисные состояния). Взаимосвязь моратория идентичности и достигнутой идентичности указывает на то, что в выборке присутствуют характеристики, указывающие на постепенное проживание кризиса и переход к достигнутой идентичности.
Были выделены наиболее распространенные категории переживания страха. По результату исследования мы видим, что наиболее выраженными характеристиками переживания страха для нашей выборки являются фантазии, экстремальный страх, страх деятельности, нейротизм, чувство опасности (прогноз), самооценка, боль социальная, страх жизнедеятельности и положительные последствия социального страха.
Таким образом мы видим, что страх будущего (в концепции В. П. Прядина и А. Ф. Чернавского страх будущего описывается как страх жизнедеятельности) действительно является одним из ведущих страхов в юношеском возрасте. Данное положение подтверждает выдвинутую нами гипотезу.
Литература:
1. Бауман З. Текучая современность — СПб.: Питер, 2008. — 240 с.